Я не могу отделаться от мысли о собственной тупости - консультация психолога

С самого раннего детства меня мучает мысль о том, что я тупая. Она как маленький свербащий бур в моей голове, присутствует постоянно, но усиливается, когда я совершаю ошибки или веду себя глупо. Вокруг этой навязчивой мысли я выстроила жизнь.
Я делала всё, чтобы доказать себе, что я не тупая. Прилежно училась в школе (за все 11 лет что-то кроме 5 в четверти  получала только по физкультуре), нашла, как мне тогда казалось, самую сложную в мире вещь - философию, прочитала много всякого, от Маркса до Инмендхема, в итоге так углубившись в это дело, что сейчас пишу кандидатскую по этому делу. Помимо философии изучала как хобби биологию, историю и иностранные языки (знаю помимо русского французский, английский, итальянский и немецкий, пытаюсь выучить иврит), сдала ЕГЭ на 90+ баллов (что никогда не считала особенным достижением, в моём 2018 это было не так уж и сложно), в целом, я всегда старалась казаться умной хотя бы себе самой.
И вот, я снова испытываю это липкое ощущение собственной идиотии. Я забываю слова (причём не какие-то термины, а общеупотребительные. Недавно попросила подругу сходить в магазин «за этим, как его зовут то, таким сырным в шоколаде». Как выяснилось случайно, хотела я сырок). забываю где оставила вещи (ехали с той же подругой в автобусе, я думала что потеряла проездной. Обыскала всё вокруг, не смотря на ливень, а в итоге оказалось, что он был в рукаве водолазк), смеюсь над очень глупыми шутками как ненормальная (да-да, всё с той же подругой (нет, не единственной) смотрим фильм вечером. Она говорит, что хочет посмотреть что-то смешное, я предлагаю включить «чудотворцы» со Стивом Бушеми и Дэниэлом Рэдклиффом. Включаю. 20 минут я только и делаю что смеюсь с шуток про дефекацию и испражнения, она сидит с каменным лицом. Причём смеюсь я над этим не иронично, мне реально нравятся шутки из этого сериала, я его пересматриваю раз в год стабильно), я очень часто не догоняю, считаю медленнее других (играем мы с подругами в настольную игру. Нужно посчитать какой-то простейший пример для 2-3 класса, а-ля 34+13. Я сижу в голове считаю, а в это время другие уже сделали это и ответ назвали), постоянно ловлю себя на мысли что не верю в то, что говорю или просто несу бред (вот как сейчас, да). В целом, у меня складывается ощущение, что я эрудированная, но тупая. Что я запомнила огромное количество информации, но это не сделало меня умной или хотя бы логичной. Из-за этого мне до слёз плохо, но плакать я почему-то не могу
Если говорить о других моих проблемах, то:
Сон. Я практически не сплю, не могу заснуть, но даже когда получается, ощущение своей тупости сохраняется
Ипохондрия. Я постоянно ищу у себя признаки РС. Расстраиваюсь, если не нахожу. Если нахожу, тоже расстраиваюсь.
Общая слабость. Недавно поднималась по эскалатору в метро ножками, не смогла даже до середины дойти, устала
С концентрацией внимания проблем нет, проверила на всякий случай, перечитав первые главы Улисса.
Параноя. Печатаю это, и боюсь, что на работе узнают, о моих проблемах и выгонят меня
Препараты которые я принимаю:
Спиронолактон (по назначению врача)
Эстрадиол (тоже по назначению врача)
Что со мной? Почему это происходит? Как это исправить?
Радченко Виталий

Психолог
г. Москва
Психоаналитическая терапия
Ответ для: Марго
Здравствуйте. Марго! Спасибо, что поделились своими переживаниями. Это требует огромной смелости — открыться так глубоко. Я хочу, чтобы вы знали, что многие люди сталкиваются с подобными внутренними конфликтами.
Ваши мысли о том, что вы «тупая», звучат очень болезненно. Порой наш внутренний критик бывает слишком строгим, и он может затмить все ваши достижения и умения. Марго, Вы упомянули, что много учились и достигли значительных успехов — это действительно впечатляет! Но иногда даже самые яркие достижения не могут заглушить те навязчивые мысли, которые мучают нас изнутри.
Забывчивость и трудности с концентрацией могут быть результатом стресса или усталости. Возможно, вы слишком сильно давите на себя, стремясь доказать свою ценность. Это нормально — иногда нам всем нужно просто остановиться и дать себе время на отдых. Подумайте над этим, пожалуйста.
Что касается ипохондрии и параноидальных мыслей — это тоже может быть проявлением тревоги. Страхи часто накладываются друг на друга, создавая ощущение безвыходности. Помните пожалуйста, что эти чувства не определяют вас как человека.
Марго, я бы посоветовала вам обратиться к специалисту — это может быть очень полезно. Психотерапевт поможет вам разобраться в ваших чувствах и научит справляться с ними. Также попробуйте найти поддержку среди друзей или близких — иногда простое общение может значительно облегчить состояние.
Не забывайте заботиться о себе, найдите время для отдыха, возможно, займитесь чем-то приятным для души — чтением, прогулками или любимым хобби. И помните, что вы заслуживаете любви и понимания, в том числе от самой себя. Берегите себя, Марго!
📌+7-950-301-16-63📌Подписывайтесь на мой Яндекс.Дзен-канал "Фрейдзон: Виталий Фрейдович исследует..." с уникальными разборами инфо-поводов знаменитостей (в анкете есть сайт-визитка со всеми ссылками).
Роменская Жанна
Психолог
г. Ростов-на-Дону
Психоаналитическая терапия
Ответ для: Марго
Здравствуйте, Марго! По симптомам, которые вы описываете, похоже на диссоциативную защиту. Что я имею в виду: ваше представление от вашем интеллекте никак не связано с образованностью и многогранностью ума и вашей личности. Корни этого самоощущения уходят гораздо глубже в прошлое. Самые частые причины: это неблагополучное детство (недолюбленность, недополучение заботы и внимания, возможно, даже психологическая травма), отсюда неуверенность в себе, нерациональные страхи, беспокойство, неврозоподобные эпизоды и негативное прогнозирование:
Цитата: Я делала всё, чтобы доказать себе, что я не тупая.
- доказать себе и другим, что достойна
Цитата: Я забываю слова (причём не какие-то термины, а общеупотребительные.
рассеянность внимания, мозг уже перегружен (при невротической симптоматике так бывает), приоритетов вы не расставили, и он не знает, что держать в оперативной памяти, а что отправить в долгосрочную. Это как среди десятков разных носков искать парный тому, что вы держите
Цитата: смеюсь над очень глупыми шутками как ненормальная
- унижение собственной характеристики, сравнение с другими (когнитивное искажение)
Цитата: постоянно ловлю себя на мысли что не верю в то, что говорю или просто несу бред (вот как сейчас, да)
- то же самое
Цитата: Из-за этого мне до слёз плохо, но плакать я почему-то не могу
- невозможность из-за перенапряжение выразить собственную эмоцию в чистом виде
Что бы я посоветовала, конечно, обратиться к специалисту, психологу или психотерапевту (лучше сначала к нему), я наблюдаю признаки повышенной тревожности, в первую очередь нужно поработать с этим, а потом уже обратиться к вашей несамодостаточности, травме, которую вы заблокировали, и она делает вас беспокойной и заставляет страдать. Спиронолактон вы пьете - есть проблемы с кардио? Давление? Отеки? Эстрадиол - гормон, нужно следить, чтобы не было переизбытка, а этот прием с чем связан? Проблемы с щитовидкой?
Хочу заметить, что проблемы с сердцем и щитовидной железой тоже имеют симптомы тревожности.
Итак, пока вы ищете специалиста, я порекомендую одно упражнение на самопринятие, возможно, оно вам поможет: «Превращение недостатков в достоинства». Нужно записать все качества, которые вам не нравятся в вас (кроме внешности). Потом поставить стул напротив себя и представить самого значимого для вас человека. Затем мысленно пофантазируйте о том, что он назвал все записанные качества хорошими, и посмотрите на них с этой точки зрения. Найдите в каждом записанном недостатке ресурс и возможности, и подумайте, как их использовать. Мозг поймает ощущение диссонанса, хаоса, но это как раз и нужно. Это как попасть в непонятную, но неизбежную ситуацию, из которой нужно выйти без вреда себе и даже победителем. Сразу будет прилив адреналина и дофамина, мозг будет себя заставлять, и успокаивать одновременно. А в вас будет укрепляться чувство, что вы все можете, что вы достойны, что у вас все хорошо.
Берегите себя, все будет хорошо.
Нужна помощь? WhatsApp 8-999-633-70-63. 👉 БЕСПЛАТНО кратко отвечаю на один вопрос здесь или в любом мессенджере/соцсети, кнопка ОБЩАТЬСЯ В ЧАТЕ или КОНТАКТЫ. ✅ Записаться ОНЛАЙН перейдите по ссылке (выделить и правой кнопкой мышки перейти) https://booking.sbercrm.com/f1z4gjsl С уважением, Жанна Роменская.
Гурова Ольга
Психолог
г. Калининград
Гештальт-терапия
Ответ для: Марго
Здравствуйте, Марго.
Складывается впечатление что кто-то не очень добрый (или очень тревожный) вклал в вашу голову восприятие себя, как не умной. Кто это был? Кто-то значимый, — родственник?воспитатель?учительница?
Потому что на самом деле вы умная, целеустремлённая и работоспособная! В вашем возрасте знать четыре языка, учить пятый (сложный, ветхозаветный), иметь успешную (как мне показалось) карьеру — этим не каждый пятый может похвастаться, и даже не каждый десятый.
То что вам нравится юмор "Чудотворцев" говорит как раз о вашем уме, нестандартном и чувствительном к метаиронии. На самом деле юмор "Чудотворцев" не для всех, не для массового зрителя (особенно первые два сезона).
Однако ваше недовольство своими показателями, недовольство собой, как будто не дают вам возможности просто радоваться своим успехам, спокойно воспринимать себя и свои вкусы, предпочтения. А не радуясь, не понимая себя, вы не получаете положительного подкрепления, вы загоняете себя в хроническую дисфорию. И то что вы говорите что стали забывать слова, стали хуже выполнять какие-то элементарные действия в уме, подсчёты, указывают на то что ваша дисфория перешла в депрессию (при которой естественно снижение когнитивной функции мозга). И здесь я попрошу вас пройти тест на депрессию Бэка ( https://psyh.info/tests/test-depressia-beka ), а лучше сразу записаться на приём к психиатру, для диагностики вашего состояния.
И рассмотрите пожалуйста возможность личной терапии. Ваше самовосприятие искажено в худшую от реальности сторону, и с этим нужно работать, возвращая вам реальное видение себя и своих качеств.
Онлайн консультирование в What's App (+79211610485)
Потамошнева Алена
Психолог
г. Сергиев Посад
Личностно-центрированная терапия
Здравствуйте, Марго! Хочется отметить вашу смелость и решимость в том, как вы подробно и структурно поделились своей ситуацией и теми моментами, которые вас беспокоят. Мне сразу хочется спросить вас, как вы научились подходить в вопросу так обстоятельно, структурно и всесторонне? Я вижу, как много вы делали и делаете для того, чтобы справится с проблемой – и учеба, и изучение нового, – вы очень много где достигли успехов. И мне хочется сделать это видимым. Это не просто что-то, что у вас есть, вы сами этого достигли. И это наверняка было не просто. И наверняка многие с этим не справились. То, что вы перечисляли про забывчивость – думаю, бывает так или иначе с каждым человеком, конечно, важно понимать, насколько это частое явление, чтобы не пропустить, если это уже становится симптомом. Но забывать слова, не всегда быстро считать в уме и так далее – это довольно знакомое для многих. То, что вы рассказывали про юмор, для меня звучит как то, что вы не боитесь быть собой, и вы способны находить людей, которые принимают вас, даже если вы и не совпадаете. Предположу, что вы тоже умеете транслировать принятие, раз такие люди вокруг вас есть. Мне бы очень хотелось спросить вас, вот вы перечислили несколько моментов, где вам что-то не удалось, или вы сделали что-то не успешно, как вам кажется, как другие, а можете рассказать о том, когда вы делаете что-то лучше, быстрее, ярче? Какая вы в эти моменты, и какой вы становитесь, если сделать их видимыми? Внутренний критик знаком всем так или иначе, и важно понимать, что это – не вы, это ли интерпретация, домыслы и оценки соответствия каким-то стандартам, которые вы когда-то от кого-то переняли. И мне бы хотелось спросить вас, а что для вас значит "быть умной"? Есть ли в окружении люди, которые кажутся такими? Откуда взялся именно такой образ "умного человека" и насколько он вообще подходит вам?
Рекомендую обратиться за консультацией в помогающие у специалисту, и постепенно разбирать идеи, которые на вас влияют, искать опоры и людей, которые вас поддерживают, и обязательно заглядывать в глаза союзникам вашему критику, кто они и зачем они поддерживают в вас эту мысль. Желаю вам всего хорошего.
С уважением, Алена, помогающий специалист. Приглашаю вас на бережное, но продвигающее текстовое консультирование (сопровождение), а так же онлайн консультации. Можно познакомиться со мной и моей работой поближе в канале телеграм: @careful_contact, для связи лично в тлг: @AlienneV
Анточ Лидия
Психолог
г. Кишинёв
Эмоционально-образная терапия
Ответ для: Марго
Здравствуйте, Марго.
Цитата: Она как маленький свербащий бур в моей голове, присутствует постоянно, но усиливается, когда я совершаю ошибки или веду себя глупо.
Кто же тот не тупой и чем Вы от него отличаетесь?
Цитата: С самого раннего детства меня мучает мысль о том, что я тупая
При каких обстоятельствах она у Вас появилась? От кого услышали её в свой адрес впервые и по какому поводу?
Странно что в свой список достижений Вы не добавили результат по тесту на IQ, видимо набрав высокие баллы стало бы несколько сложнее себя называть недостаточно умной.
Уровень интеллектуальных функций сильно меняется от Вашего физического и душевного состояния. А скорость психических процессов сильно зависит от типа нервной системы и никак не может свидетельствовать об умственных способностях.
Почему-то думается, что сколько бы Вас здесь и вообще кто не убеждал что у Вас всё в порядке с умственными способностями, _ это никак не повлияет на Вашу это=у мысль. Поэтому рекомендую в личную, тем более, что это не единственное что мешает Вам по жизни.