Зависть - консультация психолога

Добрый день. По теме письма видно, что меня волнует и напрягает. Я завидую многим, а точнее одной сотруднице на работе. Да, это плохо, некрасиво, что я сама себе из-за этого делаю хуже, умом это понимаю. Но ничего не могу поделать. Зависть меня съедает. У меня не так складывается жизнь, как бы я хотела к сожалению. Нет личной жизни, нет высокооплачиваемой работы, я понимаю что виновата я в этом сама. Просто я слушаю свою сотрудницу, как она постоянно любит всем хвастаться, что ее дети самые лучшие, что у них самая лучшая работа, что они встречаются со своими молодыми людьми, вообщем будущее самое лучшее их ждет. И что кто то из детей собирается поехать отдыхать в Европу или даже учиться там. И мне завидно – потому что поехать в Европу это моя мечта. Я не успела сьездить туда, поэтому обидно когда слышу такие разговоры. Я понимаю, что это неправильно, что у всех своя разная жизнь и свои возможности. Хочется совет что ли, как не обращать на это внимание…. Не знаю. Пожалуйста, только не оскорбляйте в духе что это Детский сад какой то….
Лисицын Олег

Психолог
г. Москва
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Светлана
Светлана добрый день
Во-первых, вы молодец что ищите помощи и не оставляете волнующий вас вопрос на самотек.
Хочется сказать что зависть в целом это нормальная ситуация, которая нас мотивирует становиться лучше. Но это до тех пор, пока зависть не завладевает вашим умом полностью и вы вместо того, что бы двигаться вперед и становиться лучше все свое время посвящаете ей и она выгрызает вас изнутри. Как я понимаю, вы попали именно в такую ситуацию.
Какого-то универсального решения нет. Но я хочу вас попросить задуматься, а на самом ли деле у вашей коллеги все хорошо? Или это создание определенного образа? Преукрас, что бы в глазах окружающих выглядеть более успешной и счастливой. Все таки высока вероятность того, что все не так радужно...
Ну и с другой стороны если посмотреть на эту ситуацию. Да, возможно успех и счастье, в вашем понимании, в жизни коллеги присутствует, но это вовсе не означает что у нее нет своих трудностей, которая она не выносит "из избы". Каждый человек имеет свои трудности, даже если они не видны.
Задайтесь вопросом, каковы обстоятельства, которые могут стоять за успехом другого человека.
Для поддержания себя в тонусе, вместо того чтобы сравнивать себя с другими, уделите внимание своим собственным успехам и достижениям.
Главное начать делать первые шаги в сторону преодоления трудностей
Удачи вам)))
Ответ на вопрос не может приравниваться к консультации. Задать дополнительные вопросы или записаться на консультацию вы можете через личные сообщения в разделе "Контакты" или в Телеграмме по номеру телефона: +7 986 789 6392. Изменения начинаются с первого шага. Мы можем сделать его вместе. вместе."
Савина Анна Михайловна
Психолог
г. Москва
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Светлана
Здравствуйте! Ну, во-первых, половина из того, что она говорит- это не совсем правда. Многое там приукрашено. Во-вторых, про тьму негатива, какие у них там погремушки в избушке тоже молчит. Обычно у тех, кто так сладко поет, вообще все не так гладко. Ну, то есть подвирает слегка дама=) Во-вторых, зависть это ,в принципе, естественно. Есть же у нас некое чувсво несправедливости? Вот оно и вопит. В-третьих, на самом деле, вам было бы плевать на Европу и детей женщины в ней, если бы основные ваши желания и потребности были закрыты+ была бы настоящая любовь к себе. Но этого нет и песни женщины про ее идеальных детей- это как триггер того, что "я - страшная жирная неудачница нищая, которая никому никогда не понравится". Нужно- поработать над самооценокой, о обезвредить триггеры. Это все делается на консультациях. В Европу, может, так и не поедете, зато вам будет на это все-равно, так как будут какие-то совсем другие уже мысли, занятость и уели. А может и поедете=)
С уважением, Анна Михайловна Савина E-mail: savina.moscow@gmail.com Можете написать мне на почту все свои вопросы.
Марина
Пользователь
Ответ для: Лисицын Олег
Добрый день.Спасибо за совет. Вы правы, вместо того, чтобы реально сравнивать себя с другими, мне надо уделить время себе, это правда. Но опять же на словах.... а в действиях это тяжело.... Попытаюсь попробовать.
Лисицын Олег
Психолог
г. Москва
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Светлана
Вы правы на все 100%, на действиях это сделать тяжело. Победа над завистью — это процесс, требующий саморефлексии и практики. Тут главное начать и начать можно с малого.
Например: . Вот несколько шагов, которые могут помочь:
Вы уже признали свою зависть, а теперь попробуйте понять, что именно вызывает эти эмоции. Как я уже говорил задайтесь вопросом, какие обстоятельства стоят за успехом другого человека. Это поможет вам развить эмпатию. Создайте список своих достижений и повесьте на видное место, что бы был постоянный визуальный контакт с тем, за что вы гордитесь. Сфокусируйте свою энергию на том, что важно для вас. Определите, чего вы хотите достичь, и работайте над этим. Регулярно записывайте вещи, за которые вы благодарны. Это может помочь вам оценить свою жизнь и уменьшить негативные чувства. Развивайте уверенность в себе, занимайтесь тем, что приносит вам радость и удовлетворение.
Вот список небольших шагов с которых можно начать)))
Жук Алина
Психолог
г. Санкт-Петербург
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Светлана
Светлана, добрый день, ознакомилась с вашим описанием вопроса, заметила некоторый способ поведения, которым вы обращаетесь со своими чувствами.
Вы выразили опасение в обесценивании своего запроса и чувств, но вместе с тем, сами же это сделали. Хочется с вами поделиться другим способом обращения я чувствами. Можно их в начале назвать. Вы чувствуете зависть, обиду и похоже после того как переживаете их грусть и печаль.
А сейчас с каждым чувством познакомимся поближе:
Зависть — чувство которое возникает в соприкосновении нас с нашими желаниями, но осуществившимися не у нас, а у другого человека. Не просто так, а по той причине, что этот человек прелагал некие к тому усилия. Уже само это чувство дает вам много информации о вас. Становится видно: само ваше желание, ваши ресурсы или их отсутствие, ваши способности и их степень развитости.
Обида — чувство которое возникает в случае, когда наше понятие о справедливости мира нарушается. По сути мы соприкасаемся с разрушением иллюзии и вынуждены соприкасаться с реальностью такой какая она есть, а не кокой мы хотим её видеть. Например, в вашем случае вы можете видеть, что у вас с вашей коллегой разные стартовые точки, вам например нужно было приложить массу усилий, что бы получить образование, а у неё например родители изначально могли ей обеспечить обучение и путешествие. Или наоборот.
Печаль и грусть — чувства утраты в связи с отказом от мечты или возможности предпринять хоть какие-то доступные для вас действия, что бы приблизиться к реализации мечты. Чаще всего обида и печаль — чувства возникающие в связи с выученной пассивностью в отношении своих потребностей. Если бы у вас была возможность наработать опыт активного участия в реализации своих потребностей и мечты, то обида бы стала — раздражением или злостью, направляя которую вы полезное для вас русло вы бы на злости делали шаги к своему желанию или мечте. Печаль и грусть перешли бы в досаду или сожаление и не служили бы формой горевания по захороненной мечте.
Светлана, скажите пожалуйста, были ли у вас условия для реализации своих желаний и мечты? Какую роль в их исполнении вы занимали (пассивную/активную)? Кто вас поддерживал вас в пути реализации ваших мечт? И по какой причине для вас мечта стала недоступной? Если все-таки чувства не игнорировать и опираться на них, то какие шаги приближающие вас к мечте вы сможете сделать уже сейчас?
Ответ на вопрос не является диагнозом или консультацией. Для более детальной обратной связи необходим более подробный анамнез. С уважением к вам Алина Олеговна. Для записи на консультацию доступен телеграмм: https://t.me/+FNBKrPZsrdVlNDBi
Роменская Жанна
Психолог
г. Ростов-на-Дону
Психоаналитическая терапия
Здравствуйте, Светлана! Помимо нескольких видов зависти, о которых я не стану разглагольствовать, потому что для этого нужна диагностическая беседа, опишу несколько основных причин возникновения этого чувства - чувство неудовлетворенности тем, что есть у человека, из нее вытекает отсутствие ценности себя и своих побед, опыта и достижений, а уже из этого гипертрофированная потребность в выравнивании социальной справедливости и зависимость от постоянного сравнения.
А дальше - замкнутый круг: сравниваем, значит не уверены в себе, не уверены в себе - значит себя не ценим и прогнозируем негатив, не ценим себя и свою жизнь - значит испытываем досаду "как несправедливо!". Снова пришли в конечную точку.
В своем обращении вы так переживаете за свои слова, что даже предупреждаете, чтобы вас не оскорбили специалисты. Это говорит о том, что даже обратившись за помощью (а это довольно смело), вы боитесь получить очередной удар.
Что делать? Принять тот факт, что более успешный человек у всех без исключения вызывает чувство - оценивание. И я сейчас не обобщаю, я о том, что человек успешный - это скорее исключение, чем правило, и он всегда ярче высвечивается из толпы. А вот социальное оценивание бывает полярным - либо восхищение (радость), либо зависть (досада). Первое испытывают люди с позитивным мышлением, второе - с негативным, люди тревожные и неудовлетворенные, с негативным аутоагрессивным внутренним диалогом и низкой самооценкой. Какова ваша зависть, решайте сами. Если вторая - то по какой причине она вас "съедает", что такого делают успешные, чего не можете вы? У них какая-то волшебная сила? Сама досада не разрушительна, хуже, если досада перемещается внутрь и подпитывает агрессию на себя, ведет к ненависти к себе, обиде на вся и всех, заставляет опустить руки и принять безысходность. Прямая дорога к неврозу, депрессии.
Начать хвалить себя, за любые даже самые маленькие достижения. Записывать их. Окружить себя успешными людьми, или людьми, которые довольны собой. Начать искать позитивные различия - "у нее один ребенок, а у меня два", "у нее поездка в Турцию, а я поеду на Алтай и увижу мощь той нетронутой природы", у нее дети учатся в Лондоне - а мои здесь, но не менее грамотные" (это я набросала, пофантазировала).
Хорошее упражнение на самоценность "Я-ЕСТЬ!" - все, что вы делаете для себя или других, тоже записывайте и отмечайте, хвалите и благодарите себя (мороженым, новым платьем), не бойтесь отмечать даже то, что вы помогли кому-то (отметить для себя, не зазорно), что вас оценили, сделали вам комплимент и прочее. Ваш мозг будет вырабатывать на каждую строчку дофамин, а значит нервная система не будет в стрессе.
Можно с психологом поработать, есть много когнитивно-поведенческих техник для повышения ценности себя. И главное, помните, что зависть, если она не откровенно агрессивна, всегда заставляет хоть на секунду задуматься, "а что бы сделал я, чтобы получить это?" А это как раз - главная мотивация! Зацепитесь за эти мысли и психика сосредоточится на достижении. Только вот в чем вопрос - нужна ли вам именно Европа? Или может это был бы Китай (40 тыс. билет - вполне доступно через полгода, к примеру)? Япония? И по какой же причине чужие предпочтения становятся истинно вашими?
Удачи! Берегите себя, прислушайтесь к своим желаниям, вряд ли они в точности совпадают с желаниями других) Вы - другая, и шагайте потихонечку к своим собственным желаниям.
Нужна помощь? КОНТАКТЫ в профиле (WhatsApp), приём онлайн и очно. 💌👉 БЕСПЛАТНО отвечу на один вопрос, жмите ОБЩАТЬСЯ В ЧАТЕ на моей странице. С уважением, аналитический психолог Жанна Роменская.
Гурова Ольга
Психолог
г. Калининград
Гештальт-терапия
Ответ для: Светлана
Светлана, здравствуйте. Зависть принято считать неприличным чувством, за которое должно быть стыдно, но у этого чувства есть важная функция — оно отмечает то, что вам важно и ценно, но пока отсутствует в вашей жизни. Вам важно иметь благополучную семью?— значит ухаживания "плохих" парней, потенциально неблагополучных партнёров вы можете проигнорировать. Хотите поехать в Европу?— значит составляете план и поэтапно начинаете его воплощать. Зависть прекрасное чувство, т.к. позволяет вам определить возможную цель, к которой вы можете начать двигаться. А достигнув которой — ощутить себя просто замечательно! Но это только в том случае, если вы решаетесь взять на себя авторство своей жизни.
Что же до того, что ваша коллега активно хвастает о своей успешности, то, поверьте, человек, полностью довольный своей жизнью не нуждается в восхищении или зависти со стороны других. Скорее всего в ее рассказах реальность смешана с фантазией. Возможно дети живут своей жизнью и нечасто звонят, не дают ей того внимания, в котором она нуждается. И она сама завидует семьям, где дети искренне любят матерей и поддерживают теплые, близкие отношения. Или что-то в личной жизни не складывается. Что-то в прекрасной жизни коллеги не так, не радует, заставляет ее чувствовать себя несчастно,ущербно. И, как компенсация, она развлекает вас, своих коллег, хвастливым рассказами, как у нее все хорошо. Потому что только через вашу ответную реакцию она может ощутить свою нормальность.
Онлайн консультирование в What's App, Viber
Пылаева Наталья
Психолог
г. Москва
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Добрый день, Светлана!
Вы делаете для того, чтобы у Вас была налажена личная жизнь? Какие ставите перед собой цели?
Вам важно обратить внимание на свои сильные стороны, на цели, мечты и осуществлять их.
Вы не знаете изнутри, как у человека, с чем он сталкивается, что ему приходится терпеть принимать, чтобы осуществить свою мечту. Словами можно много что сказать, а на деле человек также может сталкиваться с трудностями.
Попробуйте письменно написать себе ответа на следующие вопросы:
1. Напишите, кому Вы завидуете.
2. Ваши сильные стороны и достижения? Напишите об этом. Важно обратить на это внимание, ведь Вам тоже можно позавидовать.
3. Почему Вы завидуете определённому человеку? Что он делает такого, что Вы завидуете? Проанализируйте, как проходит его день, чтобы добиться того, что у него сейчас? Откуда вам известно, что ему всё досталось легко? Через что он прошёл, чтобы добиться этого? Если Вы смотрите фотографии в интернете, то это только картинка. Подумайте, а что скрывается ЗА картинкой? Ведь не всё так, как Вы идеализируете, фантазируете. Напишите об этом.
4. Сравнивайте себя только с собой. У каждого свои возможности, цели. Если у Вас есть свои цели, то достигайте их, сравнивая себя с собой.
5. А что Вы хотите на самом деле? Какие будут у Вас цели (не у Вашей знакомой)? Напишите об этом. Напишите, что Вам нужно, чтобы достичь чего-либо из целей, как нужно действовать пошагово.
Анточ Лидия
Психолог
г. Кишинёв
Эмоционально-образная терапия
Ответ для: Светлана
Светлана, здравствуйте. Прекрасно, что Вы знаете чего хотите. Важно как раз то, что Вы обращаете на это внимание. Другое дело, что с этим делать дальше. Можно просто оставаться в этом чувстве и ничего не менять. Лучше всего, если Вы обратите свою зависть себе на пользу. Как это сделать. Когда Вы завидуете, Вы как бы внутри себя говорите, "у неё есть а у меня и быть не может". Потому, что если Вы верите в то, что у Вас тоже всё, чего Вы хотели бы может быть, то Вы бы действовали. Вывод закономерный: Признав,что у Вас нет того результата, который Вы хотели бы, увидев, то что Ваша зависть Вам показывает, переключиться на реализацию себя и своего потенциала. И если Вам кажется, что Вы не способны устроить свою жизнь, сделать её такой, чтобы Вам жилось хорошо, то Вы можете обратиться к помощи специалиста. Важно менять свою жизнь в желаемом направлении и результаты будут обязательно. Обращайтесь буду рада помочь.
Хоруженко Владимир
Психолог
г. Санкт-Петербург
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Здравствуйте, Марина!
Прежде чем дать свои комментарии по поводу зависти, я хочу привести стихотворение замечательного поэта Николая Доризо:
Работа зависти мешает.
Она спасает нас от зла.
Из всех на свете пчёл не жалит
Лишь мёда полная пчела.
Одно из определений зависти: «Зависть - это эмоция, которая возникает, когда человеку не хватает качества, умения, достижений или владения другого человека и он желает, чтобы у другого этого не было. Зависть также может относиться к желанию, чтобы другому человеку не хватало чего-то, чем он уже обладает, чтобы устранить равенство владения между обеими сторонами.»
Вряд ли какое-то определение может претендовать на исключительность и универсальность.
Конечно не каждый человек желает, чтобы у другого это пропало.
Но зависть может приобретать крайние формы, превращаться для человека в непреодолимую страсть иметь то, что есть у другого человека. Это может касаться различных аспектов нашей жизни, как материального достатка, так и здоровья, красоты, социального статуса, успехов по жизни и т.д. Желание, чтобы другой человек потерял то, что имеет обычно люди склонны относить к так называемой «чёрной зависти».
Зависть в наше время активно насаждается и поддерживается СМИ. Общество потребления, в котором мы сейчас живём, основано на зависти. Зависть служит генератором потребления. В современных сериалах рисуется образ достижений какого-то человека, недостижимый для простого обывателя. И человеку предлагается прожить жизнью этого успешного человека, напитаться его эмоциями во время просмотра сериала. Сериал заканчивается, а погоня за образом продолжается. Человек включается в соревнование с другими. И рассказы о своей успешной жизни сослуживцам или в кругу знакомых – это всего лишь продолжение этой зависти. Собственное самоутверждение на фоне человека, которого больно ранят блага цивилизации, которые он не имеет. Вам предлагается позавидовать успехам этого человека, но вы не знаете, чему завидует он сам и какую зависть он компенсирует рассказами о своей успешной жизни. По-настоящему достигший желаемых целей человек никогда не будет хвастаться своими достижениями, он и так удовлетворён результатами своей жизнедеятельности.
Отвечая на Ваш запрос, я понял, что лучше написать небольшую заметку по этому поводу. Я постараюсь её подготовить и сегодня разместить на этом сайте. Тем более, что я здесь зарегистрировался недавно и ни одной статьи не опубликовал.
Клинический психолог, более 30 лет практики, работаю используя интегративный подход (различные направления психологии) очно и по скайпу. Skype: vlad.priz Предоставляю возможность получить предварительную получасовую консультацию, для этого нажать кнопку "ОБЩАТЬСЯ В ЧАТЕ" на моей стр