Апатия, экзистенциальный кризис - консультация психолога

Здравствуйте. Мне 18 лет, пару месяцев назад закончила школу. Я всегда рвалась закончить школу, ждала совершеннолетия, независимости и хотела поскорее повзрослеть. А с началом нового года я осознала, что все намного сложнее, чем мне казалось. У меня началась апатия, панические атаки, как только начинаю об этом думать. Мне не хотелось, да и сейчас  не хочется ничего делать, ни с кем разговаривать, ни учиться, ни работать, ничего не хочется. И с каждым днем, ком в горле становился больше, как только начинала задумываться о поступлении, об экзаменах, о выпуске и в принципе о будущем, у меня начиналась истерика. С того момента я решила, что никак не хочу поступать, по крайней мере в этом году, но на меня давили со всех сторон. За меня в принципе всегда все решали, и тут не дали сделать выбор. Вообще, в начале учебного года я хотела готовиться к поступлению заграницу, потому что я неплохо владею английским и мой уровень подходил под критерии университетов. Однако, моя мама мне запретила этим заниматься и сказала готовиться к ЕГЭ. У меня действительно не было выбора, так как и то, и другое отнимает очень много времени. И вот, я окончила школу, сдала ЕГЭ на средние баллы, чем я конечно была не довольна и шокирована. На бюджет я не поступила, да и не особо пыталась искать варианты, так как отнюдь не горела желанием. И тут, на меня опять полилось куча всего, на меня давили и мне пришлось подавать на заочку. В итоге, я поступила не туда, куда хотела и на кого хотела. И месяца не прошло, как на меня начинает давить мать, делать мозги тем, что я должна пойти работать и говорила она это каждый день, что еще сильнее меня загоняло в нежелание делать что-либо и в какие-то непонятные истерики. Меня окутал еще один, самый большой страх - работать. Я правда панически этого боюсь, мне хочется рыдать, убежать и спрятаться где-нибудь. Я понимаю, что это по-детски, но я просто не могу. Я завидую и злюсь, когда вижу одноклассников, которые поступили на платку и не пошли работать. Уж лучше учиться в ВУЗе, чем работать. Я понимаю, что у меня не такая жизнь как у них и меня никто не будет обеспечивать, но меня это никак не мотивирует, даже наоборот. Сейчас мне оплатил дорогой курс дядя для того, чтобы я у него работала. Меня изначально не интересовала сфера IT, но мне весь год говорили, что я буду работать 2-3 часа в день и зарабатывать минимум 50к. В итоге, дядя сказал, что буду работать 8 часов в день 6/1, так еще и первые 3 месяца неоплачиваемая стажировка. И я уже не могу никак отказаться и отвертеться. Я занимаюсь и понимаю, что мне это совсем не подходит, я ничего не понимаю и не хочу этим заниматься. Я никуда не выхожу, сижу дома с начала лета и каждый день плачу от безысходности. Я совсем потеряна и не понимаю, что мне делать, мне даже не с кем поговорить, потому что у меня больше нет друзей и к психотерапевту я перестала ходить. Надеюсь на помощь...
Ирина Яркова

Психолог
г. Москва
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Здравствуйте, Камила!
Так бывает, что мы осознаём — взрослая жизнь может быть гораздо сложнее, чем нам кажется.
Вы говорите, что хотели поступить в вуз заграницу. Почему бы Вам не вернуться к этой идее сейчас?
«Меня окутал еще один, самый большой страх - работать. Я правда панически этого боюсь, мне хочется рыдать, убежать и спрятаться где-нибудь»
Почему Вы боитесь работать? Ведь работа дарит нам финансовую независимость, а финансовая независимость, в свою очередь, дарит нам свободу! Что Вас пугает в свободе?
«Меня изначально не интересовала сфера IT, но мне весь год говорили, что я буду работать 2-3 часа в день и зарабатывать минимум 50к. В итоге, дядя сказал, что буду работать 8 часов в день 6/1, так еще и первые 3 месяца неоплачиваемая стажировка.»
А почему Вы соглашаетесь работать на своего дядю бесплатно, да ещё в сфере, которая Вам не нравится? Конечно с таким подходом не будет никакого желания выполнять какую-либо работу. Если Вам дезинформировали о заработке изначально, то Вы можете отказаться. Ведь Вы не были готовы к таким условиям. Вам нужно поискать работу себе по душе. Чем Вам нравится заниматься? Что нравилось раньше? Попробуйте на лист бумаги выписать все занятия, которыми Вам нравится заниматься в жизни. Потом подумайте, какой профессией можно было бы объединить все эти занятия?
«Я никуда не выхожу, сижу дома с начала лета и каждый день плачу от безысходности.»
Ваше состояние вполне объяснимо, ведь окружающие раз за разом не дают Вам проявить себя, не дают свободы выбора. Вы находитесь в той точке жизни, в которой не хотите находиться. Вам надо понять, чего Вы желаете от себя и от мира. Так же Вам нужно научиться отстаивать свои личные границы, но это сложнее сделать, когда находитесь в финансовой зависимости от тех, с кем эти границы и нужно выстраивать.
https://t.me/ira_v_psihologii — мой телеграмм канал с полезной информацией ? Так же буду рада помочь Вам глубже изучить Ваш запрос на индивидуальных консультациях, записаться на которые Вы всегда можете, оставив заявку в моём профиле!
Зубкова Галина
Психолог
г. Томск
Психоаналитическая терапия
Ответ для: Камила
Здравствуйте. Да так и бывает, что основная часть людей ждет независимости от родителей, а потом пугается своей свободы. У вас есть опыт принимать решения самостоятельно и быть ответственной за свои решения. Например, выходя в холодное время года на улицу, вы прячетесь в теплую одежду и благодарны себе за то, что вам тепло. Так и с работой, вы можете что-то дарить людям в замен получать денежный эквивалент и обменивать этот эквивалент на приятное для себя. Вы хотели побыстрее повзрослеть, что двигало вами тогда, что вы хотели получить, какие мечты были, какие разрушились, что вас испугало во взрослой жизни? Работа в психотерапевтом привела вас к отчаянию, страху, что вы пройдете период подростковости и станете свободной от родителей или страху того, что став взрослой, вы потеряете родительскую любовь? Терапия без сопротивления не бывает и то, что происходит с вами следует обсуждать на терапии иначе терапия станет дороже для вас тк вы выходите на негативные чувства и прячете их от специалиста, стремясь их сделать незамеченными. Человек так устроен, что ему необходимы все эмоции и положительные и отрицательные и когда отрицательные эмоции человек выбрасывает, то он психологически беднеет.
Тяпкин Иван
Психолог
г. Лабинск
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Здравствуйте Камила!
Вы вступаете во взрослую жизнь, где каждый человек отвечает за себя, за свои действия и поступки. Это сложно, но необходимо. Видимо ваши родители недостаточно подготовили вас к тому, чтобы у вас не было экзистенциального страха перед самостоятельной жизнью. Вам необходимо научиться самостоятельно принимать решения, выбирать себе где учиться, где работать, как зарабатывать себе на жизнь и тогда вам никто не сможет указывать на не устраивающие вас решения.
Сылова Мария
Психолог
г. Нижний Новгород
Телесно-ориентированная терапия
Ответ для: Камила
Здравствуйте,у вас тяжёлый возрастной период,попытайтесь все таки ходить на работу все таки будете среди людей,общение новые знакомства у вас все необдуманно и быстро получилось в жизни,сейчас надо только привыкать к работе и учиться,следить за здоровьем,не расстраиваться и не плакать. Вам надо думать что вы сильная и все можете,ни в коем случае не запирайтесь в одиночестве.
Пылаева Наталья
Психолог
г. Москва
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Добрый день, Камила!
Взрослая жизнь она немного другая, не такая, как школьная, но в этом есть и свои плюсы, нужно немного адаптироваться под новые условия, которые у Вас есть сейчас. У Вас получилось так, что Вы поступили на заочно и выходите на работу, хотя Вы не ожидали, что так быстро все произойдет. Конечно у Вас есть вариант поступить в другое учебное заведение, уехать за границу, главное задаться целью и стремиться к этому. Вы готовы к этому?
Вы сейчас привыкаете к новым условиям, к работе, которая у Вас будет. Вы еще с этим не сталкиваетесь, но уже понимаете, что представляет из себя работа. Вы пока еще к работе не привыкли, не привыкли к коллективу, Вы можете конечно посещать работу еще и посмотреть на свои ощущения, на работу более детально. Но, если Вам это не подходит, то ищите параллельно другую работу. Не бойтесь отказать дяди, так и говорите, что Вы благодарны ему, что Вам дядя предоставил такую работу, такой опыт, но Вы вынуждены отказаться. Но, знайте, что Вам нужно будет найти работу вновь. Ищите то, что Вас устраивает, где бы Вы хотели работать. Возможно, это работа на неполный рабочий день. Возможно, Вам подойдет удаленная работа. Что Вас интересует? Чем Вы занимались сейчас или раньше? Что Вам точно не нравится? Вспомните для начала, что Вам интересно, возможно, Вы творческий человек и умеете делать что-то своими руками и двигайтесь в этом направлении. Не попробуете, не поймете, Ваше это или нет. Надо не только знать теоретически, но и вникнуть в это дело и только вникнув, Вы поймете, Ваше это или нет. Если хотите более подробно разобраться, Вы можете обратиться к психологу на индивидуальную консультацию. Также есть тест на профориентацию, этот тест можно будет также разобрать с психологом.
Для того, чтобы не расстраиваться, не плакать, нужно найти то занятие, которое будет Вас отвлекать, работу, которая Вас будет устраивать и не бояться отказывать людям, если Вас что-то не устраивает. Да, родственникам может и не понравиться, что Вы приняли решение сделать так, как Вам хочется, но это Ваша жизнь и Вам принимать решение, как быть. Не бойтесь обидеть и сказать: "нет". Уважение чужих границ важно точно также, как и уважение Ваших собственных границ. Вы просто отказываете людям, либо говорите им, как с Вами поступать не следует. Вы ведь защищаете себя, а не делаете кому-то хуже. Именно это создает уверенность в себе.
Работайте над своей уверенностью в себе. Неуверенность в себе проявляется не только на словах, но и в манере поведения, жестах, мимике. Как только Вы сможете стать увереннее, люди начнут это чувствовать и Вас их мнение, критика уже не будут так волновать. Если Вы будете уверенны в себе, Вы сможете отстаивать свою точку зрения и при обвинении сможете отстаивать свои границы. У Вас высокие требования к себе, Вы ищите недостатки, хотя на деле, все выглядит совершенно по-другому, Вы смотрите на всю ситуации через свое восприятие, а люди могут и не догадываться что Вы в чем-то не уверенны на данный момент.
Важно: Исключите фразу «должна» на «я хочу», «я выбираю». Проанализируйте, как часто Вы поступаете под фразой "должна" и как часто делаете, что Вам хочется под фразой "я хочу", "я выбираю". Все достижения, которые у Вас получились отмечайте себе в дневник, проанализировав, как поменялось Ваше внутреннее ощущение, состояние.
Если Вас беспокоит состояние, с которым Вы не можете справиться, то нужно очно обратиться к психотерапевту или к психиатру. Также важно подключать психотерапию, которую можно пройти у психотерапевта или, у психолога.
Елена Ляус
Психолог
г. Дзержинск
Экзистенциальная психотерапия
Здравствуйте, Камила. Вы находитесь тольков в начальной точке своей самостоятельной жизни. Всё, что Вас не устраивает возможно изменить. Да, это потребует от Вас упорства и сил, как физических, так и душевных. Вам не давали выбора, но сейчас, начав зарабатывать, Вы можете обрести независимость, что бы делать выбор, желаемый для Вас. Начните работать с терапевтом над страхом работы- ведь, если я правильно поняла, родители не хотят Вас больше содержать- здесь, у Вас, действительно, нет выбора. Если Вам, по какой-то причине не хочется возвращаться к прежнему терапевту, выберете другого. С этого и можете начать выбирать! Удачи Вам- главное, успокоиться и решить, что Вы будете делать, и зачем.
Работаю аналитически очно и онлайн: 904-393-17-93
Камила
Пользователь
Ответ для: Ирина Яркова
Спасибо за ответ! Чтобы подготовиться к поступлению заграницу мне понадобится минимум год. Мама эту идею не поддерживает, так что если я ее ослушаюсь останусь на улице (такое уже бывало). Я, конечно, могу найти подработку, но мне одновременно нужно будет учиться, снимать квартиру и как-то закрывать свои первостепенные потребности. Так что, эту идею я пока забросила. Мне кажется, я боюсь брать ответственность? Это очень странно, ведь я рвалась стать взрослой потому, что хотела брать ответственность за свою жизнь самостоятельно, не хотела, чтобы моей жизнью контролировали. Но сейчас, у меня часто появляются мысли о том, что я была бы готова терпеть любые мамины действия, лишь бы не приходилось все делать самой и обеспечивать себя. Может, если бы мне позволили взять gap year, то я бы потом сама захотела чем-нибудь заниматься. А так, мне уже лет 5 наверное ничего не интересно, я не ушла после 9 как раз потому, что у меня не было профессии мечты. С дядей довольно сложная история, я жила с его семьей 6 лет и они до сих пор нам помогают. Я очень не люблю оставаться в долгу, тем более мама бы тоже меня упрекала, если бы я отказалась после того, как мне оплатили курс. В общем, это наверное способ вернуть долг? Чтобы мне перестали напоминать о том, что все, чего я добилась в жизни это их заслуга и я должна их благодарить всю жизнь.
Камила
Пользователь
Ответ для: Зубкова Галина
Спасибо за ответ. Я хотела свободы, меня душило то, что я не могла принимать решения самостоятельно и казалось, вся моя жизнь уже решена так, как хотела мама. Но я не особо думала о том, что это так сложно будет, мне казалось, что все лучше, чем жить в клетке. Но я уже привыкла к такой жизни? Этот страх подавляет все мои подростковые амбиции и цели.
Камила
Пользователь
Ответ для: Тяпкин Иван
Это меня и пугает. Необходимость самостоятельно принимать важные решения.
Камила
Пользователь
Ответ для: Сылова Мария
Я попробую, в любом случае выбора особого нет. Но работать буду дистанционно, соответственно, не будет такой офисной атмосферы.
Елена Ляус
Психолог
г. Дзержинск
Экзистенциальная психотерапия
Вы только сейчас поняли, что значит- взять на себя ответственность за свою жизнь. Вы оказались к ней не готовы и, даже, готовы пожертвовать своей свободой, что бы не решать проблемы, связанные с существованием. Когда Вы этого хотели, Вы не понимали, что, на самом деле, на Вас свалится. Это- ещё одна тема, с которой нужно работать в терапии.
Работаю аналитически очно и онлайн: 904-393-17-93
Камила
Пользователь
Ответ для: Елена Ляус
Спасибо за ответ. Да, я в ближайшее время хочу найти другого терапевта, работа с моей головой все же объемная. Спасибо, постараюсь успокоиться и понять, что это неизбежно.
Камила
Пользователь
Ответ для: Пылаева Наталья
Спасибо большое за развернутый ответ, много над чем надо подумать. Наверное, я все-таки слишком забегаю вперед. У меня есть такое качество, создавать себе панику на каждом шагу. Над уверенностью правда надо поработать, с подросткового возраста ничего не поменялось, очень не уверена в себе...
Ирина Яркова
Психолог
г. Москва
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Камила
Да, я знаю, что это долгий процесс, сама хочу тоже его начать когда-нибудь. Вам не обязательно кому-то говорить об этом, пока точно не получится поступить.
Сепарироваться от родителей очень сложно в таком юном возрасте, но это легче сделать, если есть, допустим, друзья, с которыми можно разделить плату за аренду квартиры и подстраховать друг друга. Тут всё от Вас зависит. Хотите ли Вы вообще сепарироваться в данный момент?
Но сейчас, у меня часто появляются мысли о том, что я была бы готова терпеть любые мамины действия, лишь бы не приходилось все делать самой и обеспечивать себя.
Но Вы писали, что мама хочет, чтобы Вы уже вышли на работу. Видимо, она и сама подталкивает Вас к большей самостоятельности. Вопрос в том, почему Вы так боитесь ответсвенности и самостоятельности? Что произойдёт, если Вы возьмёте ответственность за себя? Вы можете начать с мелочей, начать принимать самостоятельно уже сегодня маленькие незначительные решения, постепенно увеличивая их размах.