Время бежит слишком быстро - консультация психолога

Здравствуйте. Мне 16 лет. К сожалению денег на психолога нет. Решил(а) попробовать ваш сайт. Уже пол года страдаю мыслью, что время бежит слишком быстро. Будто я не успеваю ничего и смысл ничего делать нет, ведь день проходит слишком быстро. Будто бы так и пройдет вся жизнь. Зачем что то делать, если это все равно пройдет? Такие мысли крутятся у меня в голове каждый день. Вот я встаю рано утром и занимаюсь своими делами, а тут уже ночь. Все происходит слишком быстро. Хотелось бы узнать, как можно замедлить время. подсознательно. Я часто занимаюсь разными интересными вещами, но все это заканчивается слишком быстро и проходит. Хотелось бы выслушать хоть один совет, что делать.
Полянская Анастасия

Психолог
г. Минск
Экзистенциальная психотерапия
Здравствуйте, Яся. Ваш запрос очень интересный, люди редко говорят о времени и своих страхах.
Это значит, что у вас развито самоощущение: вы замечаете и понимаете свои чувства.
С другой стороны, вам может не хватать информации о самом феномене времени. Ведь ход времени - это наше с вами ощущение себя в плоскости будущего и прошлого. Время не физическое, оно существует в области ощущений. Ещё время - это культурная и социальная концепция, как календари и времяисчисление, однако эта его часть не поможет вам в ваших поисках.
К вашему вопросу я бы подошла со стороны вашей воли и мотивации. Психология считает, что ощущение времени зависит от нескольких факторов: заинтересованность делом, мотивация в деле, концентрация внимания, осознание цели деятельности.
Если вам кажется, что время идёт быстро, значит - вы боитесь что-то упустить. Если есть страх что-то не успеть или упустить в жизни, стоит подумать о факторах, которые я указала выше: нравится ли вам ваши дела? достигаете ли вы своих целей в жизни? чувствуете ли себя на своем месте? Вам стоит выбирать такую деятельность и образ жизни, чтобы сожалений было минимум.
Ещё времени можно рассмотреть со стороны философии. Скорее всего, у вас есть определенные убеждения о том, что такое время. Из вашего сообщения вижу, что вы считаете, что время имеет свойство заканчиваться, что время отведено для определённых занятий, что за свою жизнь хочется успеть всё.
Проблема в том, что убегая и прячась от осознания, что время однажды закончится - вы убегаете от самой жизни. Поэтому я рекомендую вам работать со своим мышлением и смириться в мыслях с тем, что время окончательно. И вам придется выбрать между увлечениями, более ответственно подходить к тому, на что тратите время.
Это проще всего сделать, читая книги и изучаю идеи о времени от философов, психологов. Чем глубже вы погрузитесь в тему, тем быстрее уйдёт страх перед ходом времени.
Помогаю пройти апатию, депрессию, выгорание, поиск себя
Елена Ляус
Психолог
г. Дзержинск
Экзистенциальная психотерапия
Здравствуйте, ЯСЯ. Да, действительно- всё проходит- и плохое, и хорошее! Здесь,неплохо бы было понять, ради чего живёт человек и, соответственно, ради чего живёте Вы? Всё, что мы делаем направлено на будущее- настоящее проходит, уступая место будущему. Попробуйте планировать время- распределять его между тем, что для Вас важно. Если проходит интересное сегодня, его можно продолжить завтра. Попытайтесь получать удовольствие от того, что Вы делаете- от самого процесса. И, тогда, вечером Вы сможете сказать: прошёл этот день, а завтра наступит другой. Делайте то, что имеет для Вас смысл до тех пор, пока у Вас будет завтра!
Работаю аналитически очно и онлайн: 904-393-17-93
Яся
Пользователь
Ответ для: Полянская Анастасия
Здравствуйте. Спасибо большое, что обратили внимание на моё сообщение. Это очень важно для меня. Да, вы правы. Однако Я как раз таки и пытаюсь занять свое время вещами, которые мне нравится. Но меня пугают мысли, что все что я делаю закончиться. Страх, что книга закончится или какой-то фильм. И то же самое в жизни. Это пугает. Именно по этому теперь мне очень сложно что-либо начинать. Так как плотно засел страх, что день пройдет и все что я делаю пройдет. Я думала, что это связано с моим поступлением в университет. И именно из-за дня сурка мне так кажется. Но после небольшого перерыва поняла, что не только рутина бежит очень быстро, но и отдых. Ощущение, что я ничего не успеваю. Именно по этому поводу апатия мучает сильная, поскольку не хочется давать чему-то начало, чтоб у этого начала был конец.
Яся
Пользователь
Ответ для: Елена Ляус
Здравствуйте. Спасибо большое за ответ. Это очень важно для меня. Дело в том, что я так и делаю. Планирую прекрасное будущее: поступление в институт, карьеру и т. д. Но когда занимаюсь любимым делом или путешествием. Мысли о том, что все это закончится, не дают мне насладится отдыхом, а наоборот ещё больше утомляют Подобные вещи. Я не знаю, как от этого избавится. Точнее от подобных мыслей. Они очень мешают жить и преследуют меня каждый день на протяжении полугода. Я даже не знаю, почему это началось.
Елена Ляус
Психолог
г. Дзержинск
Экзистенциальная психотерапия
Ответ для: Яся
Постарайтесь думать так: "закончится это, начнётся что-то другое, и оно может быть не менее, а даже, может быть, более прекрасным!
Работаю аналитически очно и онлайн: 904-393-17-93
Полянская Анастасия
Психолог
г. Минск
Экзистенциальная психотерапия
Ответ для: Яся
Яся, это для вас возможность разобраться с этим страхами. Буду честной - вы обратились с вопросом, с которым нужно работать последовательно и персонально. К сожалению я не могу дать вам совет "делайте или не делайте". Нужно понять причину вашего страха и его рациональность. Тогда возможно получится справиться с ним и прийти в состояние, которое вы для себя хотите. А это полноценная терапия
Главный вопрос: у вас есть возможность начать работу с психологом?
Помогаю пройти апатию, депрессию, выгорание, поиск себя
Яся
Пользователь
Ответ для: Полянская Анастасия
К сожалению нет. Но спасибо вам огромное за помощь! Все же что то полезное я учла. Спасибо⁠♡
Басова Надежда
Психолог
г. Саратов
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Яся
Здравствуйте, Яся!
Понимаю Ваше состояние и желание исправить его.
Вы пишете: "Будто я не успеваю ничего и смысл ничего делать нет, ведь день проходит слишком быстро. Будто бы так и пройдет вся жизнь".
Я соглашусь с коллегами и хочу ещё допустить предположение, что, возможно, среди многих интересов и увлекательных занятий, Ваше внимание больше всего направлено на финал, а именно на то, что прошло, или на то, что уже не вернуть.
Понимаю, что сейчас пока у Вас нет возможности поработать с психологом, поэтому, если Вам подойдёт способ самостоятельной работы, предлагаю записать для себя (на листе бумаги или в тетради) все утраты, записать все значительные завершения чего-то , что было в Вашей жизни или в жизни Вашей семьи, в жизни с Вашими родителями. Возможно, Вы пережили смерть близкого человека. Что-то вызвало сильную фиксацию Вашего внимания на переживании того, что "бессмысленно обрывается", или "трагично и бессмысленно уходит".
Попробуйте записать все события, которые можете припомнить, связанные с такими тяжёлыми прерываниями в жизни, печальными завершениями, возможно, связанными с разводом родителей.
Что-то оборвалось, что-то перестало жить, и может быть это бессознательно интенсивно продолжает переживаться Вами.
Что-то ещё для Вас не завершилось из того, что было. Что-то ещё не завершило образование Вашего понимания, личных смыслов, связанных с утратой.
Если Вы попробуете записать то, что сможете вспомнить, связанное с утратами и трагичными завершениями, то, возможно, Вы почувствуете то, как это до сих пор отзывается в Вашем сердце. Постарайтесь записать для себя свои чувства, назовите их, выразите их словами, эмоциями. Скажите себе, что у Вас это есть, что это действительно так для Вас, это так, как Вы чувствуете.
Если этот способ подойдёт, то Вы сможете направлять своё переживание того, что что-то заканчивается, именно к тому событию, к которому относится это переживание. Это можно делать много раз, всегда, когда это опять возникнет в поле Вашего восприятия, в чувствах.
Это поможет Вам проводить то, что заслуживает проводов, слов прощания, возможно, слёз.
Тогда Ваше внимание, связанное с жизненными интересами, сможет обращаться и к началам новых историй, также Ваше внимание сможет взаимодействовать с бесконечным причино-следственным процессом любых Ваших действий и событий в жизни. Внимание не будет больше застревать на восприятии "прохождения всего", оно будет более подвижным, живым, будет связанным с жизнью.
С уважением Басова Надежда Анатольевна +79372254956, Viber, WhatsApp
Полянская Анастасия
Психолог
г. Минск
Экзистенциальная психотерапия
Ответ для: Яся
Только сейчас увидела, что вы в самом начале писали, что вам 16 лет и денег на психолога нет
Я не работаю с подростками, и возможно, слишком сложно всё объяснила в своих сообщениях, прошу за это прощение.
Можем рассмотреть еще одно предположение. Возможно из-за концентрации на течении времени, вы теряете красоту маленьких моментов. Чувствуется, что вы как будто мечтаете и думаете очень глобально. Возможно тогда вам полезно будет придавать больше значения самым маленьким вещам в жизни, которые вас радуют.
Помогаю пройти апатию, депрессию, выгорание, поиск себя
Яся
Пользователь
Ответ для: Басова Надежда
Здравствуйте. Спасибо большое, что обратили внимание на этот вопрос. Ваш ответ очень важен для меня. К сожалению, я не могу опять. С чего это все началось. Родители у меня вместе, тяжело, смерть близкого родственника не переживала. Все началось странно и очень давно. Ещё лет в 11. Я играла со своими подругами, а когда наступало время уходить, начинала плакать, что все хорошее слишком быстро кончается. Прошло несколько лет и на моих прогулках с друзьями начали появляться мысли " казалось бы только вышли, а уже идём домой". Сначала это не беспокоило меня. А после начало потихоньку нарастать. Настолько сильно, что мне стало страшно куда-то идти гулять с мыслью, что прогулка обязательно закончится, как и все. Я раньше рисовала в блокнотах, теперь боюсь из начинать, лишь бы они не закончились. Понять не могу, откуда это взялось и как от этого избавится. Символов всего: 860 Язык: Русский PRO версия: Здравствуйте. Спасибо большое, что обратили внимание на этот вопрос. Ваш ответ очень важен для меня. К сожалению, я не могу опять. С чего это все началось. Родители у меня вместе, тяжело, смерть близкого родственника не переживала. Все началось странно и очень давно. Ещё лет в 11. Я играла со своими подругами, а когда наступало время уходить, начинала плакать, что все хорошее слишком быстро кончается. Прошло несколько лет и на моих прогулках с друзьями начали появляться мысли " казалось бы только вышли, а уже идём домой". Сначала это не беспокоило меня. А после начало потихоньку нарастать. Настолько сильно, что мне стало страшно куда-то идти гулять с мыслью, что прогулка обязательно закончится, как и все. Я раньше рисовала в блокнотах, теперь боюсь из начинать, лишь бы они не закончились. Понять не могу, откуда это взялось и как от этого избавится.
Басова Надежда
Психолог
г. Саратов
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Яся
Спасибо за ответ, Яся! Если это с детства наблюдается, без тех причин, про которые я писала, то, возможно, Вы усвоили такую установку на переживание финала событий, воспринимая её от кого-то из родителей. Дети обучаются в своей семье обращать внимание на те аспекты жизни, которые выделяют для них их родители. Родители в повседневной жизни вольно или невольно демонстрируют своё отношение и переживание, связанное с какими-то явлениями жизни. Они демонстрируют это поведением, поступками, выражением лица, интонацией голоса, своими комментариями. Родитель выделяет для ребенка фигуру из фона, какую-то идею из потока явлений, какой-то определенный смысл из возможных смыслов, какое-то чувство из возможных чувств и т.д. Ребенок обучается тому, что воспринимает в повседневной жизни, и повторяет эти способы реагирования и осмысления, т.к. у него ещё нет других способов. К моменту формирования сознания ребёнка, когда он начинает осознавать какие-то свои поступки и чувства, упорядочивать свои воспоминания, он может относиться к своим мыслям и способам реагирования как к тому, что было ему свойственно изначально. Даже вырастая, молодой человек не склонен сопоставлять своё реагирование, поведение с тем, что "передали" ему родители. Это глубокий, сложный процесс самопознания, в нём невозможно всё осознать с помощью простого обращения к памяти. В работе с психологом можно прояснить многие явления в своих чувствах, мыслях и реакциях. Но, возможно, такое объяснение поможет Вам отнестись к такому способу реагирования на события- фиксации внимания на финале, как к тому, что Вы усвоили когда-то давно. Выбрать другой способ реагирования, развить способность переживать процесс событий Вам может помочь в самостоятельной работе то упражнение, которое я предложила.
Попробуйте записать все события, которые можете припомнить, связанные с таким реагированием и написать, что Вы чувствуете. Затем запишите то, что Вы думаете о том, откуда у Вас могла возникнуть именно такая реакция. Предположение о том, где Вы когда-то в детстве это усвоили. Кто-то в окружении обращал внимание на то, что "и это пройдет", что "время так быстро летит" и т.п.
Затем запишите своё мнение, объясняя почему Вам такие установки не подходят. Что Вы думаете об этом, чем они Вам мешают, какие чувства вызывают.
Затем запишите то, как Вы собираетесь теперь воспринимать события в своей жизни. Можете написать себе о том, что Вы намерены теперь думать, чувствовать, делать в процессе переживания какого-то события.
Выполняйте это упражнение раз в день, записывая что-то новое и перечитывая прежние записи, называйте при этом свои чувства.
Это будет укреплять Ваше намерение исправить своё отношение к переживанию завершения событий, а также Ваше намерение воспринимать сами события во всей полноте. Со временем Ваше восприятие перенаправится на то, что для Вас действительно ценно.