Прежде всего – это ощущение глобального внутреннего одиночества, часто неосознаваемого. Оно находит выход в таких переживаниях как тоска, печаль, скука. При том, что их для появления нет никакой причины. Они появляются будто «сами по себе».
Чтобы быть принятым другими, такой человек многое готов делать для того, чтобы им понравиться. Он становится вынужден подавлять свои собственные чувства. Часто не знает, чего хочет он сам. Затрудняется ответить на вопрос «чего ты хочешь?».
Такому человеку непросто устанавливать близкие отношения, потому что он в постоянном ожидании того, что его отвергнут. Поэтому у него всегда высокий уровень напряжения и тревоги. Часто, не справляясь с ними, человек склонен считать, что непонятные для него действия других вызваны их негативным отношением к нему. Он может приписывать враждебные намерения другим людям, даже если их нет и в помине. Эта тенденция известна как предвзятая атрибуция враждебности.
В то же время, нарциссическая личность уважает родителей. Такой человек ведет себя как ребенок, которого одобряют, если он «хороший». Чтобы сохранять эту иллюзию, он избегает предъявления своих истинных потребностей. Зато прекрасно натренирован предвосхищать и угадывать потребности других. Ведь для того, чтобы чувствовать себя «хорошим, правильным», ему приходится угождать и брать на себя заботу об удовлетворении этих потребностей.
Со временем он настолько привыкает к тому, что его чувства неважны, что признает незаконными свои душевные порывы и эмоции. В результате такой человек просто выключает из своего опыта регистр эмоций. Он оставляет в своей жизни лишь интеллектуальную сферу (рациональные размышления) и сферу физическую (спорт, секс).
Ребенок с выключенной эмоциональной сферой становится очень приятным и покладистым. Он с удовольствием учится в школе, рано начинает читать, с книжкой ему интереснее, чем с товарищами. Он не агрессивен в отношении родителей, не капризничает. Стоит отметить, что для взрослых это выгодно с точки зрения рисков, связанных с ранним сексуальным опытом, с беременностью и так далее. С таким ребенком спокойнее, он уважительно относится к бабушкам и дедушкам, соблюдает ритуалы и правила, с уважением относится к академическим наукам.
Такой ребенок делает вывод, что собственное мнение иметь опасно. В его жизни оно всегда находится под прицелом критики и оценки. Это те механизмы, которые были выбраны взрослыми в качестве основных при взаимодействии с ребенком.
Что чувствует ребенок, которого постоянно критикуют и оценивают? Невыносимые стыд и вину. Невыносимыми эти чувства становятся для ребенка потому, что их много и они практически постоянны: «не так сидишь», «не туда смотришь», «не о том думаешь».
Проблемы в связи с нарциссически организованным опытом контакта для ребенка начинаются только после окончания ВУЗа. И заключаются эти проблемы в том, что вчерашний студент особо ничего не хочет, не очень понимает свое внутреннее состояние, он задается странными вопросами наподобие «то ли в Гималаи поехать, то ли удавиться?», «жениться или не жениться?», «а куда я хочу вложить свои силы?». Начинаются так называемые нарциссические депрессии.