Вчера я была участником конференции «телесный процесс в гештальт-терапии».
Эмоции от телесных процессов в принципе описывать сложно, да и проживать полученный опыт я буду в личной терапии. Но кое-чем поделиться все таки хочу.
Чтобы немного погрузить вас в курс дела, конференции проходят таким образом, что взаимодействие участников проходит в самых различных форматах: лекции, отработки упражнений в парах/тройках, обсуждения в мини-группах, процесс-группах, а так же получение нового опыта на мастерских. Вот на последних я и остановлюсь.
По сути мастерская — это мастер-класс. Предлагается несколько тем на выбор, выбираешь одну и (параллельно скрипя от жадности, что упускаешь другие, тк они проходят одновременно) погружаешься в тему.
Я выбрала тему «достоинство».
Вообще неожиданный выбор, и, казалось бы, какие тут подводные камни? А они есть!
Первая и неожиданная мысль: родители не могут «заложить» в ребенка достоинство.
Пока не закидали камнями — поясню.
Достоинство — это производная от внутренней опоры человека. На формирование этого как раз родители влияют напрямую. А вот достоинство рождается в отношениях с равными.
То есть ребенок приобретает этот опыт изначально с себе равными, то есть в детьми. Понятно, что когда он вырастает, тут уже он становится равным для всех взрослых.
Второе. Достоинство — это осознаваемый образ себя, который в свою очередь является динамичным; то есть «я меняюсь каждый день» и осознаю себя таким.
Третье. Так как достоинство — это нечто внутреннее, то его нельзя оценить и регулировать чем-то внешним.
Например, я не вор не потому что это плохо (оценка=>регулировка), а потому что во мне нет идентичности «вора» (внутреннее).
Вот тут можно запутаться, так как мы живем в социуме, и действительно регулируемся об нормы и правила, останавливаем себя стыдом, виной, страхом отвержения.
Но разницу можно легко почувствовать: я не ворую потому что нельзя или потому что просто не хочу/не возникает такой мысли/мне не свойственно?
Не хочу- исходит от личности, нельзя/боюсь быть плохим — от социума.
Четвертое. Жизнь из принципа мы разные, но мы равные. Отношение к окружающим не с высоты своего социального статуса, а из принятия другого отличным от себя.
Пятое. Важное. Достоинство может только созидаться внутри. Его нельзя получить возвышаясь над другими.
А еще достоинство — это мои принципы, мои смыслы, мое уважение к себе, моя гордость, моя ответственность, моя ценность (продолжите?)
Если перечитать вышесказанное, то расхожая фраза: у меня могут забрать все, но не могут отобрать достоинство, слышится, на мой взгляд, более увесисто и опорно. Что скажете?