<<< Все статьи психологов
Турбина Светлана Автор: Турбина Светлана
9 августа 2023 г.
3180

Сновидения как элемент диагностики в психоаналитической работе

сноведения
Сновидения как элемент диагностики в психоаналитической работе
Сновидение – это определенно сложный психологический феномен, исследование которого в различных школах и направлениях психологии сводилось к разнообразным позициям

Сновидение – это определенно сложный психологический феномен, исследование которого в различных школах и направлениях психологии сводилось к разнообразным позициям.

Однако, особенность снов состоит в их символичности и знаковости.

Конечно, огромное количество дискуссий вращается вокруг диагностической ценности сновидений.

Одним из первых, кто подчеркнул субъективность сна был Фрейд, именно он заложил фундамент для дальнейших исследований.

В аналитической психологии Юнга сновидение — это психическая реальность, момент жизни, в который над нею властвует не сознание, а бессознательное.

Символически представленные в сновидении архетипические образы в силу своей древности, универсальности и нуминозности совершенно исключают возможность его однозначного, точного и полного истолкования.

Во сне, по Юнгу, всегда есть момент непредсказуемости, связанный с тем, что «содержание сна символично и поэтому многозначно», он буквально «кружил» вокруг первоначального образа, понимая, что там скрыта вся ценность.

Юнговская теория сводится к тому, что каждый может найти отражение внутри себя всех мифов, сюжетов, которые уже известны человеку, так как это не просто миф, пустая сказка, а именно то, что можно назвать символическим изображением глубинных процессов, происходящих в самой личности.

Конечно, Юнг не отходил от жизненного опыта пациента, и также использовал ассоциации, возвращаясь к изначальному образу, что давало ему возможность более глубоко нырнуть в понимание, и справиться с основной задачей сновидений – восстановить нарушенный баланс психики, буквально ликвидировать перекосы в сознании клиента.

Эндрю Самуэлс: «мы можем точно поместить взаимодействие пациента и аналитика в царство воображения, не забывая, что присутствуют два человека». Аналитик редко бывает тем, кем считает его пациент, но аналитик может стать частью внутреннего мира пациента».

Американский юнгианский аналитик Роберт Джонсон предлагал придумать ритуал, вносящий сон в реальность. Его 4-х фазовый подход предполагает:

  1. Поиск ассоциаций
  2. Привязка образов из снов к внутренней динамике
  3. Толкование
  4. Отправление ритуалов с целью конкретизации сна.

То есть каждому образу должны сопутствовать следующие вопросы:

«Какую часть меня он представляет?

Где в последнее время я видел его действующим в моей жизни?

В чем проявляется такая же точно черта моей личности?

Кто это, живущий внутри меня, так себя чувствует и ведет себя подобным образом?».

Толкование сна без первых двух стадий, по его мнению, является обычным гаданием, оно должно родиться само собой в результате работы, так ассоциации сплетаются в разуме, проникают во внутренний мир, и рождается общее понимание смысла сновидения.

Сон следует соотнести с событиями, произошедшими в течении последних нескольких дней, но и не стоит забывать, что «большое сновидение» может и отражать то, что имело место в прошлом, то что случится в будущем, и то, какое место это занимает в настоящем.

Джонсон говорит о том, что такие сновидения очень важны, их необходимо запоминать, записывать и возвращаться к ним регулярно, и с каждый разом понимание каждого конкретного сна будет улучшаться.

За счет того, что мы видим, что происходит в реальной жизни, и понимаем, какие события вписываются в перспективную схему развития, о которой повествует сон.

«Такого рода сны представляют собой своеобразные «чертежи» нашего внутреннего развития, и со временем мы узнаем, насколько здание нашей жизни соответствует этим «чертежам».

К моменту достижения четвертой фазы, у сна уже есть толкование, то есть «Вы сделали все, что могли, чтобы понять сон умом».

Интеграция сна в сознание требует физического деяния, важно научиться применять воображение и изобретать ритуалы. Именно эта стадия может изменить привычки, установки, улучшить понимание сна.

 Ритуал – это Ваш символический ответ на послание сновидения.

То есть в результате сна Вы вдруг можете понять, что необходимо внести ясность в какую-то ситуацию, например, сон, который говорит о том, что Вы много работаете свидетельствует (как вариант) о том, что такой ритуал – как прогулка перед сном – несомненно пойдет на пользу.

Юнг предвосхитил возрождение этого понимания несколько десятков лет тому назад, доказав, что ритуал и церемония представляют собой имеющую большое значение дорогу к бессознательному; ритуал — это метод проникновения во внутренний мир, который человечество разработало в ранний период своей истории.

Ритуал, как и способность к сновидениям, дает нам возможность наладить связь между осознающим разумом и бессознательным.

Сон – индивидуален, проникнуть в чужой сон невозможно, и нет никакой общеизвестной теории трактования снов, и конкретных способов его прочтения.

При этом слияние истолкованного и неистолкованного дает шанс прорваться в запредельность некой трансцендентальной реальности, где слиты воедино черты психической реальности сновидца и глубины коллективного бессознательного.

Именно на этом понимании и строится анализ, техники и приемы аналитической психотерапии.

Сновидения выступают лишь как вспомогательный инструмент в процессе самого анализа.

Сновидения часто дополняют друг друга по смыслу, и истинность порой раскрывается в динамике.

Сон может быть символическим ребенком аналитика и пациента.

Сон также может выступать в роли незваного гостя, или спасителя, примирителя, виноватого, даже супервизора терапии, быть переходным объектом, посредником, подарком, снимком, кушеткой, историей, вокруг которой разворачивается аналитическое действо, этот список может быть бесконечным.

В любом случае, длительная работа и общий язык со своим бессознательным не останется без внимания и вознаградит пониманием к происходящему, к тому, что хочет донести до нас из глубин бессознательное, супротив контролирующему все Эго.

Пожалуй, ключевым способом интерпретации и работы со сновидениями в аналитической психологии остается подбор ассоциаций, при помощи которых формируется то самое смысловое пространство, помогающее описать увиденный образ, но это должен понять именно сам пациент, его психика сообщит о надвигающихся проблемах.

Все подходы, схемы, методы, процессы работы со сновидениями обладают как минусами, так и плюсами, и подвергать логической структуре анализ психики не особо целесообразно, и всегда надо оставлять место для чего-то особенного, непредсказуемого, таинственного, одним словом иррационального.

Сохранить в соц. сети

Обсуждение на сайте
   


Вы должны войти или зарегистрироваться, чтобы комментировать статьи
Обсуждение в соц. сетях
Мнение пользователей социальных сетей Вконтакте и Дзен