Ни для кого не секрет, что многие великие и гениальные люди имели не только талант, но и травмы.
Есть такой защитный механизм как сублимация. В его сути то, что неудовлетворенная энергия проявляется в социальноприемлемых действиях.
С одной стороны, много исцеляющего в том, чтобы вовремя проживать чувства и эмоции. Но, увы, не все так умеют. Не всех научили.
И мы, закопав свои чувства внутри, идем изливать их через «другое»: спорт, рыбалка, садоводство, уборка, работа, изобретательство, рисование… творчество.
Именно об этом я и хочу поговорить.
Хотя всячески этому сопротивляюсь. Думаю, сублимация и сопротивление две закадычные подруги, которые часто ходят рука об руку. Но в моём представлении, сопротивление менее активна и порой тянет сублимацию назад. Как и во время написания этого абзаца (об этой связи я напишу в другой статье).
Сублимация может переходить все грани и реально тормозить процессы и реализацию каких-либо планов.
А может и быть той движущей силой, с помощью которой создаются творения: рассказы, картины, скульптуры.
И не обязательно этим творениям быть шедеврами. Даже просто каляки в дневнике могут быть проявлением этой сублимации. Я вот так иногда делаю.
По моим наблюдениям есть два уровня сублимации:
1 — выпустить пар
2 — бушующий поток
Знаете, как раньше в батареях воздух спускали, чтобы они не протекли или еще что?
Так вот тут похожий механизм: перед тем, как заняться работой или не очень приятным но важным делом, я выпускаю из своего бессознательного образы на бумагу (свободное письмо, рисование, коллажи) в течение 15-30 минут, без критики, без логики, с мыслью, что я не хочу сейчас делать что-то важное или значимое. Минимум требований и… облегчение.
Это пример намеренного сублимирования, когда этот механизм защиты вышел в область осознания. Но считаю важным тут добавить: есть два варианта осознания: 1) можно сознавать свою защиту, но еще не понимать, что именно сублимируется, 2) а можно осознавать и защитный механизм, и то чувство, которое так трансформируется.
Хотя для техники выше это не имеет значения. Как показал личный опыт — работает в обоих случаях.
Что же до второго уровня?
Тут мне сложнее описать эту метафору.
В этом случае в эпицентре сублимации нечто значительное, нежели ссора в маршрутке. То, что может корнями уходить в детство или в очень сильную травму.
Например, несколько лет назад чтобы справиться с сильной болью, злостью, нет, гневом, после тяжелого расставания, я в течение нескольких месяцев параллельно с сессиями с психологом писала стихи. В них можно прочитать между строк все этапы горевания, в метафорах — мои чувства, а в рисунках между стихами увидеть эмоциональное состояние.
И чем сильнее чувство, тем больше облегчения вырабатывается в результате его сублимации.
Сейчас, когда я стала работать психологом и прошла большой путь в личной терапии, я придерживаюсь мнения, чтобы учиться выражать свои чувства по мере их возникновения, говорить о них, и не прятать в дальний угол под замок.
Сублимация — это древний механизм. И эволюция сохраняет его, потому что он всё еще имеет пользу для человеческой психики. Защищает, конечно.
А что если сублимация — это не враг, а союзник?
Не всегда негативные эмоции или чувства можно выразить напрямую, это может быть небезопасно для нас самих или окружающих.
С помощью сублимации не только можно научиться выражать свои внутренние переживания, но и лучше понять их, допрожить, исцелиться.
В тот самый момент, когда одолевает поток творчества, можно прислушаться, откуда он исходит? Как сильно он бурлит или он струится? Какой цвет у этого потока? Что окружает его? А что там виднеется на дне потока?
В своей практике я предлагаю исследовать этот поток через творчество, арт-техники. Каждая сессия — это возможность выразить свое чувство, познакомиться с ним, подружиться со своей сублимацией.
И начать путешествие к самому себе.
