Как это, когда отношения с человеком, а с не с функцией, которую он должен выполнять?
Когда человек, а не мужчина/муж/парень?
Когда человек, а не женщина/жена/девушка?
Когда человек, а не друг/подруга/мама/папа/брат/сестра?
Когда люди, а не группа/сообщество/организация?
Когда сначала человек, а потом его ролевое наименование?
Мужчина/муж должен то-то, женщина/жена должна то-то, дети/братья/сестры/друзья должны то-то. Как это, когда я не думаю за другого и не выдаю ему строгую роль в моей жизни?
Размышляю об этом довольно давно, подпитываю мысли терапией с клиентами и собственным опытом. Когда учишься, что называется, не «вешать ярлыки» отношения с другим человеком фонят болью от потери фантазий. Когда видишь другого, а не фантазируешь про него, в чувствах присутствует интересный микс разочарования и удивления. С одной стороны надежды не оправданы, и грёзы развеяны, а с другой — человек-то вот он, какой есть, красивый, другой, разный.
Частый запрос к психологу «не клеятся отношения с мужчинами/женщинами» в терапии разворачивается до нереалистичных представлений об этих самых женщинах и мужчинах, с которыми хочется близости. Отвергаются те, кто не подходит под фантазийное мерило, а не подходят, как правило, все. Жизнь ведь не сказка.
Оставаясь в фантазиях, очень просто поддерживать иллюзию контроля. Эдакий детский фокус, делающий мир безопасным.
Первый опыт фантазирования легко усваивается в детстве. Иногда так случается, что ребенку в родительской семье (или в других значимых обстоятельствах) сделалось больно, и он не придумал ничего, кроме как спастись от негативных чувств в фантазии, оберегая себя от боли во взаимодействии с родителями (другими). Психика запоминает способ справляться с не всегда радостной жизнью. Ребенок растет, а фантазии остаются, поведение не меняется, отношения (уже не с родителями) страдают и не клеятся.
Но коли так плохо мне с моими же фантазиями, почему я так крепко за них держусь?
Страшно! Очень.
Страшно:
❗узнать правду, что люди не похожи на меня;
❗что люди неподвластны мне, не контролируются мной;
❗удариться, что будет больно;
❗что задуманное не получится, когда как в фантазиях мир идеален;
❗контактировать с другим, потому что он даст какую-то ответную реакцию, которую я не могу предвидеть…
Список разнообразен и можно долго продолжать. У каждого свое страшно, но страх настолько велик, что я возвожу его на пьедестал и кладу у основания свою жизнь.
Если нет никакого другого мира, кроме фантазийного, то куда идти, рухни тот внезапно и насовсем? А некуда. И выстроить то, что не построено за сколько-то лет жизни, дело не одного часа и не одного инсайта.
В терапии я часто работаю с клиентами на возвращение реальности. От встречи к встрече мы вместе готовим безопасный тыл, много говорим о том, что есть здесь, какие чувства к имеющему сейчас, тем самым взращивая в реальности безопасность, уверенность, насущность. И так постепенно легчает, а болезненные фантазии остаются в прошлом.