<<< Все статьи психологов
Занина Мария Автор: Занина Мария
23 декабря 2024 г.
180

За маской: психология неконгруэнтности

За маской: психология неконгруэнтности
Зачастую я замечаю у людей несовпадение между их чувствами и выражением лица, а также позой тела

Зачастую я замечаю у людей несовпадение между их чувствами и выражением лица, а также позой тела. Например, человек рассказывает о трагическом событии, но при этом улыбается. В другом случае, он может делиться радостной новостью, но при этом выглядеть грустным. Это явление демонстрирует, как сложно бывает передать свои настоящие эмоции через невербальные сигналы. В психологии это явление называется неконгруэнтность.

Есть этот термин и в философии, и математике. В принципе, значение одно и тоже, это несовпадение одного с другим. В математике: например, это состояние, при котором фигуры или числа не совпадают по размеру и форме. Например, два треугольника с разными длинами сторон являются неконгруэнтными. В философии это могут быть противоречия между различными теориями или концепциями.

Вернемся все же к психологии. Неконгруэнтность возникает, когда существует несоответствие между внутренними убеждениями и внешними действиями. Это может привести к психологическому дискомфорту и конфликтам, так как человек может чувствовать давление из-за несоответствия своих действий и убеждений. Есть и противоположное определение – конгруэтность, наоборот, совпадение внутреннего состояния с внешними проявлениями.

В этой статье я хочу больше внимание уделить неконгруэтности.

Как это может проявляться? Вот несколько примеров:

Грусть при радости: На празднике человек получает подарок, который ему очень нравится, но его лицо остается мрачным, а глаза не светятся радостью. Это может указывать на внутренние переживания или депрессию.

Сжатая поза при разговоре: Человек делится своими мечтами и планами, но при этом его тело вжато в кресло, он скрещивает руки и выглядит закрытым. Это может сигнализировать о неуверенности или страхе.

Злость с улыбкой: Человек может улыбаться и вести себя дружелюбно, но при этом его слова полны сарказма или агрессии. Это создает противоречие между его выражением лица и тем, что он говорит.

Отстраненность при близости: Во время близкого разговора с другом человек может отводить взгляд и держаться на расстоянии, что указывает на внутреннюю напряженность или дискомфорт, несмотря на наличие дружеской темы.

Смех в неподходящий момент: Человек смеется во время серьезного обсуждения или на похоронах, что может восприниматься как неуместное поведение и свидетельствовать о его внутреннем смятении или попытке справиться с эмоциями.

Спокойствие при тревоге: Человек рассказывает о ситуации, которая вызывает у него сильное беспокойство, но при этом его голос звучит ровно, а лицо остается спокойным. Это может быть признаком подавленных эмоций.

Отсутствие интереса при восторге: Человек рассказывает о своем увлечении или хобби, но его тело выглядит расслабленным и незаинтересованным, он не жестикулирует, а его голос звучит монотонно. Это может указывать на то, что он не чувствует настоящего восторга.

Сарказм при серьезном разговоре: В ходе обсуждения важной темы человек может использовать саркастические замечания и смеяться, что создает впечатление, что он не воспринимает ситуацию всерьез, хотя внутри может испытывать тревогу или стресс.

Извинения с агрессивным тоном: Человек извиняется за свое поведение, но его тон остается агрессивным, а выражение лица — недовольным. Это может запутать собеседника и вызвать недоверие.

Радость при отказе: Человек получает отказ в чем-то важном, но при этом его лицо светится от радости, возможно, потому что он ожидал такого результата или это было частью его плана.

Беспокойство при смехе: В ситуации, когда человек должен быть серьезным, он смеется или шутит, что может указывать на его попытку скрыть беспокойство или напряжение.

Эти примеры показывают, как сложно бывает гармонично сочетать внутренние чувства и внешние проявления, что может приводить к недопониманию в общении.

Приведу примеры из кинофильмов, произведений, чтобы стало нагляднее понятно:

Персонаж из фильма «Зелёная миля» Джон Коффи, несмотря на свою физическую силу и осуждение за преступление, проявляет невероятную доброту и сострадание. Его внешнее восприятие не соответствует его внутренней сущности.

Из фильма «Большая перемена»: отношения между Ганжой и Светланой Васильевной. Невербально он хочет ее обнять, поцеловать как жену, а вербально – он ученик, который обращается к ней по имени, отчеству.

Главный герой «Над пропастью во ржи» Холден Колфилд, внешне проявляет агрессию и цинизм, но внутри он чувствует глубокую уязвимость и одиночество. Его внутренние переживания и желание защитить невинность детей противоречат его внешнему поведению.

Герой фильмов про Гарри Поттера Снейп кажется злодеем, но его внутренние переживания и любовь к Лили Поттер раскрывают его как сложного и трагического персонажа.

Родион Раскольников из произведения Достоевского «Преступление и наказание» внешне уверен в своей теории о «праве на убийство», но внутренне он страдает от чувства вины и паранойи.

Владимир Набоков роман «Лолита»Гумберт Гумберт пытается представить себя романтичным и страстным, но его внутренние мысли показывают его как манипулятора и преступника, что создает глубокую моральную неоднозначность.

«Грозовой перевал» Эмили Бронте: Хитклифф внешне кажется жестоким и мстительным, но его действия также проистекают из глубокой боли и утраты, что делает его внутреннюю борьбу более сложной.

Воланд в романе «Мастер и Маргарита» выглядит как злой и коварный персонаж, но его внутренние мотивы и философия показывают более глубокое понимание человеческой природы и справедливости.

Таких примеров можно много найти в фильмах, произведениях. Может, вы сейчас какого-то персонажа вспомнили.

Эти примеры иллюстрируют, как внутренние конфликты и противоречия персонажей делают их более реалистичными и многослойными, обогащая сюжет произведения,  создавая многослойные и запоминающиеся образы.

Как же справиться с неконгруэтностью?

Вот несколько методов, приемов:

  1. Развитие осознанности. Эти практики помогают быть в моменте, осознавать свои чувства. Для удобства можно смотреться в зеркало. Соотносить внутреннее состояние с внешнем визуально.
  2. Ведение дневника. Тоже прием для развития осознанности, записывание чувств и переживаний способствует их осмыслению и пониманию.
  3. Психотерапия. Порой одному сложно, ты не видишь себя со стороны, тут, конечно, нужен другой и психолог лучше всего. Ведь такой диссонанс возникает не на пустом месте, хорошо бы разобраться в причинах.
  4. Регулярная рефлексия: Регулярное обдумывание своих реакций и поведения в различных ситуациях может помочь выявить несоответствия между внутренними чувствами и внешними проявлениями.
  5. Эмоциональная сознательность (грамотность): Изучение и понимание своих эмоций, а также развитие навыков их выражения помогут улучшить коммуникацию с окружающими.
  6. Развитие эмпатии: Понимание чувств других людей и попытка поставить себя на их место могут помочь в осознании собственных эмоций и улучшении взаимодействия.
  7. Общение с доверенными (!!!) людьми: Разговоры с близкими друзьями или членами семьи могут помочь в понимании себя и своих чувств, а также в получении поддержки.
  8. Физическая активность: Сюда же можно отнести спорт и физические упражнения могут помочь снять стресс и улучшить общее эмоциональное состояние, что способствует более гармоничному выражению чувств.
  9. Творческое самовыражение: Искусство, музыка, танцы и другие формы творчества могут стать выходом для эмоций и помочь в их осмыслении.

Работа над внутренним состоянием и стремление к гармонии между чувствами и поведением могут значительно улучшить качество общения и снизить уровень стресса.

Сохранить в соц. сети

Обсуждение на сайте
   


Вы должны войти или зарегистрироваться, чтобы комментировать статьи
Обсуждение в соц. сетях
Мнение пользователей социальных сетей Вконтакте и Дзен