Бессознательное можно ощутить телом.
В некотором смысле можно сказать, что бессознательное и есть тело. По крайней мере, оно телом представлено.
Через тело можно максимально близко подойти к бессознательному.
Это же касается и телесных симптомов.
Наше тело постоянно обновляется, почти каждая его клеточка с определённой периодичностью заменяется на новую. Мы, в прямом смысле, совсем не те, что несколько лет назад. Однако, как же получается так, что новые клеточки, заменяющие старые, продолжают создавать именно такой же организм, в том числе и в плане его недугов?
Дело в том, что наше тело строится на основании наших бессознательных фантазий о нашем теле. Я подчеркну слово «бессознательных».
Когда-то, очень давно, мне была рассказана история про одного мануального терапевта, который, внимательно посмотрев на человека, надавливал ему в определённом месте. Именно там человеку было больно. И мануальщик спрашивал что-то вроде «так-с, и что у нас произошло в таком-то возрасте?» Много позже, остеопат, которую я посещала, аналогичным образом по телу определила возрастной период одного из самых тяжёлых моих потрясений.
Это очень показательно.
Дуализм тело-психика очень условен. Доподлинно нельзя сказать где одно перетекает в другое. Есть человек. Он одновременно и тело, и психика.
И, если психическая сознательная память может что-то забыть, тело, как и бессознательное, не забывает ничего. Каждый его симптом — это ушедшее из сознательной памяти, но не проработанное переживание.
Психика очень мудра — часто она вынуждена удалить из сознания нечто, с чем человек просто не сможет жить и нормально функционировать. Она, как бы, капсулирует, изолирует это до лучших времен. Когда человек, обретя устойчивость, сможет вскрыть давнее переживание и разобраться с ним. Я не устаю повторять, что болезнь — это всегда способ выжить с точки зрения психики. Она совершает сложный выбор и предпочитает недуг чему-то, по её мнению, более страшному.
Вся память остаётся телу.
Те, кто исследует вопросы реинкарнации, нередко утверждают, что врождённые особенности тела, типа крупных родимых пятен, могут служить свидетельством телесной памяти о насильственном способе ухода человека из предыдущей жизни, путем нанесения повреждения именно в эту область. Разумеется, эти знания основываются на воспоминаниях тех, для кого они — воспоминания — по какой-либо причине оказались доступными. Я одно время достаточно активно изучала данную тему, и для себя не имею оснований знаниям по ней не доверять.
Также я знаю, что бессознательные фантазии, в том числе относительно тела, приходят к нам по роду — от предков. То есть, наш телесный симптом может быть непроработанным горем прабабушки. Но это тема (родового и инкарнацилнного бессознательного наследия) долгая и сложная, я не стремлюсь осветить её в текущем посте.
Только резюмирую — наше тело, с его особенностями и страданиями — не злобный монстр, привносящий своими потребностями неудобства в жизнь. Это нечто очень глубокое, максимально отражающее нашу суть и способное помочь нам самим познать и принять себя.
Нужно только стремиться понимать его очень особенный язык.