Травма — это не какое-то конкретное событие.
Травма — это нечто, на преодоление/переработку чего у индивида не хватило психического ресурса.
Один способен уцелеть, пройдя через насилие, другой ломается о чью-то грубость в свой адрес.
Психический ресурс складывается из конституциональных особенностей, плюс того, что было эмоционально вложено в человека в раннем возрасте.
Очень часто травма не прорабатывается, поскольку именно вокруг неё конституируется вся личность.
Избавиться от травмы = исчезнуть.
Аналогичным образом может выступать болезнь.
Выстроить новую идентичность вокруг здорового основания — сложно, но можно.
Я думаю, это будет проще понять, если переместиться из психики в мир физического тела.
Представьте, что у вас болит зуб. Болит долго, и помощь не предвидится (в наш век развитой стоматологии это почти фантастика, посему, вообразить не сильно страшно)).
Первое что проявится — эта болезненная область начнёт забирать на себя всё больше внимания, постепенно становясь его центром. Вся ваша личность на какой-то момент станет отождествлённой с этой болью.
Чтобы вы могли продолжать как-то функционировать, мозг выделит все доступные ему наркотические вещества (в мозгу центры боли и удовольствия находятся невероятно близко, этот факт не может не занимать пытливый ум😬).
Вы начнёте функционировать, однако, зуб никуда не денется и будет постоянным фоном для жизни, становясь, однако, всё менее заметным для сознания.
У вас переменится манера принимать пищу и её состав, появятся особенные любимые блюда и рестораны. Наверняка на ночном сне и, соответственно, режиме дня это также скажется (зубная боль имеет свойство, в результате действия в ночное время парасимпатической нервной системы, обостряться).
Переменится даже круг общения и интересы, поскольку подспудно они будут порождаться постоянно фонящей болью (хотя, возможно, вы уже не вспомните какой). Вот у вас уже особенно близкие друзья, с которыми всегда есть о чем поговорить; очень тёплый и понимающий родной человек. Особые предпочтения в литературе. Необычные хобби..
Вполне вероятно, что, имея необходимость оберегать постоянно ноющее место, но уже забыв где именно оно, вы начнёте в целом относиться к себе бережнее, заботливее, участливее..
И вот внезапно появляется стоматолог и говорит: «баатенька-голубчик, да у вас же зуб больной! Давайте-ка его нафиг вырвем поскорее! Или полечим»..
Ну-ну😏
Не исключено также, что эта постоянная фоновая боль сделает вас раздражительнее, начнут портиться характер и отношения с окружающими. И именно с этим вы, возможно, пожалуете к психологу.
И вот вы рассказываете психологу про то какой вы нехороший человек, на всех срываетесь, как мучаетесь виной. Или о том какой вы хороший и как несправедлив мир — не даёт по ночам бодрствовать и кушать что нравится.
А психолог такой вас слушает и говорит: «а что у вас с челюстью? Давайте коснёмся этой темы?». И вот вы, пылая праведным гневом, идёте от шарлатана, который только деньги дерёт, а сам вас даже не слушал, ведь он же про болвана, когда вы про Ивана, идёте к провидцу — пусть высшие силы скажут что с вами, кто виноват и что делать..
(Забавно бывает, когда после подобных посещений, кружным путём, люди снова возвращаются к психотерапевту, поскольку Таро или астрология также направляют «работать-с»)).
И вот так вот психолог постоянно балансирует на грани между риском получить в лоб за попытку отобрать у человека самое дорогое — центр его мира; или дооолгим перестраиванием всей жизни пациента с целью смещения избыточной ценности и страха с зубной области (и молчааа как партизан🤫 про зуб, чтобы нидайбох не спугнуть вас в праведном гневе из терапии (вместе с вашими деньгами, конечно же🤪)), и с периодическими выслушиваниями на тему «и чего я вообще к вам хожу, проблема-то не уходит — я по-прежнему раздражителен, а всякие нехорошие люди не дают веселица ночами». В результате чего сможет заслужить счастье услышать однажды: «баатюшки, так ведь у меня ж зуб столько лет болит! И как же я этого не замечал?! Какого ж фига я половину из этих лет хожу к вам вместо стоматолога?! Ох уж эти психологи-шарлатаны, надо было сразу к тарологу идти, карты б правду сказали, столько б времени и денех сэкономилось..»😜
Иллюстрация выше, в том числе, демонстрирует так называемую негативная терапевтическая реакция — когда на пике подхода к началу избавления от симптома (под которым может пониматься как телесный симптом, так и, например, депрессия, привычные жизненные неурядицы), клиент внезапно бросает терапию. Объясняя это себе зачастую вполне рационально (что-то терапевт, похоже, не так уж и компеиентен; как-то я, не слишком вижу пользу; деньги сейчас больше нужны на другое; надоело подстраиваться под терапию, хочется свободы. И тд.)
Психике очень страшно пробовать жить в непривычном, отпустить самое главное, можно сказать — отказаться от привычного себя. И она (психика) активизирует все возможные защиты, которые когда-то помогли, но от несоответствующего настоящему моменту действия которых человек и обратился за помощью.
По этой же причине можно очень желать жить иначе, но так по-настоящему к себе и не подступиться.
В идеале — пусть всё во мне останется как прежде, но каким-то образом я начну себя чувствовать лучше))
И именно поэтому психоаналитическая терапия настаивает на оплате пропущенных сессий (чтобы не так просто было «слиться» 😜), а также на нескольких завершающих сессиях, если клиент всё-таки решительно настроился уйти. Чаще всего, после одной-двух этих «завершающих» встреч, клиент спокойно идёт дальше, пробуя аккуратненько возводить в себе новое — непривычное, страшное — и совершая первые шаги в несаморазрушительном способе жить.
Психотерапия — это не про то, чтобы сломать все защиты, поскольку мы теперь супермен и более неуязвимы.
Психотерапия — это про уважительное отношение к трудам заботливой психики, выстроившей посильные ей защиты, позволяющие человеку жить в невыносимом.
И про аккуратную коррекцию ставших дезадаптивными защит в сторону более полезных и приятных.