Психологическая драма фильма начинается с крушения собственного мира героя, потерявшего все. Ведь нет ничего ужаснее для родителя, чем пережить своих детей. Жена не выдерживает и кончает свой земной путь самоубийством. При этом саму Австралию Первая мировая война физически не затрагивает, ее мироустройство, пейзажи, стиль жизни остается практически прежним. Так нам впервые подчеркивают внутреннюю драму героя. В какой-то степени потери переживаются легче, когда есть их внешнее отражение, но если весь твой мир — пал, а вокруг всё осталось прежним, этот мир, с его знакомым магазинчиком за углом, становится особенно чужим, а сочувственные взгляды особенно невыносимыми.
В Австралии Коннера больше ничего не держит и он уезжает на поиски сыновей или их могил, оставив Австралии воспоминания, разбитые надежды и кладбищенский холмик, вместо женщины, которую он любил. Обратите внимание, что у Коннора практически нет надежды найти кого-то из сыновей живыми, но ему необходимо завершить этот круг символически- хотя бы похоронить всех вместе. Таким образом внутренняя пустота, образовавшаяся от потери, обретет свой смысл. Это о важности ритуалов в нашей жизни.
Сквозной метафорой через фильм проходит тема воды — смерть и рождение неразрывно связаны с водой. Дар и смысл жизни героя находить воду в пустыне, там, где ее никто не видит. Пускаясь на поиск трех сыновей, которых у него отняла война, он одновременно надеется на чудо и одновременно уже ни на что не рассчитывает — так чувствуют себя люди, потерявшие всё. Не случайно, когда герой Рассела Кроу находит последнего сына, оставшегося в живых, они спасаются от греческих солдат, прыгая через узкое жерло колодца, спускающегося в бурную реку. Чем не метафора новой жизни и второго рождения?
Совершенно гениальная по своей психотерапевтичности фраза, которой Коннер снимает с вновь обретенного живого сына чувство вины, в котором тот в сущности живет, точнее, существует, не считая себя достойным продолжать жить, когда он не защитил своих братьев, не спас их, не вернул домой, и даже более страшный тяжелый момент.. но об этом станет понятно, если Вы посмотрите фильм, не буду спойлерить полностью, что именно произошло:)
Коннер говорит ему: «Твои братья живут в тебе».
Но здесь еще важно, что произносит её Отец.
Надо сказать, что в свое время этот фильм был для меня большим откровением, так как, во-первых, мы очень мало знаем о роли Австралии и Новой Зеландии в Первой мировой войне. Во-вторых, не так много столь мощного высказывания в кино с точки зрения мужской психологии, где на физическом уровне можно прочувствовать уязвимость, бессилие, моменты слабости и отчаяния, чувство потери любимой женщины, зарождение новых чувств с человеком другого мира и культуры. Пожалуй, я могу назвать только еще один фильм подобного уровня — «Эскадрилья Лафайет». Если тема будет интересна, я напишу о нём.
Картина «Искатель воды» говорит о бессмысленной разрушительной силе войны без кричащей агитки — через глаза отца, потерявшего на ней сыновей, жены, потерявшей мужа, турецкого генерала, выполнявшего приказы, терявшего в ней своих солдат.
И тем не менее, это светлое кино, не оставляющее зрителя растерзанным и утопленным в потоке крови, как многие фильмы о войне, а заканчивающееся надеждой и практически физическим ощущением воздуха новой жизни. Не случайно, в финальной сцене встречи с героиней Ольги Куриленко — квартирной хозяйкой, зарождающиеся чувства с которой показаны на протяжении фильма полутонами и полунамеками, с помощью игры света и тона, усиливающего растущее напряжение влечения между героями, не случайно в этой сцене на герое Рассела Кроу надета голубая рубашка — цвета воды и глубоких чувств, которая вторит бирюзовому оттенку блузы героини Ольги. Так художники по костюмам решили помочь передать эту ремарковскую историю.
Фильм символически вышел в далеком 2014 году. Пережил обострение и нормализацию русско-турецких отношений. Если Вы еще не видели, посмотрите, не пожалеете.