Терапевтическая группа – это форма работы, оказания психологической помощи. Есть индивидуальная форма работы, когда психолог с клиентом встречаются вдвоем, есть парная работа – когда психолог или два психолога работают с супружеской парой или с семьей. Есть групповая терапия, когда для решения психологических вопросов люди встречаются и общаются в группе.
Обычно в терапевтической группе от от 6 до 12 человек + один или двое ведущих. Группа встречается еженедельно, регулярно, в одно и то же время работает примерно 2,5 — 3 часа, участники общаются, взаимодействуют друг с другом, ведущие поддерживают определенный фокус, например, если мы говорим про гештальт-группу, то ведущие поддерживают осознанность участников: осознанность переживаний, чувств, телесных процессов, взаимодействия, осознание происходящего между участниками, акцент делается на осознания потребностей. В гештальт-группах, предполагается, что что за любым поведением стоят осознанные или неосознанные человеческие потребности.
Для осознания потребностей, ведущие поддерживают исследование происходящего на группе, помогают наблюдаемые или обнаруженные вещи сделать для участников более явными, более «очерченными», обращают на них особое внимание. Ведущие в своей работе опираются на феномены – это то, что можно явно наблюдать на группе.
Например: одной женщине, назовем ее Маша, на одной из встреч, было важно разобраться, почему она для общения или дружбы выбирает в основном женщин, с мужчинами отношения как то не складываются. Обнаружился интересный феномен, когда Маша разговаривает с женщинами, она смотрит на них, поддерживает зрительный контакт, улыбается им, а вот когда она разговаривает с мужчинами, она на них практически не смотрит и периодически не дышит. Когда мы исследовали эти феномены, то за ними обнаружились важные переживания Маши. С мужчинами Маша переживает стыд, боится показаться навязчивой, по ее словам, с такой мужчины не захотят общаться, далее обнаруживается страх отвержения. Обнаруженные чувства, переживания, стоящие за ними Маша ранее про себя не осознавала, они были, ей знакомы, но внимания Мария им не уделяла. Теперь, когда феномены «подсвечены» ведущим, обнаружены переживания страх, стыд, они попадают в поле осознания, теперь Маша осознает, почему она не смотрит на мужчин, избегает контакта с ними из-страха отвержения. Далее мы исследовали фантазии Маши, я предложил их проверить, прям на группе. Соответствуют ли ее фантазии действительности. Когда Маша обратилась к участникам мужчинам, спросила у них, как они к ней относятся, выяснилась любопытная вещь, что бо´льшая часть мужчин в группе испытывают к Маше симпатию, им нравятся с ней общаться и находят ее интересной. Другие сетовали, им хотелось, чтобы Маша включалась почаще, ее присутствия иногда не хватает. Фантазии Маши о том, что «ее навязчивую отвергнут», оказались ее проекциями – ее материалом, который она неосознанно на мужчин проецировала (переносила). Потом Маша сказала, что она довольно часто додумывает про мужчин, как она заметила, ее пугающие фантазии чаще не оправдываются.
Этот фрагмент хорошо показывает, как неосознанное, становится осознанным, более явным, и что интересно, не только для Марии, но и для других участников группы. Маша не уникальная в с своем восприятии, с другими участниками похожее тоже довольно часто случается. Тему «фантазий про другого» участники подхватывают, далее, участники, Ира, Даня, Саша делают вывод, как полезно периодически проверять свои фантазии, разговаривать с реальным человеком, сверяться с ним и часто наши страхи являются надуманными.
Этот фрагмент работы терапевтической группы я привел, чтобы наглядно проиллюстрировать как работает терапевтическая группа, как неосознанное, становится более осознанным.
Чем групповая терапия отличается от индивидуальной?
На мой взгляд, формат индивидуальной терапии прекрасен, двое человек регулярно встречаются. Терапевт может эмоционально откликаться на историю «сложности» клиента, интересоваться его жизнью, может подсвечивать ранее неосознанные вещи, поддерживать их исследование и тогда клиент больше осознает про себя, больше понимает про свою «сложность», понимает, чего ему хочется и т.д.
«Объёмный взгляд»
В отличие от индивидуального формата на группе встречаются не двое, и не трое, чаще 8, 9, а то и 12 человек. Отклики на свою историю участник получает не только от терапевта, но и от других участников. Больше откликов, больше вопросов, больше поддержки.
Участники разные и у каждого из них свои интересы, и любопытствуют они про разное, кого чего больше волнует, как-то затрагивает внутри.
Множество советов, видений, мнений, точек зрения, фокусов, взглядов помогают увидеть свою сложность объёмнее или под нужным углом. По своему опыту скажу, что иногда подсвечивается то, на что я как ведущий никогда бы сам не обратил внимание, это в очередной раз показывает, что группа нечто большее, чем просто собрание отдельных людей.
Приведу для иллюстрации метафору. Вот хочу я, скажем, вырастить дерево и рассказываю об этом на группе. Например, один участник меня спрашивает: какое дерево я хочу посадить? Другой спросит, зачем мне дерево нужно? Третий расскажет, что дерево нужно не только поливать, но и нужна хорошая питательная почва, другой про то, что важно для роста дерева наличие света, а другой поделится, что он уже выращивал деревья и даже не одно, и поделится, что на рост дерева влияют не только свет и вода, но также животные и насекомые живущие на нем. Точно также с разных сторон исследуются разные психологические сложности на группе: «как так получается, что мы с супругой чаще конфликтуем, чем общаемся», «как выстраивать личные границы», «что такое здоровые женско-мужские отношения», «почему в отношениях я свои интересы задвигаю на второй план», «почему снизилось сексуальное влечение», «как мне говорить, если мне что-то не нравится», «как с ней договариваться, она не исполняет, что обещала», «мы исполняем родительские роли, где в наших отношениях что-то еще»? и т.д.
Я думаю важным отличием групповой терапии от индивидуальной будет не глубина, а широта осознания, другим словами «сложность» будет пониматься больше «в ширь», нежели «в глубь», что на мой взгляд является не менее терапевтичным.
Я предполагаю, что найдутся люди, кто спросит, а как же быть, ведь говорят, терапия должна быть глубокой? Я помню свой опыт участия в терапевтической группе (он у меня довольно большой, в одной из групп более шесть лет) и по сему могу сказать, как опытный участник, что когда был пройден этап безопасности, отношения в группе выстроились довольно доверительные, мы разговаривали весьма откровенно на разные темы и затрагивали весьма и весьма глубокие.
Эмоциональный резонанс
Еще одним важным отличием, терапевтической группы является эффект группового резонанса, когда рассказ одного участника на группе вызывает эмоциональный отклик внутри другого, второго, потом у третьего, и еще одного тоже. Участник группы переживают похожие чувства, в эмоциональном поле группы энергии становится больше, иногда, мы гештальт-терапевты говорим в этом случае поле группы становится «заряженным». Иногда бывает так, в индивидуальном формате, в работе с индивидуальным психологом, доступ к некоторым чувствам бывает закрыт, а за счет эмоциональной поддержки группы, за счет группового резонанса, к ранее подавленным или избегаемым или остановленным чувствам легче прикоснуться, о них легче поговорить на группе, их легче пережить и разделить с другими. Вот почему переживать болезненные непростые переживания (например, после болезненного развода) иногда бывает легче именно на группе.
В группе делается акцент на отношения между участниками
В индивидуальной гештальт-терапии есть две стратегии работы: с внутренней феноменологией и на границе контакта. Работа с внутренней феноменологией – это исследование, как человек устроен внутри, как и что у него внутри работает, если так можно выразиться, исследование внутренних «настроек», в результате такой работы клиент больше понимает про себя: про свои чувства, про свои состояния, про свое тело, осознаёт про свои потребности и понимает, чего ему хочется.
При работе на границе контакта, исследуются отношения, как свои потребности человек удовлетворяет в контакте с другим. Я как терапевт отдельно выделяю и обращаю вниманию на феноменологию «удовлетворения потребностей». Человек может прекрасно осознавать свою потребность, например, «хочется больше нежности в отношениях», но вот как ее удовлетворить, с этим может быть большой затык. Как недавно было на группе, одна участница, назовем ее Женя, говорила, что обычно в отношениях онА проявляет нежность к мужчинам, и ей хотелось, чтобы нежность проявляли и в ее сторону. Но вот что любопытно, как только другие участники услышали ее и начали выражать к ней тепло и нежность, Жене стало очень неловко, она не знала, как принимать эту самую нежность.
Жене казалось, что в глазах других, она выглядит глупо, нелепо, как-то по – дурацки «хотела нежности, а брать ее не берет», и она была готова провалиться по землю от стыда. Но когда участники поделились, что им тоже порою бывает неловко в близких отношениях, бывает ощущают себя неуклюжими, бывают тоже теряются от сильного чувства стыда, но потом как-то находят себя. И что важно, Женю никто из группы не осуждает, а наоборот, присоединяются к ней, и даже очень понимают, и сочувствуют ей, хотят поддержать ее и даже поблагодарить за смелось и честность — и это стало большой поддержкой для Жени и не только для неё. Вот так терапевтичным могут быть отношения в группе.
Описывать и приводить точные примеры для иллюстрации мысли не легко, но мы очень надеемся, что на удалось передать мысль «что такое терапевтическая группа, и как она работает и отличается от индивидуального формата терапии».