Психотерапия — это, прежде всего — отношения, в структуре которых возможны глубинные личностные трансформации. «Объяснить» человеку, в чем его проблема — невозможно.
Человек может только воспроизвести в терапевтических отношениях ту проблему, о которой не может думать, потому что слишком больно, стыдно, пр. — НЕМЫСЛИМО.
Коль скоро человек много лет учился прятать от себя какое-то переживание по причине его невыносимости — просто «объяснить» ему это — не выйдет.
Например, в семейной истории пациента запрещалось злиться. Мать не допускала ни малейшего проявления агрессии, не могла ее выносить. В результате у пациента сформировалась бессознательная установка: «когда я злюсь — я разрушаю материнский объект».
Теперь такой человек ничего не знает о своей злости, т.к. часть агрессии превращает с помощью психических защит, например, в избыточную заботу об объекте, на который бессознательно зол, а другую часть — проецирует вовне и приписывает другим. Как следствие такого искажения — его внешняя реальность выглядит так: я живу ради благополучия матери, а вокруг меня — агрессоры и злопыхатели.
Рассказать такому клиенту о его злости — значит просто присоединиться к остальным «злопыхателям и агрессорам», он не примет свою агрессию, ведь принять ее — в его бессознательном равно — стать «убийцей матери».
И лишь когда пройдёт достаточное количество времени в терапевтических отношениях, чтобы пациент мог убедится, что его психотерапевт «выживает» всякий раз после того, как пациент бессознательно на него злится — только тогда его злость станет более выносимой, менее смертоносной. И только тогда он пропустит ее в сознание, вернёт обратно себе. Зачем это вообще нужно? Чтобы не выплёвывать ее в людей вокруг, чтобы болезненно не искажать реальность и свои отношения с другими.
Только тогда в реальности станет меньше злопыхателей, преследователей, а мучительное долженствование перед материнским объектом и чувство вины — отступят.
Но это не произойдёт за 5-10 встреч. И длительность эта будет зависеть только от самого клиента: от того, сколько времени ему нужно для выстраивания безопасных отношений, в которых его психическая реальность будет бережно реконструирована и заново осмыслена.