<<< Все статьи психологов
Борисова Светлана Автор: Борисова Светлана
28 мая 2022 г.
1040

Что такое судьба? Как изменить судьбу? Транзактный анализ: формирование судьбы

Что такое судьба? Как изменить судьбу? Транзактный анализ: формирование судьбы
Ограничивающие убеждения это то, что в трансактном анализе называют детскими жизненными сценариями

«В критической ситуации вы не подниметесь до уровня своих ожиданий, а упадете до уровня своей подготовки».

Ограничивающие убеждения это то, что в трансактном анализе называют детскими жизненными сценариями. Мы верим своим родителям, когда они говорят, что мы хорошие или плохие в равной степени. Верим потому, что своего мнения у нас еще не сформировалось. Верим потому, что авторитет родителя высок. Верим потому, что за своё мнение нас могут стукнуть ложкой по лбу. Вера во внушенный фактор, идею, мнение, правду или ложь хорошо ложится на неокрепшую психику ребенка. Будь то идея о том, что серенький волчок укусит за бочок или идея о том, что ребенок дебил – она легко внедряется в подсознание ребенка и влияет на его личность, запросы, поведение, выбор в жизни.

В трансактном анализе приводится множество примеров детских сценариев. Счастливых и не очень. Затрагивается феномен антисценария (подробнее в видео). Но для того чтобы выявить все бессознательные программы (их в психологии ещё называют дискурсы) нужно потратить много часов в кресле психотерапевта. Ведь “мамкины трёпки” часто забываются, образ матери не редко идеализируется, а вот последствия остаются.

Если вы не знаете что такое дискурсы, то их наиболее удачно, на мой взгляд, проиллюстрировали в сериале «Настясоберись!» 2021. Там показаны и субличности, и влияние дискурсов, и трансформация психики при работе с изменой, и смена главной роли в дружеском треугольнике, и многое другое.

Выявляя детские негативные убеждения мы начинаем работать с представлением человека о себе, своём окружении и целом мире. Выясняем почему это представление о мире и себе именно такое. Выравниваемся о некую условную норму приближенную к объективной реальности и корректируем то, что сформировала не сама психика провзаимодействовавшая с реальностью, а мама, папа, бабушка и т.д. Тот жизненные опыт, который получали они в свое время может оказаться неэффективным для вас — человека живущего в другое время и в другой реальности. Опыт предков живших во время войны, репрессий и голода актуален только во время войны, репрессий и голода. Он охранная система на случай кризиса, но не более. К тому же такие установки как «Терпение и труд — всё перетрут» могут считываться психикой по-разному. Кто-то откроет многомиллионный бизнес прилагая усилия в этом направлении, а кто-то всю жизнь проработает на заводе за маленькую зарплату.

Таким образом в рамках транзактного анализа мы углубляемся в лабиринты памяти и вспоминаем кто и когда внушил нам, что мы не красивы, глупы, ничего не добьемся или имеем право перекладывать ответственность на других. Такие установки как “мы были бедными и будем бедными. Зато мы честные”, “проживем как-нибудь”, “мы маленькие люди ничего не решаем”, “в этой стране ничего не добьешься”, “тем повезло пробиться, а нам на роду написано…” внушенные нам не достаточно развитыми, ленивыми, оправдывающими свою личную несостоятельность предками часто мешают нам жить, но они не имеют ничего общего с нашими способностями, возможностями, умом и силой воли трудолюбиво прилагая которые мы можем значительно преуспеть в своих начинаниях.

Верьте в себя и задумайтесь прямо сейчас кто Вы, какой Вы, что Вы умеете и чего Вы хотите. Разрешите себе быть счастливым и успешным человеком. Изучайте биографии успешных людей и Вы увидите, что многие из них вышли из самых простых семей.

Зачем нужно изучать биографии успешных людей?

Вы верите в гороскопы? Я обратила внимание, что многие взрослые и на первый взгляд серьезные люди верят. Появилась даже астропсихология, которой кормят любителей околонаучных направлений. Лично я не читаю гороскопы потому что Картасар  почти также стал аксолотлем.

Из книги Хулио Кортасар «Аксолотль»:
«Было  время,  когда  я  много  думал  об аксолотлях. Я ходил в аквариум Ботанического  сада  и  часами  не  спускал  с  них  глаз, наблюдая  за  их неподвижностью, за их едва заметными движениями. Теперь я сам аксолотль.

Случай  привел  меня  к ним одним весенним утром, когда Париж распускал свой  павлиний  хвост  после  медлительной  зимы.  Я  проехал  по  бульвару Пор-Рояль,  миновал  бульвары  Сен-Марсель  и Л’Опиталь, увидел зелень среди серых массивов и подумал о львах. Мне нравились львы и пантеры,  но  никогда до  тех  пор  я  не  входил  в сырое и темное помещение аквариума. Я оставил велосипед у ограды и пошел посмотреть на  тюльпаны.  Львы  были уродливы  и печальны,  а  моя пантера спала. Я решил зайти в аквариум, мельком глянул на обычных рыб и неожиданно натолкнулся на аксолотлей.  Я  простоял  возле  них целый час и вышел, уже неспособный думать ни о чем другом».

Наблюдая за другими людьми, животными, культурами, цивилизациями — мы невольно начинаем мыслить и действовать как они. В антропологии и физике этому даётся конкретное определение: «эффект наблюдателя». Он работает. Поэтому наблюдать желательно эффективные качества и хорошие манеры. Критики антропологии полагают что самим фактом наблюдения культуры вы её изменяете. Таким образом наблюдение влияет на наблюдателя и на объект наблюдения. Это легко доказать. Что было бы со знаменитостями, если бы за ними никто не наблюдал? Они были бы совсем другими людьми с другими доходами и уровнем влияния. Что было бы с нами, если бы мы никогда не наблюдали за другими людьми, их образом жизни, речью, манерами, способом взаимодействия с миром? Наши представления о мире были бы скудными. Мы бы не получали знаний и опыта. 

Цитата из фильма «Дневники няни» 2007:
«У антропологов есть поверие: чтобы по-настоящему понять свой собственный мир, надо полностью погрузиться в чужой незнакомый. И благодаря моей работе няни и маленькому Грею, я поняла, что перебравшись через Гудзон*, сделала это удивительное открытие, я не стану кем-то другим и не забуду семью. Богатство это не счастье, а просто иной антураж для тех же забот».

* «Перебраться через Гудзон» — это значит переселиться на остров Манхэттен. Самый дорогой и престижный район Нью-Йорка. То есть добиться независимости, благосостояния, уважения.

Внушение, суггестия — психологическое воздействие на сознание человека, при котором происходит некритическое восприятие им убеждений и установок. Представляет собой особо сформированные словесные или эмоциональные конструкции. Внушение может использоваться для улучшения самочувствия человека и лечения психологических травм. А может для манипуляций сознанием.

Иногда внушение используется с деструктивными целями. Например, для демотивации противника или подавления волевых качеств и самооценки. Иногда шутя, иногда через мягкость и доброжелательность, иногда через заботу или страх, иногда через якобы научность в голову манипулируемого объекта закладывается информация, которая на выходе даёт определенные результаты. В итоге информация начинает приживаться и работать. И если мы коснулись гороскопов, как примера, то те, кто верят в гороскопы более всего им соответствуют. А если коснулись успешных людей, то те из вас, кто с детства наблюдал за поведенческими сценарными решениями успешных людей — с наибольшей вероятностью будет успешным.

Как работает транзактный анализ  с жизненными сценариями.

Трансакционный анализ (транзакционный анализ, трансактный анализ, транзактный анализ; сокр. ТА) возник на основе психоанализа. Он представляет собой психологическую модель, служащую для описания и анализа поведения человека как индивидуально, так и в составе групп. Модель включает методы позволяющие людям понять самих себя и особенность своего взаимодействия с окружающими.

Впервые теория сценария была разработана Эриком Берном и его коллегами. В рамках данного метода затрагиваются прежде всего жизненные сценарии и возрастные агрегатные состояния психики: родитель, взрослый, ребенок.

Концепция о том, что детские впечатления оказывают сильное влияние на поведенческие паттерны взрослых людей, является центральной не только в ТА, но и в других направлениях психологии. Под влиянием ранних переживаний ребёнок составляет определённый план своей жизни, а не просто формирует  взгляды на жизнь. Этот план составляется в форме драмы, имеющей чётко обозначенные: начало, середину и конец. Составные части сценария, начиная с первой сцены, служат для того, чтобы привести сценарий к заключительной сцене. В теории сценария заключительная сцена получила название «расплата за сценарий». Теория ТА подразумевает, что при проигрывании человеком сценария он бессознательно избирает формы поведения, которые приблизят его к расплате за сценарий.

На решение о выборе сценария оказывают влияние не только внешние факторы, но и воля ребёнка. Первичный протокол создается в сознании в том возрасте, когда реальны только члены семьи. Родители представляются ребёнку огромными фигурами, наделенными волшебной властью. В столь раннем возрасте от того любит ли тебя Бог зависит и то, как ты воспринимаешь себя и мир. Чувство защищенности в детстве сохраняется на всю жизнь превращаясь в уверенность и смелость, а состояние незащищенности продолжает фонить безнадежностью, неуверенностью и во взрослом возрасте.

Даже тогда, когда разные дети воспитываются в одних и тех же условиях, они могут составить совершенно разные планы своей жизни. В этой связи Берн приводит случай с двумя братьями, которым мать сказала: «Вы оба попадёте в психушку». Впоследствии один из братьев стал хроническим психическим больным, а другой психиатром.

Термин «решение» в ТА используется в значении, отличном от того, которое обычно приводится в словаре. Ребёнок принимает решение о своём сценарии в результате чувств до того, как начинает говорить. При этом ребёнок использует доступные ему способы тестирования реальности. Хотя родители не могут заставить ребёнка принять какие-то решения, они тем не менее оказывают сильное влияние, передавая ему вербальные и невербальные послания. На основе этих посланий ребёнок формирует  представления о себе, других людях и жизни, которые образуют основное содержание сценария. Таким образом, сценарий подкрепляется родителями.

Сценарий лежит вне пределов осознания, поэтому во взрослой жизни человек ближе всего может подойти к воспоминаниям о детстве с помощью снов и фантазий. Проживая свои сценарные решения в поведении, человек, тем не менее, не осознаёт их.

Сценарий «оправдывается ходом событий». В соответствии со своей компетенцией человек часто интерпретирует реальность с тем, чтобы ему казалось, что она оправдывает его сценарные решения. Человек так поступает потому, что в эго-состоянии Ребёнка воспринимает любую угрозу своему сценарному представлению о мире как препятствие в удовлетворении его потребностей и даже как угрозу существованию.

Сценарные решения представляют собой наилучшую стратегию ребёнка с целью выживания в мире, который часто кажется ему враждебным и даже угрожающим его жизни и принимаются в соответствии с эмоциями ребёнка и его способом тестирования реальности. Младенец мал и физически уязвим. Для него мир населён великанами. Неожиданный звук может сигнализировать ребёнку о том, что его жизнь в опасности. Без всяких слов и соответствующего обдумывания ребёнок знает, что, если родители уйдут, он умрёт. Если они сердятся, то могут убить его. Кроме того, у ребёнка нет взрослого понимания времени. Если он чувствует голод или холод, а мать не приходит, тогда, возможно, она уже никогда не придёт, а это означает смерть. Или это может означать нечто более страшное, чем смерть – когда тебя постоянно оставляют одного.

Мир эмоций ребёнка включает в себя ярость, острые переживания, ужас и экстаз. Ребёнок принимает свои ранние решения при реагировании на эти чувства. Поэтому не удивительно, что эти решения часто имеют экстремальный характер. По логике ребёнка необходимо идти от частного к общему. Например, предположим, что мать редко реагирует на его требования. Она часто игнорирует его, когда он плачет. При этом ребёнок не просто делает вывод о том, что «матери доверять нельзя». Вместо этого он может решить, что «людям доверять нельзя» или «женщинам доверять нельзя».

Маленькие дети не делают различия между потребностями и делами. Ребёнок может чувствовать: «Я хочу убить брата, который получает всё внимание!» Для него это равнозначно фразе: «Я убил брата». Затем он может заключить: «Так как я убийца, я плохой». Во взрослой жизни такой человек может иметь смутное чувство вины за «преступление», которое он никогда не совершал.

Кроме этого на процесс принятия сценарных решений влияет ещё одна особенность детских способов восприятия реальности. Ребёнок фантазирует, что он всемогущ и может творить волшебство. Поэтому ребёнок думает, что именно он виноват, например, в частых ссорах родителей или в разводе. Он даже может считать себя обязанным защитить одного родителя от другого, поскольку уверен в своей способности сделать это. Многие авторы ТА считают, что ребёнок воображает себя всемогущим, чтобы компенсировать чувство беспомощности.

По содержанию сценарии могут быть:

  • сценарий победителя,
  • сценарий побеждённого(жертвы)
  • и сценарий не-победителя или банальный.

Победителем Берн называл «того, кто достигает поставленной перед собой цели». Роберт Гулдинг добавляет: «…и в результате этого преобразует жизнь». Под победой понимается также то, что поставленная цель достигается легко и свободно.

Побеждённый — это «человек, который не достигает поставленной цели». И опять дело заключается не только в достижении цели, но и в степени сопутствующего комфорта. Если, например, человек решил стать миллионером, стал им, но постоянно чувствует себя несчастным из-за язвы желудка или напряжённой работы, то он побеждённый.

Берн однозначно определил победителя и побеждённого в их отношении к достижению поставленной цели, т.к. он хотел подчеркнуть, что победителей нельзя просто приравнивать к тем, кто накапливает деньги и материальные ценности, а побеждёнными не обязательно являются люди, не имеющие материальных ценностей. Жизненный сценарий оказывает свое влияние на те жизненные позиции, которые проявляет человек в карьере, работе, в браке, в сфере человеческих отношений.

В зависимости от трагичности финала сценарии побеждённых можно классифицировать по трём степеням. Сценарий побеждённого первой степени – это сценарий, в котором неудачи и потери не настолько серьёзны, чтобы их обсуждать в обществе. Например, повторяющиеся ссоры на работе, небольшая депрессия или неудача на экзаменах при поступлении в институт. Побеждённые со второй степенью испытывают неприятные чувства, достаточно серьёзные, чтобы их обсуждать в обществе. Это может быть увольнение с работы, исключение из университета, госпитализация по поводу тяжёлой болезни и т.д. Сценарий третьей степени приводит к смерти, увечью, серьёзной болезни (в том числе и психической) или суду.

Не-победитель день ото дня терпеливо несёт свою ношу, не много при этом выигрывая и не сильно проигрывая. Такой человек никогда не рискует. Поэтому такой сценарий называют банальным. На работе не-победитель не становится начальником, но его и не увольняют. Он, скорее всего, спокойно доработает до конца, получит в подарок часы на мраморной подставке и уйдёт на пенсию.

Берн предложил любопытный способ, с помощью которого можно отличить победителя от побеждённого. Для этого надо спросить человека, что он будет делать, если проиграет. Берн считал, что победитель знает что будет делать, но не говорит об этом. Побеждённый не знает, но только и делает, что говорит о победе: «Когда моя лошадь придёт первой…». Он всё ставит на одну карту и тем самым проигрывает. Победитель всегда учитывает несколько возможностей, поэтому и побеждает.

Антисценарий — протестное поведение. Если идея сценариев существовала ещё до Эрика Берна, то предположение о существовании так называемых «антисценариев» было выдвинуто именно им. Согласно Эрику Берну, антисценарий — противоположность сценарию. Иначе говоря, если человек действует вопреки своим сценарным директивам, то он живёт по антисценарию, но всё равно находится в плену своих сценарных решений. Парень живущий в затворничестве и играющий в компьютерные игры весь день может бояться социума, может не уметь с ним контактировать, а может делать это в протест излишне требовательному родителю.

Содержание сценария каждого человека также уникально, как и отпечатки пальцев. В то время как сценарный процесс подразделяется на относительно небольшое число паттернов.

Согласно теории жизненного сценария возможны четыре основные базовые установки:

  1. «Я» — хороший (ОК), Все «ОНИ» — хорошие, жизнь — хороша — сценарий «победителя»;
  2. «Я» — плохой (не ОК), «ОНИ» — плохи, жизнь — плоха — сценарий «побежденного», неудачника;
  3. «Я» — хороший (ОК), но «ОНИ» — плохие, жизнь — плоха — сценарий «озлобленного пессимиста»;
  4. «Я» — плохой (не ОК), а «ОНИ» — хорошие — сценарий «комплекса неполноценности».

Поведение, везение, успехи, то, как человек решает проблемы, как его воспринимают окружающие, во многом зависит от его собственных убеждений и верований. Часто человек даже не отдает себе отчета, что его каждодневные заботы сводятся к воплощению сценария жизни, заложенного еще в детстве. Ведь еще с ранних лет ребенок представляет, как будет проходить вся его жизнь. Большое влияние на формирование сценария жизни человека оказывают его родители.

Причины неудач множества людей кроются именно в сценарии жизни. Одни дети растут в атмосфере комфорта и благополучия, их жизненные планы светлы и добры. Другие с детства могут недополучать любви и материальных благ, но если им часто говорят: «все будет лучше, ты много добьешься», вырастая, они действительно стремятся и достигают все новых высот.

Когда ребенку постоянно внушали: «у нас в семье все простые работники, трудятся на полях или выращивают животных, вот и ты будешь как мы». В итоге, вырастая, этот ребенок никогда не сможет поверить, что он может быть директором банка. Хорошо если он будет доволен скромной работой, а если его будет угнетать эта ограниченность собственных возможностей, и она станет причиной неудач? Тогда жизнь человека становится печальной и безуспешной.

Таким образом, еще в детстве у людей под воздействием окружающих формируются ограничивающие внутренние установки. Для преодоления подобных трудностей человеку необходимо заниматься самовнушением, которое позволяет внедрить в подсознание стимулирующие установки для достижения успеха и откорректировать сценарий жизни в нужном направлении.

Особый интерес на сегодняшний день представляет процесс формирования жизненных сценариев родительства, моделей поведения в семье, семейных ролей и влияние на этот процесс опыта, полученного в родительской семье.

Чаще всего человек избирает сценарий, представляющий смесь победы, поражения и беспроигрышного варианта: в одной сфере он решил быть победителем, в другой – не-победителем, в третьей – побеждённым. Осознание сценария даёт возможность переделать его и стать победителем там, где решил быть побеждённым.

Во взрослой жизни человек придерживается детских решений потому, что всё ещё надеется разрешить основной вопрос, который остался нерешённым в его детстве: как добиться любви и внимания. Это одна из основных причин, хотя и не единственная. Находиться в сценарии, проигрывать сценарное поведение и сценарные чувства это значит реагировать на реальность «здесь и теперь» основываясь на детских решениях.

Человек чаще всего входит в свой сценарий в следующих случаях:

  • когда ситуация «здесь и теперь» воспринимается как стрессовая.
  • когда имеется сходство между настоящей ситуацией и стрессовой ситуацией в детстве.

Стэн Вуллэмс утверждает, что чем больше стресс, тем больше вероятность вхождения человека в сценарий. Вуллэмс предложил 10-ти бальную шкалу стресса. Расшифровка собственного сценария позволяет человеку выдерживать большие стрессовые нагрузки прежде, чем он начнёт действовать в соответствии со сценарием. Когда ситуация «здесь и теперь» напоминает человеку болезненную ситуацию из его детства, и он входит в сценарий, в ТА говорят, что текущая ситуация связана с более ранней ситуацией с помощью резиновой ленты. Это позволяет понять, почему человек реагирует так, как будто бы его катапультировали назад в его прошлое. Обычно человек не может осознанно представить эту детскую сцену, поэтому не понимает, что общего в этих ситуациях.

Вследствие того, что мать и отец являются очень важными фигурами в жизни человека, они часто находятся на другом конце резиновой ленты. Там могут находиться и родственники: дедушки, бабушки, тёти, дяди и др. Разговаривая с людьми, с которыми у человека серьёзные взаимоотношения, он какую-то часть времени отождествляет их с людьми из своего прошлого, и делает это неосознанно. Этот феномен в психоанализе называется трансфер (перенос). В ТА об этом говорят как о «надевании лица отца или матери на кого-то». Резиновые ленты могут быть привязаны не только к людям из нашего прошлого, но и к запахам, звукам, определённому окружению или чему-то ещё.

Одной из целей ТА является разрыв резиновых лент. Благодаря пониманию своего приняттного в раннем детстве сценария человек может освободиться от первоначальной травмы и от возвращения к старым детским ситуациям.

Преодоление трудностей и столкновение с жизнью.

Возьмем в качестве примера измену. Реакция на измену и сценарное решение поведения при таком ударе судьбы, как собственно и изначальное решение при выборе изменяющего или верного партнера будет зависеть от самооценки личности, которая в свою очередь будет зависеть от жизненного сценария.

Завышенная самооценка она же гордыня. Завышенные представления о себе, завышенные ожидания от мира и других людей и/или завышенные требования к своей персоне. Как изменил?! Мне изменил?! Как такое возможно?! Как он мог посмотреть еще на кого-то ведь я для него… или я же самая лучшая (самый лучший)! При этом гордецы могут иметь двойные стандарты. То, что они позволяют себе они могут не позволять другим. С гордецами психолог выстраивает отдельный вид терапевтической работы значительная часть которой будет выстроена вокруг донесения мнения о том, что мир не вращается вокруг вас/нас (как бы нам этого не хотелось). Обычно это должны были закреплять родители на стадии формирования психики. Картина мира рушится и выстраивается заново. Обычно это происходит на длительной терапии и во многих областях жизни.

Человек с низкой самооценкой может начать выстраивать восприятие себя вокруг измены. Мне изменяют – значит я не ОК, что-то не так со мной, я хуже кого-то и т.д. Таким образом формируется ложное утверждение о себе и, иногда, завышенное представление и фантазии о других, их личностях, достоинствах, качестве половых актов. Чуть чаще, чем всегда это фантазии и ложные представления идеализирующие и усиливающие психотравмирующий объект.

Жена может рассматривать любовницу в инстаграм. В соцсетях вы видите не людей, а фотошоп. Часто только образ в котором человек хочет предстать перед публикой. Вам не скажут о своих недостатках и проблемах. Все мы гордецы и стремимся носить маску успешности.  Любовница делает все чтобы понравиться мужчине и завладеть его вниманием, психикой, сердцем, а иногда и кошельком. Завладев и сняв маску она может оказаться банальной женщиной. А может и нет. Все зависит от личностей и типа взаимосвязей. Но вам до этого не должно быть никакого дела. К этому моменту Вы уже должны жить своей жизнью и своими любовниками. Люди ищут то, чего им не хватает. Чаще всего радости, легкости бытия, развлечений. Зачем страдать? Подумайте чего не хватает лично вам. Как этого добиться? И вперед!

Например, недолюбленные, брошенные дети переживают измену сложнее всего. Такие люди часто ревнивы без причины и могут испытывать панические атаки от одной только мысли, что их бросят или им изменят. В зависимости от акцентуаций характера и/или расстройств личности мы будем видеть разную картину восприятия и переживания измены. Разные поведенческие акты будут восприниматься как измена. Разные подходы будут выбраны для терапии.

Причины измен могут быть и социальнодетерминированными. Красивый любовник может оказаться альфонсом приспособившимся к жизни за счет женщин и денег их мужей. Иногда женщина без материальной базы мужа вообще не могла бы заинтересовать такого мужчину. Некоторые любовницы спаивают мужчин доводя их со временем до материального и физического истощения. Пьющий мужчина вообще ушел не от жены к любовнице. Он ушел от непьющей женщины к пьющей. От трезвости к водке. Это важно понимать. Наркоманки и наркоманы могут вовлечь в отношения  на совместном употреблении или даже долго скрывать свою зависимость и за спиной у партнера употреблять наркотики. В состоянии наркотического опьянения такие люди веселы, сладки, постоянно хотят секса. На «выходах» – злы и печальны. Когда партнер перестает давать деньги на наркотики или теряет источник дохода – наркоманы начинают поиск нового источника дохода и удовольствий. У некоторых любовников могут быть интересы по работе или бизнесу плавно перетекающие в секс. Ситуаций и вариаций масса. Все их нужно понимать и учитывать. Измена не всегда про секс. Даже секс не всегда про секс. Иногда это способ закрепления новых социальных связей.

Здоровая самооценка. Женщина/Мужчина, которые любят себя, не испытывают недостатка в общении и удовольствиях, самодостаточны, позитивны, легки, имеют направленность деятельности для своей психики, работу, увлечения, друзей. Такие люди легче переносят измену, если вдруг с ней сталкиваются. Измена не влияет на их самооценку. Происходит где-то во вне.

Если такая трагедия, как измена, случилась в жизни человека со здоровой самооценкой – он не воспринимает ее, как что-то личное. Личное оскорбление, позор, лакмус собственной неуспешности, несостоятельности или плевок себе в лицо.

Алгоритм мышления здорового человека:

  • ситуация произошла,
  • партнер нечестен. Он не разорвал отношения, если они его не устраивали, не работал над отношениями,  не освежал чувства, а обманул, предал.
  • так бывает, жизнь полна разнообразия…
  • Я при этом остаюсь ОК и заслуживаю счастья. Со мной все будет ОК. Я продолжаю жить.
  • Буду я жить с этим же партнером или другим человеком- это то, что мне теперь нужно для себя решить. Неприятно, конечно, но эта ситуация и эти люди не касаются меня лично, моей самооценки и моего счастья. Я живу дальше просто что-то изменилось или отвалилось, а что-то новое появится или вырастет. Метаморфозы жизни.

В некоторых терапевтических группах созданных для людей, которые стали жертвами измены или предательства – используют манекен и биту. Манекен отождествляется с предателем, ему высказывают, он часто бывает бит, получает битой по набитому соломой или пластиком телу. Это очень помогает выплеснуть агрессию. Мужчины часто не обращаются к психологу, а идут в спортзал и бьют грушу. А зря. Замалчивать не стоит – это может дорого обойтись Дело в том, что при измене и ревности случается состояние аффекта.

Аффект  — в уголовном праве обозначает особое эмоциональное состояние человека, представляющее собой чрезвычайно сильное кратковременное эмоциональное возбуждение. Характеризующееся внезапностью возникновения, кратковременностью протекания, значительным характером изменений сознания, нарушением волевого контроля над действиями. В состоянии аффекта совершается значительная часть преступлений. Состояние физиологического аффекта учитывается при конструировании составов со смягчающими обстоятельствами, а также входит в перечень обстоятельств, смягчающих наказание.

Выход из сценария.

При желании сценарий можно изменить, но сделать это непросто. По мнению Эрика Берна, помочь в этом могут «любовь, война и психотерапия». Чтобы изменить сценарий самостоятельно, необходимо:

  • понять, в чём состоит ваш сценарий;
  • научиться распознавать однозначные установки и изменить или избавиться от них;
  • стараться избегать ситуаций, предварительно проанализировав повторяющиеся модели поведения, в которых вы неизбежно обречены на поражение;
  • получить «разрешение» — отменить сценарий может авторитетный для вас человек.

Проработав свои сценарные решения вы измените свое отношение к жизни, препятствиям, начнете двигаться к другим целям. Вы начнёте иначе выбирать партнеров и измените свой способ поведения и взаимодействия с миром начиная вызывать другую обратную реакцию окружающих к себе. Вы сами изменитесь и ваша жизнь вместе с вами.



Добавить комментарий:
   



Вы должны войти или зарегистрироваться, чтобы комментировать статьи.
Еще статьи по теме