Иногда клиенты обращаются со страхом агрессии на себя от других людей. Например, страх, что недовольный клиент будет предъявлять претензии, или кто-то чужой разозлится на улице, или родственник выскажет недовольство.
Страх внешней агрессии — может быть проекцией своей агрессии или желанием присоединиться к агрессии другого. Или встретиться с агрессией другого.
Если с проекцией все понятно — я злюсь, но думаю, что злится другой.. и боюсь этой злости.
То желание присоединиться к агрессии другого выглядит довольно странненько..
Иногда я предлагаю клиенту с таким страхом такой эксперимент:
Посадить свою часть, которая хочет этой агрессии, напротив себя и поговорить с ней. И еще побыть на ее месте.. чтобы понять, для чего ей это надо.
Когда я проводила такой эксперимент, результаты были удивительные.
Были случаи, когда клиенты говорили, что «желание агрессии в свой адрес -это желание присоединиться к чему-то родному.. как буд-то это история про родителей».
Когда родители наказывали, они могли выдавать это за любовь, они могли «любить» таким способом ребенка. Поэтому, агрессия другого может вызвать чувства контакта с родителей, хоть и деструктивной , но близости, привязанности.
Были другие случаи. Когда желание агрессии — это желание наказания. Ощущение себя плохим, виноватым — требует разрядки. Если появится агрессор, который накажет — станет легче.
Еще желание агрессии — это может быть стремление соединиться с силой другого человека, увидеть со стороны — как это быть сильным, смелым, добиваться своего.. чтобы интроецировать это в свою психическую реальность.
Желание силы, агрессии может быть связано с потребностью в законе и порядке. Часто это еще и про страх мужчин. Чтобы пришел кто-то сильный, взрослый — и усмирил меня, успокоил, структурировал.
Понимая, что стоит за страхом агрессии — мы можем изменить многое. Мы может это использовать. Страх агрессии как буд-то состоит из двух состовляющих — самого страха агрессии и желания. И когда мы работаем только со страхом, ничего не получается. Страх не уходит. Нужно присвоить свое желание, соединиться с ним, прожить и это состояние тоже.
Если прожить желание, страх больше не будет иметь такой власти, не будет загонять в жертву, в тупик, в безысходность.
И теперь жертвенное, болезненное — «Я боюсь агрессии»
изменится на «Я хочу увидеть силу». И появится , в какой-то мере интерес к этому процессу, появится внутренняя готовность встретиться с этой силой, даже в деструктивной форме,
уйдет страх встречаться с силой в целом..
и в итоге, появится способность признать эту силу в себе самом.
Буду рада вашим комментариям.