Я есть мое прошлое, и если меня нет, мое прошлое не будет существовать дольше меня или кого-то еще. Оно не будет больше иметь связей с настоящим. Это определенно не означает, что оно не будет существовать, но только то, что его бытие будет не открытым. Я единственный, в ком мое прошлое существует в этом мире.
Ж.-П. Сартр.
Наше осознаваемое прошлое- не конкретные события, а наше восприятие их. Это может существовать только в нашей памяти. Нужно ли говорить, что наше восприятие всегда искажено. При восприятии человек всегда обусловлен уже сложившимися установками, верованиями, желаниями и ожиданиями. Мышление человека происходит по ассоциативному кругу, или по принципу аналогии- мы всегда стремимся нечто неизвестное свести к чему-то уже известному, знакомому. Новое- непонятное- вызывает тревогу, и сознание, что бы освободить Я от этой тревоги, непомещающееся в привычный круг, вытесняет. Таким образом, события в нашей памяти запечатлеваются не полностью. Прошлое, хранящееся в нашей памяти, можно представить в виде книги со слипшимися страницами, которые в процессе аналитической работы распахиваются, удивляя анализанта.
Фрейд одной из основных целей анализа считал: “переписывание истории”. С помощью аналитической работы всплывает то, что, когда-то человек не хотел видеть, слышать, словом- осознавать. Я наблюдаю, как в процессе этой работы, у человека меняется прошлое. Конечно, же меняются не реальные события, а восприятие их происходит заново и, соответствнно, меняется отношения к ним. Так, что слова: “прошлое изменить нельзя!”, в данном контексте, отменяются.