Дети воруют - консультация психолога

Подскажите, как поступить в такой ситуации. Дочка 7 лет (2 класс) из домашней копилки в течении месяца-двух брала деньги, ходила в магазин и в школьный буфет, тратила их на сладости. После того, как мы обнаружили пропажу, был проведен серьезный разговор и она пообещала, что впредь такого не совершит. Но через месяц ситуация повторилась. Из копилки папы взяла деньги и тоже потратила их на сладости. Причину выяснить не можем, спрашиваем почему, говорит - не знаю, захотелось сладенького. Спрашиваем не хватает? Отвечает - хватает. Есть подруга в классе, которая рассказывает о том, что она ворует у своих бабушки с дедушкой и хвастается, что у нее постоянно большие деньги. Дружба с ней нам не нравится, т.к. наш ребенок очень изменился за время дружбы с этой девочкой. Может быть ли это причиной? Как лучше донести, какое наказание должно быть, чтобы в дальнейшем этот случай не повторился? Спасибо.
Шендерова Елена

Психолог
г. Калининград
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Здравствуйте, Диана! Да, дружба с девочкой, которая ворует, может влиять на дочку - дело в том, что получается, что Вы знаете о том, что такая подружка у дочки нет, Вы осуждаете это поведение, потому что это на самом деле - преступление, Вам эта дружба не нравится, но она всё равно продолжает с ней дружить - т.е. видит, что Вам это и не нравится, но Вы не запрещаете, не направляете её в этом направлении, а значит поведение той подружки - приемлемо. Она тянется к ней, а чтобы быть похожей на неё выбирает этот путь - тоже брать, чтобы быть как она. Когда Вы спрашиваете у дочки - что происходит, почему она ворует деньги, то она сама может не понимать себя, не осознавать, что ею движет, поэтому и молчит. Здесь Вы можете более прицельно заняться "дружбой" с этой девочкой, объяснять дочке - к чему эта дружба приведет и к чему привожит уже сейчас - НО - дело в том, что дети плохо воспринимают слова - Вам стоит прорисовать (вместе с дочкой, своего рода комикс из нескольких картинок про девочку, которая дружила с другой и стала воровать, как и её подружка, потому что ей казалось, что это очень "по-взрослому", прорисовать саму цепочку, направленную в будущее: когда девочка начала дружить, когда стала воровать у родителей, когда стала становиться похожей на ту девочку, как перестала дружить с другими детьми, которые не совершали преступлений, как она росла и как продолжала воровать, что её поймала полиция, сначала отпустили, потом она ещё украла, и тогда её посадили в тюрьму, она не смогла выучиться, не смогла работать - спросить у дочки - понравилась ли ей эта история? НЕТ. Тогда нарисовать ещё один: где девочка начала дружить с такой девочкой, потом стала воровать у родителей, но потом, когда поняла, что это плохо, что это преступление, перестала дружить с этой девочкой, перестала воровать, родители ею гордились и она сама смогла гордиться собой, начала дружить с другими ребятами, гуляла, общалась, играла, закончила школу, пошла учиться дальше, работать, встретила мужчину и у неё была семья - такая история ей нравится? Спросить по какой дорожке она хочет пойти? По второй? Тогда нужно помочь ей понять, что нужно сделать, чтобы туда пойти). Во-первых, не бояться Вас, а доверять, дочь должна знать, что Вы ей доверяете и любите её, что когда у неё возникнет желание украсть, она сможет подойти к Вам, Вы не будете её ругать, не отвернетесь, обнимите, поддержите её и скажете, что она молодец -что призналась, что сейчас брать не надо у родителей, не надо воровать, лучше идти в школу и перестать дружить с той девочкой. НО - дочке нужно помочь понять -а с кем тогда ей дружить, поговорите с ней об её одноклассниках, о других подружках, чтобы она смогла переключиться на других - приглашать их в гости после школы, на праздники, погулять, чтобы помочь дочери сформировать новые связи. Также, стоит поговорить с классной, чтобы она со своей стороны в школе сначала понаблюдала за дочкой и за отношениями внутри класса, а также, чтобы смогла помочь и Вам перенаправить дочь на других девочек - ставить её в пары с другими, разделять с той девочкой, привлекать её за помощью на переменах, давать задания и т.д. Также подумайте о кружках - дочке нужно сформировать круг детей, который будут вокруг неё другие, заинтересованные, которые занимаются. Также можете обратиться и к психологу, чтобы разобраться в отношениях между Вами и дочерью, чтобы понять, что с Вашей стороны Вы можете корректировать, чтобы между Вами было доверие.
Если решитесь разобраться в том, что происходит – можете смело обращаться ко мне – работать можно в разных форматах, в том числе и онлайн (whatsapp, viber. skype) – 89118618416 – буду рада Вам помочь!
Пронина Татьяна
Психолог
г. Ивантеевка
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Диана писал(а):
Воровство денег на сладости - это про недостаток материнской любви и внимания. Работать надо над восстановлением душевного контакта с ребёнком, а не обвинять компанию. Готова помочь,обращайтесь.
Вы на верном пути!