Не могу понять, как люди могут просто работать - консультация психолога

Девушка, 24 года. Пару месяцев назад устроилась на вторую работу в своей жизни, после перерыва в пару месяцев. До этого работала на первой работе полтора года. Поначалу на новой работе было интересно, другие задачи, другой формат работы. Но сейчас снова сталкиваюсь с тем, что приходится работать через силу, что фактических часов работы у меня в день выходит 2-4, а устаю морально я, будто отпахала все 8. На прошлой работе было также, но там были абсолютно другие задачи (звонки кандидатам) и работа там была в офисе. Сейчас я на удалёнке, задачи разные, от коммуникации с подрядчиками до подготовки отчётов и редакции таблиц, но всё равно тяжело находить силы на работу.
Я не знаю, как люди работают каждый день, выполняют спокойно свои задачи не пересиливая себя по 20 минут, как они не хотят плакать от усталости после только одного рабочего дня.
У меня складывается впечатление, что я просто не подхожу для работы где-либо, ощущение, что мне надоест любая работа через месяц. Но я не могу менять работу каждый месяц-три.
Я не понимаю, как люди находят, что им нравится делать. У меня ощущение, что всё, что мне нравится, это отдыхать, читать, смотреть видео или стримы или играть в игры. Из-за этого я ощущаю себя каким-то инфантильным ребенком, который не хочет развиваться, хотя я и понимаю, что это не совсем так. Мне бывает интересно изучать новое, я хотела бы изучить много вещей, я уже несколько лет не могу найти мотивацию и силы на то, чтобы начать учить китайский язык, например. Проблема в том, что обычно то, что я хочу выучить и то, хочу ли я дальше работать с этим абсолютно не связаны между собой.
Я не знаю, как мне работать дальше, если увольняться, то куда идти, ведь на поиск работы тоже нужно тратить ресурс, а я ещё и не знаю, чего я хочу.
Я лечилась от депрессии несколько лет назад и я боюсь, что это она начинает возвращаться, но не думаю, что это так, потому что я спокойно занимаюсь делами, не связанными с работой, у меня есть силы на прогулки, на общение, на хобби. Просто обычно нет времени на это после работы, так как на связи надо быть до 20 часов.
Я даже не знаю, какого ответа я жду. К сожалению, я понимаю, что нет волшебной таблетки от такого и надо как-то искать, что мне интересно, кем я могу работать чтобы мне и хватало на жизнь и не претили задачи. Но просто есть ощущение безвыходности ситуации, потому что я не понимаю, как себя искать.
Макаева Ксения

Психолог
г. Москва
Психоанализ (классический)
Ответ для: Арина
Арина, добрый день! Вы написали прекрасную фразу про ресурс. Наши силы, внимание, концентрация, терпение и другие качества - это ресурсы, которые имеют какой-то ограниченный объем. Им свойственно заканчиваться при интенсивных тратах и наша задача заключается в том, чтоб экологично и регулярно их восстанавливать. Вероятно, у вашего организма (и психики в том числе) наблюдается состояние дефицита. Возможно, это отголоски депрессии и травматических переживаний, которые ей предшествовали.
Первый момент. Обратите внимание на свое душевное состояние. Что в ваших мыслях? Что с чувствами? Какие переживания появляются до и после работы. Попробуйте пару недель записывать в дневник свои эмоции, понаблюдайте какие чувства фоновые и преобладают в течении дня. Если настроение улучшается только с друзьями или при занятии хобби, то есть подозрение на психоэмоциональное истощение - то есть, вы можете вести только ту деятельность, которая приносит удовольствие (дофамин), а на иную деятельность ресурсов нет. Итоги наблюдения помогут вам определиться с дальнейшими действиями: обратиться повторно к терапевту для продолжение лечения депрессии, пойти к психологу или в терапевтическую группу, устроить себе на выходных диджитал детокс или скорректировать иными способами отдых для психики.
Второй момент. Ваше физическое состояние тоже требует внимания. Как давно вы пропивали курс витаминов? Проблемы с щитовидной железой могут вызывать депрессивные состояния - сдать анализ на ТТГ. Нехватка магния и комплекса В - физическая слабость. Как хорошо вы спите и питаетесь? Регулярен ли цикл? Как давно вы были в отпуске? Ваш организм может физически быть истощен и проявлять это в виде выгорания, поэтому силы экономятся и выделяются только на то, что приносит позитивный результат в краткосрочной перспективу.
Третий момент. Зачастую работу путают с призванием. Работа всегда про заработок, призвание - это деятельность, которая доставляет удовольствие и которую мы готовы делать бесплатно, или даже сами платить. Истории про радость в профессии случаются при определенных условиях: например, как вы верно заметили, когда есть что-то новое - изучение нового также приносит дофамин, так как удовлетворяется наше любопытство и желание обладать новыми знаниями/навыками. Затем нам становится уже скучно, работа превращается в рутину. Дальше, удовольствие приходит когда вы становитесь специалистом и легко выполняете задачи - это удовольствие от своей силы, уверенность, укрепление свое профессионального статуса и самооценки. Ощущение "я это могу, я хорош". На данном этапе, вы юны и похоже, что еще на старте своей карьеры, поэтому работа больше про необходимый доход. И это НОРМАЛЬНО!
Арина, желаю вам бережного и заботливого восстановления! У каждого человека свой индивидуальный темп, поэтому дайте себе время.
С уважением, К.М.
Колесникова Наталья
Психолог
г. Воронеж
Гештальт-терапия
Ответ для: Арина
Добрый день, Арина!
То, что вы описываете, скорее похоже не на лень и инфантильность, а на истощения ресурса на фоне потери смысла и контакта с собой. Конечно, очень важно, что сейчас происходит в вашей жизни, помимо сферы работы, но также и в ваших отношениях с работой тоже много чего может быть, что влияет на эти сложности.
Вы пишете, что фактически работаете 2-4 часа, но устаете как за 8. Это не обман, а реальная усталость от внутреннего сопротивления. Каждые 20 минут работы вы тратите колоссальные усилия не на задачу, а на борьбу с собой. Это истощает сильнее физического труда.
Иллюзия, что работа должна нравиться и давать вдохновение. Вы сравниваете себя с людьми, которые "спокойно выполняют задачи". Я думаю, 80% из них тоже пересиливают себя, но у них нет внутреннего конфликта и сопротивления по этому поводу. Они не требуют от работы вдохновения. А воспринимают её как рутину, дающую деньги на жизнь (на стримы, книги и игры). Возможно у вас есть идеальный образ того, какой должна быть работа, и несовпадение сильно разочаровывает. Интересно какой это образ и как он сформировался, почему вы решили именно так и возможно ли это в реальности.
Трудовая деятельность предполагает развитие многих навыков, особенно в активной фазе профессионального становления как у вас, и это непростой период, который может вызывать много напряжения и недовольства собой. Возможно именно определенные навыки не получаются и вас истощают, и в них есть психологический аспект, который требует более глубокого рассмотрения. Любопытно, что на первой работе вы уволились через 1,5 года, а на новой желание возникло через пару месяцев, значит что из вариантов деятельности/ режима/структуры дня и прочих нюансов вам больше подходит, а значит можно изучать себя и подобрать комфортные условия именно для вас.
Ваша история вызывает много вопросов и путей исследования, если у вас будет готовность и интерес к этому погружению, буду рада вас сопровождать.
Для полноценного разбора вашего вопроса можете записаться на консультацию.Telegram/WhatsApp/Max +79507569241 , https://vk.com/natali_koles
Богачева Ольга
Психолог
г. Москва
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Арина
Арина здравствуйте.
Я хочу поделиться своим видением вашей ситуации. Я думаю что депрессия маловероятна, так как сложность у вас лишь с работой. Остальные дела вы делаете вполне нормально. Ваше сопротивление направлено исключительно на работу.
Я обратила внимание на идею "как люди находят, что им нравится". У вас есть идея, что люди работают так как нравится. И вы ожидаете внутреннего отклика удовольствия, но его нет. Часто такая рутина как звонки, отчеты, таблицы это нейтральная деятельность и она не вызывает удовольствия. Возможно вы думаете, что работа должна увлекать, чтобы ее делать. Но часто работа это обмен времени на деньги, которые вы потом можете потратить на удовольствия.
Я предлагаю вам провести такой эксперимент в течении 3-х дней, который покажет, что конкретно вызывает такое сопротивление в работе. Заведите таблицу и записывайте каждый час. 1. Что я делала конкретно. 2. Уровень сопротивления по шкале от 0 до 10, (где 0- все прекрасно, а 10- истощение). 3. Что именно меня истощает в этой задаче? (Важно понять что так не нравится (непонятные инструкции, бессмысленные действия, многозадачность, отсутствие обратной связи, и др). Удаленка усугубляет, потому что у вас нет переключения дорога-офис, и вы постоянно находитесь в одном и том же пространстве, где нет смены контекста. Время работы до 20 часов это стресс-фактор, потому что вы висите и не можете расслабиться, даже если не работаете.
Разрешите себе работать не полный день. Сейчас ваша норма 4 часа чистой работы. Не пытайтесь выжать 8. Если вы сделали 4 честных часа считайте день закрытым и не вините себя за оставшиеся часы. Вина съедает больше энергии, чем работа.
Не работайте до усталости. Работайте строго 25 минут, потом 5 минут выходите из-за стола. Не листайте соцсети, а именно меняйте позу, смотрите в окно.
Вы пишете: "Я не понимаю как себя искать". Вам не себя искать нужно, а работу, которая не будет утомлять. Это значит найти условия в которых ваша утомляемость снижается.
Итог: Отменить поиски призвания. Ищите только режим работы, при котором меньше сопротивления. Отследите конкретный триггер усталости.
Вы не обязана любить работу. Вы обязана найти способ выполнять её, сохраняя себя. Прямо сейчас вы выживаете, а это требует максимальной экономии сил. Не тратьте их на чувство вины. Тратьте на анализ того, что именно вам мешает.
Желаю вам удачи.
С уважением, Ольга Богачева. Психолог онлайн / офлайн. Сайт https://bogacheva.life/ Телеграмм https://t.me/BogachevaO Телефон +79852119661
Богатырев Роман
Психолог
г. Москва
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Вам не хватает смысла в работе, и это высасывает ресурс. Вы боитесь, что любая работа надоест, и не знаете, чего хотите. Но вы уже лечились от депрессии, и сейчас вы настороже. Возможно, вам не нужна «волшебная таблетка», а нужно разрешить себе не любить то, что вы делаете, и искать дальше. Вы имеете право не знать, кем быть. И вы не обязаны находить ответ прямо сейчас.
Нужна помощь? Консультирую Онлайн, Telegram, MAX +79855887899, обращайтесь, буду рад помочь! Просто напишите, и мы назначим удобное время для консультации! С уважением, психолог Богатырев Роман Сергеевич.
Тучак Антон
Психолог
г. Москва
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Сначала решение
Сейчас вам не нужно срочно увольняться и искать «дело жизни». В состоянии истощения мозг плохо принимает карьерные решения и любую новую работу заранее рисует такой же тяжёлой.
Ваша задача на ближайшие две недели — не найти идеальную профессию, а ответить на три вопроса:
Возвращается ли депрессия или другое состояние, требующее лечения? Что именно истощает вас в работе: задачи, график, неопределённость, переключения или постоянное принуждение себя? Можно ли сделать текущую работу переносимой, изменив способ работы?
Цель: Проверить здоровье, не пропустить возвращение депрессии.
Конкретное действие: в течение недели записаться к психиатру, психотерапевту или врачу, особенно если раньше вы уже лечились от депрессии. Не обязательно ждать, пока станет совсем плохо.
В течение 14 дней каждый вечер ставьте оценку от 0 до 10:
настроение; интерес к жизни; энергия вне работы; энергия во время работы; концентрация; тревога; качество сна; чувство безнадёжности.
Критерий выполнения: назначена консультация и заполнены минимум 10 дней наблюдений из 14.
Цель: Определить подходящий формат работы.
Конкретное действие: две недели оценивать каждую рабочую задачу по четырём параметрам от 0 до 10:
Параметр Вопрос Интерес Насколько мне было любопытно? Затраты энергии Насколько задача меня вымотала? Понятность Было ли ясно, что нужно получить? Напряжение Насколько я боялась ошибиться или не справиться?
Отдельно отмечайте условия:
общение или самостоятельная работа; понятная или размытая задача; одна задача или постоянные переключения; короткий результат или большой проект; жёсткий контроль или автономность; офис или удалёнка.
Критерий выполнения: через две недели сформулированы:
три подходящих вам условия работы; три неприемлемых условия; три типа задач, которые переносятся легче остальных.
Только после этого имеет смысл смотреть вакансии.
Что здесь происходит с точки зрения КПТ
Ваш цикл, вероятно, выглядит примерно так:
Триггер: наступает рабочий день или появляется задача.
Автоматические мысли:
Нормальные люди спокойно работают, а со мной что-то не так Мне надоест любая работа Я инфантильная Я ни для чего не подхожу Выхода нет».
Эмоции: тревога, стыд, безнадёжность, раздражение.
Поведение: откладывание, долгое внутреннее уговаривание, короткий рывок через силу, снова избегание.
Последствие: два часа работы ощущаются как восемь, потому что большая часть энергии уходит не только на задачи, но и на борьбу с собой.
Проблема усиливается не отдыхом и не играми. Проблема усиливается постоянным самоуничижением во время работы.
Более точная мысль:
У меня повторяется проблема с рабочей нагрузкой и запуском задач. Это не доказывает, что я не способна работать. Нужно проверить здоровье, условия работы и способ организации задач
Что делать по ACT
Отделяйте себя от мыслей
Не:
Я инфантильная и ни для чего не подхожу
А:
Сейчас у меня появилась мысль, что я инфантильная и ни для чего не подхожу
Мысль — это событие в голове, а не заключение экспертизы.
Не требуйте от себя желания работать
Определите ценности, а не идеальную профессию
Возможные ценности:
финансовая самостоятельность; стабильность развитие свободное время нормальное отношение к себе профессиональная компетентность
Работа может поддерживать несколько ценностей, не будучи главным смыслом жизни.
Продолжать текущую работу и менять организацию работы стоит, если усталость уменьшается, когда задачи становятся понятнее, появляется структура и сокращается внутреннее давление.
Начинать спокойный поиск другой работы стоит, если конкретные условия текущей работы стабильно истощают вас и работодатель не готов ничего менять.
Когнитивно-поведенческая терапия. Терапия принятия и ответственности (ACT). Телеграм @atuchak Онлайн консультации в яндекс телемост и zoom. Контакты в профиле.
Соломахин Дмитрий
Психолог
г. Ростов-на-Дону
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Арина, здравствуйте.
Хочу обратить внимание на одну важную деталь в вашем сообщении. Вы сама себе поставила диагноз, что депрессия возвращается, и тут же сама его опровергли фактами: гуляете, общаетесь, есть силы на хобби. Это очень похоже на тревожное мышление: сначала пугающая мысль, потом внутренняя проверка разумом, но осадок тревоги все равно остается, даже когда логика уже все объяснила.
Я сам несколько лет назад проходил через похожий период, когда любое отклонение в самочувствии или настроении сразу читалось как начало чего-то серьезного. Это очень выматывает, жить в постоянном режиме внутренней проверки себя. Судя по вашему описанию, происходит что-то похожее: усталость от рутинных задач воспринимается не как обычная человеческая реакция на скучную работу, а как признак того, что с вами что-то не так на глубинном уровне. И мозг начинает искать этому объяснение: то ли инфантильность, то ли отсутствие призвания, то ли возврат депрессии, вместо того чтобы просто признать: вы устаете от однообразия, и это нормально.
Мне кажется, вам может помочь один простой эксперимент на ближайшую неделю. Каждый раз, когда будет появляться мысль вроде "я ни для чего не подхожу" или "это возвращается депрессия", не нужно с ней спорить и не нужно с ней соглашаться. Просто мягко фиксируйте: какая задача была триггером, и какая тревога по шкале от 0 до 10 была в моменте и через час. Через неделю у вас на руках будут не смутные ощущения, а конкретные наблюдения: снижается тревога сама по себе или нет, связана она с определенными задачами или скорее с самой мыслью о работе как таковой.
Это дополняет то, что уже написали коллеги. Работать можно не только с условиями работы, но и с самим механизмом тревожной интерпретации усталости, и здесь тоже есть на что опереться.
Если захотите разобрать это подробнее, я работаю именно с тревожными состояниями и катастрофизацией в формате КПТ, буду рад помочь.
С теплом, Дмитрий, КПТ-психолог.