Почему мама ведёт себя как жертва, заставляя извиняться - консультация психолога

Моя мама ведет себя буквально как жертва. КАЖДЫЙ раз, когда я делаю не так, как она хочет, вплоть до того, что отказываюсь надевать ту одежду, которую она хочет, чтобы я надела, она может обижаться по несколько дней, а потом подойти и сказать "не хочешь извиниться передо мной??". Раньше я была маленькая, у меня не было выбора кроме того, как извиниться, чтобы не создавать конфликты, НО СЕЙЧАС мне, извините, 18 лет, и это поведение не заканчивается🤨
Я думала она так ведет себя, потому что мне еще нет 18, потому что я не до конца понимаю свой организм, так как я очень часто болею, думала, может она волнуется. Не отрицаю, что она до сих пор волнуется за мое здоровье и поэтому хочет, чтобы я одевалась теплее, но я, чтобы вы понимали, одеваюсь не нараспашку, я просто надела другое платье, отличное от того, что хотела она, и теперь она не разговаривает со мной весь день, а когда я пытаюсь что-то у нее спросить, она раздражается и не отвечает. Причем каждый раз, когда она вынуждает буквально таким поведением перед собой извиняться, она начинает читать лекции о том, что я должна всецело ей доверять, говоря, что я без нее не справлюсь, когда заболею, не смогу присмотреть за собой, говоря, что мой парень, с которым я уже два года и у нас хорошие отношения, и после армии он собирается делать мне предложение, ненадёжный и я не должна доверять ему, а только ей, никому больше, даже отцу не доверять. Причём после каждых таких нотаций она становится спокойная и начинает разговаривать со мной, а у меня после них уходят все моральные силы, хочется просто сидеть и плакать.. Как будто энергетический вампир силы все высосал. Я пыталась с ней разговаривать, говорить, что у меня есть своя жизнь, и если с нашим папой у нее не получилось построить доверительные отношения и семью (у него любовница уже как 15 лет, мы о ней знаем, и он знает, что мы знаем, но нагло предпочитает жить на две семьи и отрицает всё), то не нужно учить меня никому не доверять. Я говорила, что у меня есть свои вкусы, что мне 18, мне уезжать в другой город учиться ОДНОЙ, а она даже представить такое боится. Я говорила ей, что хочу уехать в другой город, но она внушает мне тот, что поближе к ней, под предлогом, что она будет мне помогать и возить продукты, говоря, что сама я ничего не успею пока буду учиться, а она будет рядом и поможет, и мол, лезть никуда не будет, хотя я понимаю, что это больше чем враньё. На все мои разговоры о моей самостоятельности она соглашалась, а на деле делает всё по своему и вынуждает такими наказаниями молчанием слушать её и чувствовать давление на себе. Вопрос: что мне делать с моей матерью и как вести себя в таких ситуациях?
Амирова Камила

Психолог
г. Челябинск
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Карина
Карина, здравствуйте. Поведение и реакции Вашей мамы не поменять, так как она сформированная личность и в данном случае помогает личная терапия. Тут нет точного ответа, так как это процесс личной терапии.
Калугина Екатерина
Психолог
г. Верхняя Салда
Арт-терапия
Ответ для: Карина
Здравствуй, Карина.
Твоя мама – глубоко травмированный человек, поэтому ведет себя не совсем адекватно, но не понимает этого. Она очень боится одиночества, поэтому сильно не хочет, чтобы ты взрослела. Маме сможет помочь только психолог, если она захочет принять такую помощь. Но ты, в свою очередь, можешь ее поддержать.
Чтобы тебе самой не раниться об мамины травмы, попробуй принять позицию человека, сострадающего больному (а мама твоя сейчас действительно эмоционально и психологически не здорова): старайся с ней не ссориться лишний раз, но мягко напоминай, что ты уже взрослая. Не ведись на ее манипуляции, сохраняй спокойствие: твоей вины в ее состоянии нет! Попробуй мягко донести до мамы, что ей требуется помощь специалиста!
Кризисный психолог, арт-терапевт, сказкатерапевт, арт-коуч. Вотсап, Телеграм: 9022706508 Первая консультация бесплатная