Ребенок говорит,что у него была раньше жизнь.Как реагировать? - консультация психолога

Ребенку исполнилось 4 года.Полгода,как ребенок стал говорить о том,что раньше у него была другая семья и другие мама и папа.Рассказывает,в каком доме он жил,рассказывает как жил,у него была сестра и малыш,всех называет по именам.Рассказывает,что с ними жил щенок,который охранял дом,подробно рассказывает,как собачка болела и умерла и как все плакали.Кем работала мама он не помнит,она всегда дома была,а папа работал на разных машинах и его учил как их ремонтировать,и как он объясняет именно сейчас,когда он появился на свет у своей сегодняшней мамы и папы,он все знает о машинках и ему ничего кроме машин(игрушек) не надо,он с утра до вечера может играть и ремонтировать их.. В остальном он ничем не отличается от своих сверстников,не считая,что не по годам рассудительный,употребляет в речь такие слова,которые в его окружении никто не говорит,на вопрос !Откуда он берет то или иное слово"отвечает,что раньше так говорила мама или папа..И все бы ничего,можно было бы подумать,что с возрастом пройдет,но с каждым разом он все чаще и больше начинает ассоциировать эту жизнь,с его якобы прошлой жизнью.. Купленые ему подарки он тоже сравнивает с теми,что ему дарили те родители..часто говорит,что вот,а таааа мама мне подарила такую же игрушку,только она была чуть другая и начинает рассказывать какая..или говорит...А вот  мы с тем папой ходили туда то и туда то...и эти сравнения каждый день все чаще и чаще... Мы не заостряем внимание на его рассказах,как и все остальные разговоры воспринимаем нормально,поддерживать эту тему мы тоже не поддерживаем,но внимательно слушаем,что он рассказывает..может таким образом он нам пытается,чтото сказать))иногда спросим,что нибудь из его прошлой жизни,чтоб его запутать или дадим ему ассоциацию с чем то реальным...но он твердо рассказывает,все одно и тоже,нового не придумывает,все как по написанному,пытались его запутать,приписывали,что то свое..он доказывал,что мы не правы и там не жили и не знаем и не можем с ним спорить,до слез даже,но стоял на своем. Можно было бы конечно,все это отнести к тому,что пересмотрел фильмов,мультиков или дети понарассказывали..НО..из мультфильмов у нас только Маша и медведь(в младенчестве)и как только стал играть игрушками,кроме мультиков про машины,гонки,ремонт машинок,мультики про снец.транспорт ему не надо ничего..конечно иногда ставим ему разные мультики,стараемся его переключить на что то мультяшное и смешное,но он сразу меняется,садится на кресло,не играет,сидит грустный и появляется настроение только как включишь мультфильмы про машины,он и фильмы может смотреть документальные про машины,поезда и спец.технику. В саду психолог говорит о ребенке,как о лидере..дети к нему тянутся и все хотят с ним дружить,общительный,но избирательный и сильно эмоциональный.Развит не по годам и физически и умственно. В саду у психолога не хотели бы говорить о данной ситуации,поэтому решили спросить тут. Как Вы считаете,это нормально,когда ребенок живет прошлым в настоящем времени?Почему он все ассоциирует с какой то прошлой его жизнью?Может ли это быть каким то отклонением в развитии? Заранее спасибо ВАМ!
Роменская Жанна

Психолог
г. Ростов-на-Дону
Психоаналитическая терапия
Ответ для: Алена
Здравствуйте, Алена!
В психологии в работах британского психоаналитика М.Кляйн есть довольно точное определение подобному явлению. Фантазирование (использование фантазмов, как их называла Кляйн) происходит потому, что в этом возрасте интенсивно развивается воображение. На определенном уровне мышления у маленьких детей сохраняется возможность более непосредственного контакта между сознательным и бессознательным, и, следовательно, у них намного проще осуществляется переход от одного к другому. Они рассказывают небылицы, примеряют на себя неожиданные роли "я травка, ходи по мне", куклы оживляются, разговаривают, проявляют эмоции, появляются воображаемые друзья и прочее.
Теперь главное, через эту игру дети выражают свои эмоции, желания, страхи и опасения. Например, я сейчас глубоко не копаю, следую по вашему сообщению, очень возможно, что фантазия про собачку может что-то обозначать: страх смерти близкого, переработка страха от увиденного на дороге раненого щенка, избегание символически появления другого ребенка (если мама в это время беременна), - надеюсь, вы поняли.
Сходите к детскому психологу. Прислушайтесь к тому, ЧТО конкретно говорит малыш, что с чем ассоциирует, посмотрите на мимику, на жесты, отследите, когда фантазмы проявляются больше всего (обстановка, время дня). Любое зацикливание и проявление сильной эмоции (слезы), когда взрослые чуть не соглашаются с его концепцией, это значит, что переживания достаточно сильные, либо у ребенка слишком лабильная психика и нет вариантов ему успокоиться в течение короткого времени. Такое застревание говорит о повышенной тревожности.
И, конечно, нет необходимости спорить с ним или "проверять". Помните, это фантазии, в его возрасте это бурный процесс познания реальности и первые попытки "согласия или несогласия" с ней. Таким образом ребенок проходит важный этап развития интеллекта, познает мир, составляет мнение о нем, сопоставляет его со своими ощущениями, и, что немаловажно, начинает выстраивать первые самостоятельные отношения с родителями и первые шажочки сепарации от мнения о мире своих старших членов семьи. То есть, если совсем уж упростить, так он говорит с вами, постарайтесь понять посыл.
Что делать? Чтобы успокоиться, сходите к детскому психологу. Можете и сами посетить специалиста, чтобы получить большее знание о том, как вести себя с ребенком в этих ситуациях. Побольше живого общения, перестраивайте его фантазии к реальности (например, "а почему бы и нас не сходить туда-то и туда-то...") Говорите с ним о его чувствах: что ты чувствуешь от того, что та семья сделала вот это? Это тебя радует? Огорчает? Почему? Чем тебе понравилась та игрушка? Что в ней было особенного? Почему?
Увлечение машинками можно тоже трансформировать, в "ремонт" машины с папой, пойти в кино на тему машин (ну, без страшных аварий и прочего).
Я рассказала очень обобщенно. Конечно, нужна более конкретная беседа. Но, надеюсь, помогла вам хоть как-то прояснить ситуацию. Берегите себя и свою семью.
Нужна помощь? WhatsApp 8-999-633-70-63. 👉 БЕСПЛАТНО отвечаю на один вопрос здесь или в любом мессенджере/соцсети, кнопка ОБЩАТЬСЯ В ЧАТЕ или в WhatsApp. С уважением, Жанна Роменская.
Мацульская Анастасия
Психолог
г. Воронеж
Гештальт-терапия
Ответ для: Алена
Здравствуйте, Алёна.
Вы очень внимательно и бережно наблюдаете за своим сыном, это чувствуется в вашем рассказе. То, что он так подробно описывает «прошлую жизнь» и связывает с ней свои интересы, действительно может вызывать вопросы и тревогу.
У детей примерно в возрасте 3–6 лет воображение становится особенно ярким. Они начинают активно придумывать истории, могут говорить о «воображаемых друзьях», о том, что «раньше было иначе». Это часть нормального развития мышления: ребёнок пробует разные сценарии, осваивает язык, тренирует память и фантазию. У некоторых детей такие истории бывают очень живыми и устойчивыми.
То, что ваш сын детально и последовательно рассказывает о «другой семье», может говорить о его богатом воображении и хорошем развитии речи. Дети этого возраста иногда используют такие истории, чтобы выразить свои внутренние переживания или подчеркнуть свои интересы. В вашем случае видно, что увлечение машинами и техникой встроилось и в эти рассказы — как будто «прошлая жизнь» объясняет его нынешнее увлечение.
Важно, что в остальном развитие соответствует возрасту, ребёнок общителен, успешен в детском саду, психолог описывает его как лидера. Всё это скорее подтверждает, что речь идёт о варианте нормы.
С вашей стороны вы делаете правильно: не высмеиваете, не спорите, а спокойно слушаете. Поддерживать или углублять эти рассказы специально не нужно, достаточно принимать то, что он делится. Если тема возникает всё чаще, можно мягко переключать внимание на настоящее: «А как у тебя сегодня получилось в садике?» или «А давай вместе сделаем гараж для машинок».
Причиной для дополнительной консультации у детского психолога может быть только ситуация, если такие рассказы начнут мешать его повседневной жизни: например, он перестанет общаться с детьми, будет отказываться от игр, станет сильно тревожным или агрессивным, если не говорят о «прошлом». Пока же его развитие выглядит гармоничным.
То, что вы описали, больше похоже на проявление богатого воображения и индивидуальных особенностей ребёнка, чем на какое-то отклонение. Ваше спокойное и уважительное отношение здесь — очень ценно для него.
С уважением, Анастасия Мацульская , гештальт-терапевт. Записаться на консультацию: WhatsApp: +7-952-546-6194 Telegram: @Nastypsy
Мацульская Анастасия
Психолог
г. Воронеж
Гештальт-терапия
Ответ для: Алена
Алёна, когда сын рассказывает о своей «прошлой семье», лучше всего реагировать спокойно и с интересом, но при этом мягко возвращать его в настоящее.
Можно отвечать так: «Ты интересно рассказываешь, я тебя слышу». Или: «Да, здорово, что ты столько знаешь про машины. А какие машинки тебе сейчас больше всего нравятся?» Тогда он чувствует, что его не отрицают, но внимание постепенно переключается на сегодняшний день.
Если он очень настойчиво говорит про прошлое, можно сказать: «Я понимаю, для тебя это важно. Спасибо, что делишься». Этого достаточно, не нужно спорить или доказывать, что было не так.
Иногда полезно связать его историю с реальностью: «Тот папа учил тебя ремонтировать машины? А сейчас ты сам можешь чинить свои игрушки». Так вы уважаете его слова и в то же время помогаете ему оставаться в настоящем.
Главное — не обесценивать и не высмеивать, а показывать, что вы рядом и готовы слушать. Тогда его рассказы не будут становиться болезненной темой.