Буллинг на работе с первого дня, помощи ни от кого нет - консультация психолога

Добрый день! Мне 23 года, летом 2025 окончила ВУЗ и начала искать работу. Сначала было несколько не слишком удачных попыток из категории "пришла, один день отработала, в ужасе убежала". Искала работу в смежных с ветеринарным образованием сферах (груминг, кинология). Позже устроилась в зоомагазин с экзотическими животными, все было хорошо до поры до времени. Суммарно проработала 2 месяца, после чего пришлось уйти, меня буквально выжили из коллектива. Причастны были и одна коллега, и начальники. Отчаявшись, решила все же пойти по образованию на гос службу. Был выбор: стать врачом сразу и лечить как получится (ибо опыта нет) плюс нести ответственность за все это, либо стать пока что фельдшером и набраться опыта, чтобы потом не было стыдно называться врачом. Я решила стать пока фельдшером. Устроилась и началось.
Ситуация на работе была такая: перед новым годом львиная доля сотрудников поувольнялись и осталась одна врач (как выяснилось, бездарь), а после НГ пришла я и еще 2 моих одногодки моего выпуска. Только они худо-бедно вместо учебы где-то подрабатывали ассистентами в течение 5 лет учебы, а я нет. Я до сих пор не уверена, что вет медицина это мое, поэтому до сих пор ищу лучшую долю.
Мне с первого дня начали говорить, что я поломойка и принеси-подай. Буквально вот так и говорили. Просто потому, что я фельдшер. Хотя в мои обязанности это не входит. Все должны по чуть-чуть наводить порядок, клиника маленькая и уборщицу нам никто не выделит. Но всем плевать, разговоры с этими "людьми" не работают.
Потом у нас появилась заведующая клиникой. Она сначала вроде как отстояла мои права, отдала мне все вакцинации. А потом резко переобулась и начала гасить меня вместе с этими девахами.
Я звонила в головную контору, присылала скрины (как они со мной в чате общаются, и матом, и "никуда не денешься"). Звонила в отдел кадров. Все меня футболят, позвони тому, напиши той. 2 месяца я уже вот так мучаюсь и ничего. Только кормят завтраками, что пытаются мне помочь, что хотят забрать в главную хорошую клинику, что им очень жаль и прочее-прочее.
Я уже на грани, ищу работу на хх, но это дело не быстрое. Каждый день иду как на войну, с порога приходится отстаивать свои человеческие права. На меня и кричат, и говорят гадости. Я уже устала. Как мне еще хотя бы месяц поработать, пока ищу альтернативу?
Я инвалид с детства из-за диабета, у меня уже началась инсулинорезистентность на фоне стресса, аменорея, случились рецидивы акне и атопического дерматита. Начала двигаться во сне и однажды даже поцарапала себе лицо пока спала.
Меня поддерживают из другого города родители и старший брат, а также подруга. Но их нет рядом, когда я прихожу в эти джунгли с агрессивными крысо-змеями. Мне помогают покупки, прогулки и спорт, но в понедельник опять туда, опять отбиваться. Еще немного и я уже сама стану такой же хабалкой, ненавидящей людей.
Мне сложно 5/2 притворяться другим человеком, эдакой уверенной с*чкой, которая сейчас поминутно распишет кому куда идти.Это единственный способ хоть как-то отстаивать себя. А сама по себе я скромный и тихий человек, та самая хорошая девочка, которая любит людей и животных и со всеми хочет жить в мире и любви. Мне тяжело так жить, нося "костюм" на работу.
Ни о каком профессиональном развитии речи не идет, у этих людей нечему учиться, они сами не понимают что делают, что отрезают, что и зачем прописывают. Они могут только унижать. В свободное от работы время (которого немного) я уже не хочу воспринимать никакую информацию, касающуюся ветеринарии. Уже просто отторжение идет.
Помогите, пожалуйста, чем сможете. Я знаю, что психологи не дают советов, но мне они необходимы. Научите, пожалуйста, как мне защищаться, не ломая психику еще больше. Меня ранят все эти необоснованные ругательства в мой адрес, ранит то, что я только и делаю, что мою полы и выношу мусор, а на меня еще и смотрят, как на пыль. Отстаиваешь права - жалоба начальнице.
Я ни с кем не ссорюсь, не повышаю голос. Тихо и спокойно говорю "нет, этого делать я не буду. Мы все здесь работаем и должны поддерживать чистоту". Но это не работает. Я уже начала ловить себя на мысли, что очень хочу порой приложить этих "врачей" головой об стол. Может хоть тогда зауважают. Меня пугают такие мысли.
Помогите, пожалуйста, мне действительно нужна помощь.
Миронов Руслан

Психолог
г. Иваново
Личностно-центрированная терапия
Ответ для: Арина
Арина, добрый день. Я прочитал вашу историю, и мне очень жаль, что вам приходится через это проходить. Вы описали ситуацию, в которой оказаться страшно даже сильному человеку, а вы, по вашим словам, скромная и тихая, и при этом ещё несёте на себе груз хронического заболевания. То, что вы держитесь уже два месяца, говорит о вашей внутренней стойкости, даже если вам кажется, что вы на пределе. Я постараюсь ответить не как психолог, который даёт «правильные советы», а как человек, который хочет вам помочь сохранить себя в этой невыносимой ситуации. Вы попали в среду, где правила игры установлены не в вашу пользу. Это не ваша вина, и это не значит, что вы плохой специалист или «не созданы» для ветеринарии. Просто вы оказались в коллективе, где унижение младших стало нормой, а начальство либо участвует в этом, либо закрывает глаза. Вы пытались бороться — звонили в головную контору, в отдел кадров, отстаивали свои права спокойно, без крика. Но когда система не работает, когда вам обещают помощь, но ничего не меняется, это обессиливает вдвойне. Мне кажется, самое тяжёлое сейчас — это ощущение, что вы в ловушке. Вы каждый день идёте на войну, надеваете на себя несвойственный образ «уверенной стервы», и это отнимает последние силы. А организм уже даёт сбои — и диабет, и кожа, и сон. Это не просто стресс, это сигнал, что ресурс на исходе. Мне бы хотелось предложить вам посмотреть на ситуацию чуть иначе, не требуя от себя героизма. Первое. Вам не нужно доказывать этой клинике, что вы чего-то стоите. Вы уже всё доказали — своей выдержкой, попытками решить всё цивилизованно. Они не меняются, и вы не обязаны их перевоспитывать. Возможно, стоит разрешить себе перестать ждать от них справедливости и уважения. Как только вы мысленно отпустите надежду, что «ещё чуть-чуть, и они поймут», станет чуть легче. Второе. Вам не обязательно носить «костюм стервы». Он не ваш, и он разрушает вас изнутри. Есть другой способ — стать «скучной». Не спорить, не доказывать, не вступать в перепалки. На просьбу помыть полы — спокойно: «Я сейчас делаю вакцинацию, это моя работа». И всё. Без эмоций, без объяснений, почему вы не будете это делать. На оскорбления — не реагировать, как будто сказали что-то на непонятном языке. Это не слабость, это способ не отдавать им свою энергию. Буллинг часто питается реакцией, а если реакции нет, им становится неинтересно. Не сразу, но так работает. Третье. Вам нужно позаботиться о себе так, как вы позаботились бы о близком человеке в такой ситуации. У вас уже есть физические проявления стресса, которые опасны при диабете. Вы имеете полное право взять больничный — сходите к эндокринологу, расскажите, как ухудшилось состояние. Даже несколько дней отдыха могут стать перезагрузкой. И это не будет «побегом» или слабостью, это будет разумным решением человека, который понимает, что здоровье важнее. Четвёртое. Подумайте о конкретной дате увольнения. Не обязательно прямо завтра, если вам это кажется слишком резким, но вы можете для себя решить: «Я работаю здесь до такого-то числа, а потом ухожу, с новым местом или без». Когда у вас есть этот «якорь», психологически ситуация перестаёт быть бесконечной. Вы не выживаете в аду, вы просто дорабатываете определённый срок. Вы ищете работу — и это замечательно. Если ветеринария сейчас вызывает отторжение, возможно, стоит рассмотреть варианты, где вы сможете временно отдохнуть от неё, а потом уже решать, возвращаться или нет. С вашим образованием можно работать в смежных сферах — в продажах ветпрепаратов, в лабораториях, в зоомагазинах, в приютах. Не обязательно мучить себя прямо сейчас. И самое главное. Те мысли, которые вы описываете — «хочется приложить головой об стол» — это не значит, что вы становитесь плохим человеком. Это значит, что ваша психика на пределе и ищет выход из невыносимого положения. Не ругайте себя за них. Лучше воспринимайте их как ещё один сигнал: хватит, пора уходить. У вас есть поддержка — родители, брат, подруга. Да, они далеко, но они с вами. Возможно, стоит чаще говорить с ними не о том, как прошёл день, а просто о том, что вам нужно услышать их голос, чтобы почувствовать себя в безопасности. И если есть возможность найти психолога — это может стать той самой опорой, которой сейчас не хватает. Арина, вы справитесь. Но не там, где вас унижают. Там справляться не нужно — оттуда нужно уходить. И вы уже на пути к этому, потому что ищете работу, потому что пишете сюда, потому что не смирились. Просто не требуйте от себя быть сильной каждый день. Иногда сила — это разрешить себе быть слабой и уйти, чтобы сохранить себя.
Начните изменения прямо сейчас! Бесплатная 20-минутная консультация — ваш первый шаг к лучшей жизни. 💫Просто напишите, и мы назначим удобное время для разговора уже сегодня! WhatsApp,Max :+7 (999) 730-01-66 Telegram: @Mironov_Ruslan
Аноним
Пользователь
Ответ для: Арина
Здравствуйте, Арина!
Мой уважаемый коллега очень тонко и точно описал рекомендации, я добавлю еще кое-что как профайлер:
ваше тепло и скромность могут стать вашей броней, если вы сделаете вот что - начните хвалить себя за эту вашу уязвимость, и потом, возьмите за привычку делать паузы. Этот прием - чистое психологическое давление на ситуацию. От вас ждут оправданий и тревоги, а вы чуть растягиваете губы в улыбке, сделайте паузу! и говорите буквально несколько слов "Я воспитана по-другому. Я не буду это делать. Я вас уважаю, но уважаю и себя. Это не моя карта мира". И гибкость - "вы хотите, чтобы полы были чистыми, 1000 руб. к зарплате и мне будет комфортно наводить порядок".
Отстаивание собственных границ и признание окружающих - это не про войну и маску стервы, это про открытую уязвимость со здоровой наивностью. То есть, не анализ "почему все так поступают", а "да, я уязвима, но хуже, что вы раните меня, зная это". Это я бы сравнила, не очень точно, конечно, с ребенком, который делает ошибки, но ругать его не стоит, потому что он просто максимально открыт миру. Большинство людей буквально начинают чувствовать, что они ведут себя как монстры, а это ведь неприятно им осознавать... и они переформатируются.
Конечно, легко написать мне тут, вам сложнее сделать. Но, если вы прониклись и поняли мое послание, то это будет очень здорово. Психологический факт в том, что буллят тех, кто позволяет. Именно поэтому каждый раз нужно помнить, что идеальных нет, хороших много, у каждого свое воспитание, свои беды и радости, все на равных, и если кто-то вас подавляет, это его беда, а не ваша. Ваша легкая улыбка и "чем вам помочь, вы так расстроены..." - сбивает с геройского пути агрессора. Это уровень иронии, уровень признания себя личностью, уровень взаимодействия с окружающими, которые тоже не совершенны.
Берегите себя.
Богатырев Роман
Психолог
г. Москва
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Вы пришли на работу, где с первого дня вас назвали поломойкой, и вы держитесь уже два месяца, при том что у вас диабет и стресс разрушает тело. Вы не истеричка и не слабая. Вы — человек, который каждый день идёт в джунгли, зная, что его будут кусать. И даже мысли о том, чтобы ударить обидчиков — это не ваша жестокость, это просто крик вашей затоптанной души. Вы не должны учиться быть «уверенной стервой». Важно иметь право уйти оттуда, даже если следующая работа будет хуже, но без насилия.
Нужна помощь? Консультирую Онлайн, Telegram, MAX +79855887899, обращайтесь, буду рад помочь! Просто напишите, и мы назначим удобное время для консультации! С уважением, психолог Богатырев Роман Сергеевич.
Савина Анна Михайловна
Психолог
г. Москва
Перинатальная психология
Ответ для: Арина
Здравствуйте! Прекрасный пример того, как осознанные и ответственные люди не видят в себе достаточно знаний и опыта, чтобы стать врачами, а бездари не имеют совести и вполне бы без опыта и в главврачи сразу пошли. Уверена, что с точки зрения профессии все же вы ему-то очень важному научились. Очень полезно начать работать с более простой позиции (это не только в бизнесе же работает правило). Скажите, готовы ли вы сейчас уйти в другую клинику уже на должность врача? Созрели? Теперь про "сучку". Это не костюм. Эта часть личности, пусть и "теневая". Сучку нужно выгуливать и пусть она всласть даст отпор неумным коллегам. Уверена, она действует в рамках УК и АК РФ,0 ну и ы рамках относительного приличия. Другой вопрос, что вам стыдно быть плохой Нельзя. Запрет. Оттуда же, что и страх быть врачом. Слишком хорошая идеальная девочка должна быть. А из вас лезет стервь=) А внутри запрет за плохие проявления. Но без них нельзя. Благодаря ситуации вы увидели, что в мире нет идеального, что врачи и фельдшеры могут легко поменяться местами, что те, кто выше далеко не всегда там заслуженно и умнее. Поэтому - активно искать работу. Работать с синдромом самозванца. И также с чувством вины, стыда и с запретами. А так - вы молодец. Рефлексия замечательная. И работа у вас- призвание. Очень важнаяи ответственная. Спасибо, что выбираете помогать нашим пушистым братишкам.
Я стараюсь отвечать так, чтобы мой ответ был полезен Вам и навел вас на новые мысли. Буду благодарна за отзыв в моем профиле. Можете написать мне на почту все свои вопросы: E-mail: savina.moscow@gmail.com. Также можете написать в телеграм или в WhatsApp, контактные данные у меня на страничке. С уважением, Анна Михайловна Савина
Аминова Сальма
Психолог
г. Санкт-Петербург
Гештальт-терапия
Я слышу, как вам тяжело. Вы пришли работать по профессии, хотели развиваться, а оказались в среде, где вас унижают, где ваши границы нарушаются каждый день, и где даже система, к которой вы обращались за защитой, вас не слышит. Это не просто сложная работа — это травматичная ситуация. И тот факт, что ваше тело уже подаёт сигналы: инсулинорезистентность, аменорея, дерматит, движения во сне — говорит о том, что вы находитесь на пределе.
Я хочу сказать вам важную вещь: ваши мысли о том, чтобы «приложить головой об стол» — это не признак того, что вы становитесь плохим человеком. Это признак того, что ваша психика исчерпала все цивилизованные способы защиты, и появляется фантазия о насилии как о единственном языке, который эти люди, возможно, поймут. Это не делает вас агрессором. Это делает вас загнанным в угол человеком.
Вы говорите, что носите на работу «костюм уверенной с*чки». И я слышу, как это выматывает. Потому что быть в постоянной защите, не имея возможности расслабиться, — это всё равно что бежать марафон каждый день без права остановиться. И чем дольше вы бежите, тем меньше ресурса остаётся.
Вы спрашиваете, как продержаться ещё месяц. Я не буду давать советов, но я задам вам несколько вопросов, которые, возможно, помогут вам увидеть, что ещё у вас есть в распоряжении.
Первый: что произойдёт, если вы перестанете защищаться? Если на какое-то время вы разрешите себе не быть той уверенной «с*чкой», а позволите себе быть той скромной тихой девочкой, которая просто приходит и делает минимум, чтобы не уволили? Что вы теряете, если перестаёте воевать за уважение, которого всё равно не получаете?
Второй: вы говорите, что отстаиваете свои права, говорите «нет», но это не работает. Что для вас значит «сдаться» в этой ситуации? Не проиграть, а именно прекратить тратить силы на тех, кто не собирается меняться? Что страшного в том, чтобы временно перестать бороться за справедливость в месте, где её нет?
Третий: вы держитесь во многом ради родителей, брата, подруги. Но их нет рядом. Кто из них может быть рядом хотя бы виртуально в момент, когда вы возвращаетесь с работы? Кто готов просто слушать, не предлагая решений, а просто подтверждая: «да, это ужасно, ты права, это невыносимо»?
И последнее. Вы сказали, что боитесь сами стать хабалкой, ненавидящей людей. Но посмотрите: вы не стали. Вы продолжаете искать выход, продолжаете искать работу, продолжаете обращаться за помощью, несмотря на то, что вас топчут. Ваша любовь к людям и животным — это не слабость, это то, что они у вас не смогли отнять. И если вы сейчас перестанете воевать, вы не потеряете себя. Возможно, вы просто дадите себе передышку.
Как вам мысль о том, чтобы на месяц перестать быть хорошим сотрудником, перестать доказывать, что вы достойны уважения, и просто делать ровно столько, чтобы не уволили, а всю освободившуюся энергию направить на поиск выхода? Что вам мешает это сделать?
Психолог, очно и онлайн. Информация о стоимости и способах связи со мной в моем профиле