Замкнутость. - консультация психолога

Здравствуйте. Получил ваш ответ. Спасибо что помогли мне разобраться в чем дело. Но как теперь это исправить?  И еще. В прошлом письме я писал, что занимаюсь спортом. Тренер мне попался неплохой. 7 лет душа в душу. Наступило лето 2019. Сборы. Произошло то, чего я не ожидал услышать от тренера. Впервые он сказал, что я бесполезен и глуп. При всех. После этого у меня была истерика. Очень долгая. Часов до 3 ночи я не мог успокоиться. И я не знал, как чувствовать себя среди команды, которые меня так же не поддержали, хотя это и было ожидаемо. Приехали со сборов и я сменил тренера и команду. Тут меня никто не унижает, а команда старается поддержать. Часто смеемся друг над другом, но мне не смешно. Мне обидно, когда надо мной шутят. Я поговорил с командой, они согласились не шутить в мою сторону. Кстати. Школа. 10 класс. Класс у меня недружный. Там у меня всего 3-4 друга из 26. Мне уже 16 лет, живу с родителями, как мне не давали выказывать эмоции, так и не позволяют. Как забыть все плохое, отпустить прошлое, сконцентрироваться учебе и спорте. (Учеба тоже ухудшилась, в 7 классе не было ни одной 3 за четверть, в 10 классе 5 троек за полугодие). И никому не расскажешь о своих проблемах, т.к. Я боюсь доверять людям, (друзьям -- тем более). А в жизни я стараюсь быть веселым, лучезарным человеком, стараюсь понравиться всем. Помогите, пожалуйста. Заранее спасибо)
Зубкова Галина

Психолог
г. Томск
Психоаналитическая терапия
Конечно, люди говорят конкретно о себе. Слова тренера можно понимать как проявление агрессии, которую легче всего направить на подростка (т.к. подросток хотя и готов возразить, но он еще зависим от взрослых и отношения не на равных). Тренер, конечно, прочувствовал, что вас можно «продавить», что родители отстранены от вас. Хорошо, что интуитивно вы почувствовали слабую черту, нападающий характер тренера и как смогли так и защитили себя. Вызывает уважение ваш поступок и честное, бережное отношение к своей личности, к себе. Ребята в команде тоже могут подшучивать, но если их активно слушать, то они будут говорить о скрытой черте их характера. Так устроены люди, а в 16 лет, особенно, ярки чувства и сдерживать их - будто неметь, быть не живым.
Зубкова Галина
Психолог
г. Томск
Психоаналитическая терапия
Вячеслав, здравствуйте. Тема доверия актуальна, это основа личности. Свое доверие можно понимать, изучать, формировать. Вы озадачены тем, что родители не позволяют выражать эмоции и зачастую именно так и случается. Родители поступают так на основании их личного опыта, их взаимодействия со своими родителями. Причем поведение практически передается мз поколения в поколение. Каков выход? Родители это данность, они таковы, они появились раньше и имеют свое преимущество (это как в пословице: не гора идет к Магомеду, а Магомед к горе).
В первую очередь можно обратиться к себе, к своим чувствам и эмоциям. Можно понимать свои ощущения на раннем этапе, когда они зарождаются. Не уважительное отношение к себе позволяет игнорировать начало, игнорировать того, что что-то не так. Получается что-то с терпением типа, чем больше терпишь, тем труднее удержаться. Конечно, когда шквал эмоций льется рекой, то это может пугать взрослых, в том числе и родителей. У меня предположение, что родители не могут находиться в покое когда вы напряжены и не принимают этот накал, этот момент, они пугаются, не могу выдержать ваших чувств и сами «заряжаются» и начинают подавлять, запрещать вам выражать ваши чувства. У вас же возникает ощущение, того, что нельзя доверять. А что мешает обратиться с просьбой о помощи чуть раньше, до того когда стало «захлестывать», когда голова «светлая», когда можно спокойно поговорить?
Вячеслав
Пользователь
Ответ для: Зубкова Галина
Галина, здравствуйте. В вашем письме был позыв поговорить с родителями. Но и этого я не могу сделать. Я им не доверяю такое. Все равно не поймут. Особенно отец. Если ему надо выпить, то пусть весь мир подождёт. Или пусть не ждёт, пусть происходит все, но выпить нужно в обязательном порядке. А маму Я не хочу загружать этой проблемой. Ей тоже не повезло. С отцом. Он тоже был алкоголиком-проффессионалом. И тут такой муж. И я боюсь за нее. Вернёмся ко мне. Я вам уже столько написал, что с этим делать? Бить тарелки? Через полтора года я буду поступать в университет далеко от моего города,но первым делом я пойду к психологу.
Зубкова Галина
Психолог
г. Томск
Психоаналитическая терапия
Здравствуйте, Вячеслав. Я поняла, что вы желаете маму оградить от страданий, хотите защитить или спасти маму от ее мужчин? Вы обеспокоины маминым состоянием и не верите тому, что она сама может справиться со своими задачами?
Вячеслав
Пользователь
Ответ для: Зубкова Галина
нет, моя мама терпит все, и у нее один мужчина -- муж. И я с братом. Просто от него натерпелись все в нашей семье. И у него отец был такой же. Неудач у мамы нет, т.к. ей неоткуда их брать. Работает на ферме, физический труд, находится дома -- моральный труд. Живём в малой деревне, все друг друга знают. Ещё и со мной проблемы, от которых я хотел бы избавиться. Ведь из-за этих проблем у меня покатилась вниз учеба, в спорте не все хорошо, сезон пошел насмарку. Все рушится, а я боюсь потерять все, особенно маму. Даже отца не так жалко, если честно. Я боюсь этого дня. Ладно у меня ещё вся жизнь впереди, а маме уже достаточно лет. И мне страшно.
Зубкова Галина
Психолог
г. Томск
Психоаналитическая терапия
Вячеслав, есть такая метафора: Жил один садовник. Он много времени потратили на то, чтобы вырастить яблоню, которая могла бы давать не много плодов, но чтобы каждый был ценным и не повторимым, был большим, ярким, заметным, сильным.плодом. В какой-то момент яблоня зацвела необыкновенно крупными, яркими, благоухающими цветами, цветы были так ароматны, и необыкновенно красивы и музыкальны, что люди стали обращать на них внимание, а некоторые стали разговаривать с цветами и цветы понимали, то о чем говорят люди. Было много восторга. Некоторые люди думали о садовнике — сможет ли он ухаживать за деревом так, чтобы все цветы дали плоды. Некоторые прохожие наблюдали за цветами, слушали их пение и хотели получить семена плодов, чтобы можно было посадить у себя такое же дерево. Некоторые были озабочены яблоней и выражали непонимание как на таких тоненьких ветках могут держаться такие роскошные и крупные цветы, они же испъют все соки из яблони и дерево погибнет. И некоторые цветы задумались, стали винить себя, им было стыдно, что они так эгоистичны и не заботливы. Цветы как бы замерли и перестали открываться свету. Солнце их опалило, лепестки стали не очень, они поникли и опали. Сок по веткам яблони продолжал поступать в то место, где росли цветы и яблоня словно плакала по цветам прекратившим ей верить. Осталось на яблоне только 2 цветка, которые при сильном, порывистом ветре прижимались к яблоне, находя в ней защиту, при ярком солнце они просили яблоню пить, обращая внимание на себя, получая необходимую влагу и питание. Эти цветы просто росли, они забавлялись и перешептывались между собой и меньше других слушали тревожные мысли прохожих. В какой-то момент садовник обратился к своей яблоне и молодые, райские яблоки отразились в его блестящих глазах. Садовник знал свою цель, знал силы природы, правила распределения энергия от корня к цветам и не оставлял свою яблоню, верил своему успеху.
Вячеслав
Пользователь
Ответ для: Зубкова Галина
в себя я верю. Но я слушаю о себе мнения других. Да, иду вперёд, но не могу не слушать о себе. Но недавно я был в городе, гулял по улицам. Мне было так здорово, когда на меня никто не смотрит, ничего не говорит обо мне, всем без разницы, кто ты и какой ты. Именно поэтому в планах на будущее уехать из моего места рождения и проживания учиться и жить в крупный город, на другой край России. Там меня никто не найдёт и ничего не скажет.
Зубкова Галина
Психолог
г. Томск
Психоаналитическая терапия
Вячеслав, здравствуйте. Вы чутко и заботливо относитесь к себе, замечая и описывая свои ощущения. Так здорово быть взрослым, чувствовать свои границы и границы других людей. Вы свободно можете позиционировать себя в городе и получаете удовольствие от того, что чувствуете себя на равных, чувствуете себя уверенным, наполненным энергией, готовым поехать на край России. Вы готовы к взрослой жизни и есть основания и вера того, что у вас получится справиться с поставленной задачей. Не понятна идея ехать на край земли. От чего вы хотите убежать, что пугает вас? Что за чувство которое вы не озвучиваете? Словно, вы находитесь между родителями, вовлечены в их отношения и устаете от своего раздражения, что не можете повлиять на их выбор. Может трудно принять еще существующую привязанность к родителям и хочется жить своей жизнью?
Вячеслав
Пользователь
Ответ для: Зубкова Галина
на другой край России я хочу уехать чтобы оборвать все что происходит сейчас. Я не желаю видеть в своем будущем своих знакомых. Возможны редкие встречи при возвращении домой на время. С родителями я буду поддерживать связь, общаться, но я хочу побыть один в большом городе, зависить только от себя, своих решений. Там я изменю свою внешность (нет, не пластической хирургией) а стиль одежды, прическа. Может, у меня появится дело, приносящее мне удовольствие, которым я буду зарабатывать на жизнь дополнительно наряду со стипендией, работой. Ведь тут, в небольшом районе Алтайского края я только и слышу в свою сторону: ничего у тебя не получится, ты не сможешь, не мешай. Ведь я просто хочу помочь. Но мою помощь никто не воспринимает всерьез. А так хочется услышать эти заветные: я в тебя верю! У тебя все получится! Молодец! Так держать! (Только не в форме сарказма) и так все мои 16 лет... Хочется свободы, независимости. А впереди ещё полтора года обучения в школе. Учителя тоже не понимают меня, почему я выбрал для сдачи сложные предметы (профильная математика, биология, обществознание, наряду с русским языком) и постоянно говорят мне что я обязан готовиться ко всему. А если я уверен в результате? Конечно, подстраховаться нужно, но не во всех же сферах. И да. Я часто слышу, что обо мне отзываются как о ребенке. Мои знакомые, сверстники часто спрашивают у меня сколько мне лет, что я веду себя как ребенок? А я просто стараюсь не показывать, что со мной происходит на самом деле. И никому этого не объяснишь, слушать не станут. Поэтому я всегда кажусь весёлым клоуном, который смеётся, хохочет над всем, делает всё наперекосяк, лишь бы другие тоже посмеялись. На меня даже смотрят косо... Эдакий чёрно-белый шут.когда я остаюсь наедине, я "снимаю" костюм шута, пропадает лучезарная улыбка, появляются слезы безысходности. Хотя выход есть --- терпеть. Очень жаль, что в современном обществе нельзя быть собой, приходиться играть роль клоуна (индивид) или стада баранов (общество). Кстати да. Порой я думаю о суициде. Останавливает лишь мотивация меняться и жить. И все началось с марта 2019. Ситуация с тренером, которую я вам описывал ранее. А самое ужасное, что никто, даже родители не видят, что со мной происходит... Все чего-то от меня требуют, все чего-то хотят... А я просто хочу быть собой, не соответствовать стереотипам, стандартам, слухам.
Зубкова Галина
Психолог
г. Томск
Психоаналитическая терапия
Вячеслав, оглянувшись назад вы замечаете как заботливые отношения матери, родителей становятся меньше нужными. Вы делали это постепенно, вырастая из детства. Сначала родители увели вас в сад, затем вы пошли в школу, выбрали по желанию занятия в спорте, где на протяжении 7 лет тренер учил вас ставить цели и достигать их. В спорте вас учили выигрывать и проигрывая вы тоже учились выигрывать. Вы учились самостоятельности, ответственности, вы получили некий другой опыт, основанный на меньшей поддержке со стороны взрослых. В прошлом году вы получили еще один урок, где пришлось стать против «отца — тренера», где вы сами по-взрослому выбрали наиболее приемлемый для вас выход. Благодаря длительному опыту в спорте, вы многое имеете в свои шестнадцать лет, что взывает уважение. Ваша увлеченность и трудолюбие откликаются радостью. Вы обладаете большими, чем некоторые ваши сверстники возможностями. Вы познали различную ценность отношений: а) находиться в обществе, где применяется постоянный контроль и требуется подчинение, обязательное соблюдение порядка, ограничивающего инициативу и личную свободу и б) иметь относительно независимые отношения и самому принимать или как-либо влиять на возникающие ограничения, где вы более свободны и вправе выбирать.
Вы почувствовали свободу, но осталось напряжение. Что это за состояние? Как разобраться в том, что происходит? Избегая горечь и разочарование, вам достается роль шута. У вас появилась фантазия, что можно жить половинкой себя если свою плохую часть оставить в деревне. Может напряжение связано с тем, что вы разделяете себя, на доброго, лучезарного и напряженного, недоверчивого, не принимаете себя эмоционально целым?
Вячеслав
Пользователь
Ответ для: Зубкова Галина
впереди ещё полтора года, что делать?
Вячеслав
Пользователь
Ответ для: Зубкова Галина
Галина, не могу не поздравить вас с праздником, к сожалению не смог этого сделать вчера, поэтому, с международным женским днём!???
Зубкова Галина
Психолог
г. Томск
Психоаналитическая терапия
Вячеслав, здравствуйте.
Приятная неожиданность по поводу поздравления. Благодарю Вас.
Вячеслав, за короткий промежуток времени я знаю вас как выносливого, мужественного, успешного, потенциального и мыслящего молодого человека. К тому же вы тонко чувствуете, что, особенно, ценно так как чувства делают человека богатым. Взрослым стать в одночасье не возможно. Взрослые часто применяют повторяющееся или «раскачивающееся» поведение в своей жизни. Пример с движением на автотрассе. Водитель легкового автомобиля догоняет поток больших машин с меньшей скоростью. Он намерен обогнать поток. Водитель легкового авто выходит навстречку и при отсутствии безопасности, отступает, прячется в свой ряд. Такое «раскачивающееся» поведение скорее является признаком взрослости. Взрослый человек отличается от ребенка тем, что он сам заботится о собственной безопасности и не только оказывает помощь, но умеет при необходимости обращаться за ней (как элемент «раскачивания» просить и оказывать или брать и давать).
Вячеслав, в вашем возрасте новые гормоны, которые ранее не вырабатывались организмом, оказывают свое влияние. Перестраивается вся эндокринная система. Это настоящий гормональный бунт, который вызывает повышенное любопытство, повышенную тревожность, тянет на «подвиги». Терпеливости не достаточно. В этом возрасте проблемы решаются кардинально (словно нет оттенков). Взрослые кажутся скучными, они будто не замечают вас. С одной стороны вы нуждаетесь в помощи взрослых, с другой стороны будто вы устали от мнения других, не соглашаетесь с рекомендацией учителей по поводу ЕГ, не готовы ее принять. Будто обратившись к матери вы причините ей вред, будто мать ваш ребенок.
Вячеслав
Пользователь
Ответ для: Зубкова Галина
Галина, я не мог поступить иначе, ведь вас я уже немного, но знаю. спасибо. Комплименты -- это то, чего мне не хватало в детстве. Если родители меня хвалят за что-то, то я просто и без эмоций воспринимаю это. Просто говорю "спасибо" а если меня похвалит кто-нибудь другой, например, новый тренер или учитель, то я воспринимаю это эмоционально, внутри становится теплее. Но виду я не подаю. Возможно, у меня занижена самооценка?