Мне 33. Я все потерял. - консультация психолога

Да. Я бы сделал это не как драматичную исповедь, а как нормальный первичный запрос психологу, чтобы специалист сразу увидел общую картину, а не только последние события.
Я хочу обратиться к психологу, потому что чувствую, что самостоятельно уже не справляюсь и не понимаю, почему моя жизнь последние несколько лет постоянно движется по одному и тому же кругу.
Если начинать с финансовой стороны, несколько лет назад у меня была квартира на Кипре. Я продал её, получил достаточно существенную сумму денег, но вместо того, чтобы сохранить или приумножить эти средства, я постепенно всё потратил. Сейчас у меня фактически нет финансовой подушки, есть долги и обязательства, а стабильного дохода нет. При этом я понимаю, что сам принимал многие решения, которые к этому привели, и не пытаюсь снять с себя ответственность.
Последние примерно три года у меня ощущение, что я постоянно пытаюсь выбраться из ямы, но каждый раз снова оказываюсь в ней. Я много работал, запускал проекты, переезжал, пытался строить карьеру и бизнес, но стабильности так и не получил. Сейчас я занимаюсь коммерческой недвижимостью и параллельно ищу работу. За последние недели отправил более 200 откликов, рассматриваю Москву, Екатеринбург, Казань, Тюмень. При этом нормальных предложений практически нет. Мне приходят в основном предложения из брокерских компаний, а в девелопмент попасть не получается. У меня достаточно серьёзный профессиональный опыт, но я не понимаю, почему рынок практически не реагирует на моё резюме.
Я хочу переехать в Москву, потому что считаю, что именно там у меня есть возможность нормально зарабатывать и профессионально реализоваться. Но сейчас у меня даже нет денег, чтобы просто переехать и прожить первый месяц до зарплаты. Получается замкнутый круг: мне нужна работа, чтобы появились деньги, но для некоторых хороших возможностей мне нужно переехать, а для переезда нужны деньги.
На фоне этого у меня постоянно возникает ощущение беспомощности и потери контроля. Я понимаю, что я не глупый человек, у меня есть образование, опыт, амбиции, я умею зарабатывать деньги и вести переговоры, у меня были серьёзные проекты и результаты. Поэтому особенно тяжело видеть, в каком положении я нахожусь сейчас.
При этом я замечаю за собой импульсивное поведение. Иногда, когда появляются деньги, я принимаю решения, которые объективно не могу себе позволить. Например, совсем недавно на мой день рождения мне подарили около 60 тысяч рублей. Вместо того чтобы направить их на обязательства, я за два дня потратил практически всю сумму: часть в стрип-клубе, часть в ресторане и клубе, плюс алкоголь. После этого я чувствовал сильнейшее отвращение к самому себе и задавался вопросом, почему я вообще так поступаю, если прекрасно понимаю своё финансовое положение.
Это не первый случай, когда я понимаю, что делаю что-то против собственных долгосрочных интересов. Я часто принимаю решения эмоционально, быстро загораюсь какой-то идеей, человеком или возможностью, а потом сталкиваюсь с последствиями. При этом я не считаю себя человеком без силы воли, но понимаю, что системности мне очень не хватает. Я могу прекрасно понимать, что правильно делать, и всё равно сделать наоборот.
Отдельная большая часть моей жизни сейчас — семья.
Я женат на Яне, у нас есть дочь Эмилия. У дочери особые потребности, и её благополучие для меня является одним из главных приоритетов в жизни. При этом наши отношения с Яной фактически разрушены. В прошлом я ей изменил, и после этого отношения сильно изменились. Я понимаю, насколько сильно причинил ей боль, и не пытаюсь оправдывать это. Сейчас она говорит, что не может меня простить и что хочет, чтобы мы остались только хорошими родителями нашего ребёнка. Я сам тоже понимаю, что наши супружеские отношения, скорее всего, закончены, хотя эмоционально ситуация остаётся очень тяжёлой.
Я хочу сохранить нормальные отношения с Яной именно как с матерью моего ребёнка и не потерять близость с дочерью. Но одновременно я понимаю, что не хочу продолжать жить в браке только из чувства вины или страха. Я хочу начать другую жизнь.
За последние годы у меня также были другие отношения. Была очень сильная история с девушкой по имени Ксюша. Эти отношения я до сих пор иногда вспоминаю. Именно они, во многом, показали мне, насколько сильно я могу эмоционально привязаться к человеку и насколько сильно могу переживать потерю. Недавно была другая девушка, Элеонора. Всё развивалось очень быстро: мы говорили друг другу, что любим друг друга, у нас была сильная эмоциональная и физическая связь, но отношения практически так же быстро закончились. Сейчас я к этой истории практически ничего не чувствую и не хочу её возвращать.
Я вообще очень зависим от женского внимания в том смысле, что мне нравится нравиться женщинам. Я зарегистрировался на сайтах знакомств, получаю много внимания, лайков, знакомств. Иногда это просто развлечение, но я понимаю, что таким образом могу получать быстрое эмоциональное подкрепление и отвлекаться от реальных проблем.
При этом я не хочу превращать свою жизнь в бесконечную череду отношений. Я хочу нормальной жизни, финансовой устойчивости, возможности заботиться о дочери, закрыть долги, спокойно ходить в любимый ресторан, заниматься тем, что мне нравится, и в будущем иметь возможность строить здоровые отношения.
У меня также практически исчез круг общения. Я потерял многих друзей, с некоторыми родственниками отношения сильно испортились. После последнего загула отец фактически сказал мне больше к нему не обращаться, бабушка тоже очень разочарована. Поэтому сейчас у меня очень мало людей, к которым я могу обратиться за помощью или просто поговорить.
При этом я хочу отдельно подчеркнуть: у меня нет желания причинить себе вред или покончить с собой. Несмотря на всё происходящее, я люблю себя, хочу жить и хочу добиться нормальной жизни. У меня есть дочь, ради которой я хочу быть нормальным отцом, и есть желание построить для себя хорошее будущее. Я не считаю, что моя жизнь закончилась. Но я очень устал от того, что уже примерно три года постоянно пытаюсь выбраться и снова оказываюсь в похожей точке.
Поэтому мой основной вопрос к психологу не столько «как мне пережить конкретную ситуацию», сколько:
Почему я снова и снова принимаю решения, которые сам понимаю как разрушительные для себя, особенно в вопросах денег, отношений и импульсивного поведения? Почему я понимаю, чего хочу в долгосрочной перспективе, но в моменте делаю совершенно противоположные вещи? Почему я не могу выстроить стабильную систему жизни, несмотря на наличие способностей, опыта и понимания того, что нужно делать?
Я хочу понять механизм этого поведения, а не просто получить поддержку на текущем этапе.
Мне хочется научиться управлять своей жизнью более системно: принимать решения не только исходя из эмоций текущего момента, выдерживать дискомфорт, не искать постоянного внешнего подтверждения собственной ценности, контролировать импульсивные решения и наконец построить устойчивую финансовую, профессиональную и личную жизнь.
Я понимаю, что значительная часть происходящего — результат моих собственных решений. Но я также понимаю, что если я три года пытаюсь решить проблему одним и тем же способом и не получается, значит, мне необходимо разобраться, что именно во мне заставляет меня действовать таким образом.
Соломахин Дмитрий

Психолог
г. Ростов-на-Дону
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Максим, спасибо, что решились так подробно и честно всё описать. Это непросто, когда приходится складывать в один текст сразу финансовые трудности, отношения, семью и внутренние переживания, но именно такая целостная картина помогает увидеть, что происходит на самом деле не «много разных проблем», а один и тот же паттерн, который проявляется в разных сферах жизни.
То, что вы описываете, очень похоже на цикл, в котором накопленное напряжение, тревога и усталость от постоянной борьбы находят выход через импульсивные действия, будь то трата денег, быстрое погружение в отношения или поиск подтверждения через внимание женщин. Это не про слабую волю и не про глупость, у вас явно есть и ум, и энергия, и опыт. Скорее это про то, что в моменте эмоциональное напряжение становится настолько сильным, что система саморегуляции не справляется, и разрядка происходит через привычные, знакомые каналы. И то, что вы это осознаёте и можете так ясно описать, уже говорит о серьёзном ресурсе для изменений.
Отдельно хочу сказать про то, как вы пишете о суицидальных мыслях: очень хорошо, что вы это прямо обозначили, и важно, что желания причинить себе вред нет. Это опорная точка, от которой можно двигаться дальше.
Вопрос, который вы задаёте, почему я снова и снова так поступаю, при том что понимаю, к чему это ведёт, действительно глубокий, и в переписке на форуме его до конца не распутать. Такие устойчивые паттерны обычно связаны с более ранним опытом, с тем, как формировались способы справляться с тревогой, стыдом и одиночеством задолго до нынешней ситуации. Разобраться в этом лучше получится в очной работе с психологом или психотерапевтом, где есть время выстроить доверие, рассмотреть историю подробно и постепенно, шаг за шагом, поработать именно с механизмом, а не только с последствиями.
Максим, ваш запрос точно выходит за рамки консультации на форуме и требует большего времени для проработки, но вы уже сделали первый шаг, а значит вы на пути к цели.
Зубкова Галина
Психолог
г. Томск
Психоаналитическая терапия
Ответ для: Максим
Максим, здравствуйте. Хорошо, что в 33 года вы осознали свою проблему и вам понадобилось несколько лет для понимания того, что вы находитесь в той позиции в которой ваш разум, ваши естественные желания, ваши логичные планы конфликтуют с вашим поведением, которое бывает импульсивным и без контрольным. Словно две ваши части не могут между собой договариваться.
Вы пишите, что вы все потеряли, но так ли? Скорее всего вы реагируете на возникающее напряжением быстрым поведением, ваш ответ действие очень похож на детскую беспомощность, на детскую реакцию все и сразу. Все люди рождаются детьми и учатся жить в семье, присваивая навыки общения в социуме через свои первичные отношения с родителями в родительской семье. Вы находитесь в хорошем возрасте, у вас есть хороший жизненный опыт, есть аналитический взгляд на вашу проблему, вы знаете где искать ответ и это часть успеха, на самом деле сложно - это удержаться в терапии.
Алякина Евгения
Психолог
г. Москва
Психоаналитическая терапия
Ответ для: Максим
Здравствуйте.
Прежде всего я хочу сказать - Вы не тонете в эмоциях, вы не просите «спасите», вы пришли с чётким запросом на исследование. Вы смотрите на свою жизнь как на систему, которая даёт сбой, и хотите понять архитектуру этого сбоя. Это позиция сильного, взрослого и очень уставшего человека, который готов брать ответственность, но не понимает, где находится «рычаг».
Ваш главный вопрос: «Почему я, обладая ресурсами, интеллектом и опытом, в моменте выбора отключаю своё будущее и действую против себя?»
Это не вопрос силы воли. Поверьте, если бы проблема была в слабой воле, вы бы уже давно её «накачали». Вы человек, который умеет достигать, вести переговоры, запускать проекты. Значит, дело не в навыке. Дело в том, что внутри вас живут две разные системы управления, и они конфликтуют.
Я вижу вашу ситуацию не как «кризис», а как внутренний экономический коллапс между вашим сознательным разумом (который знает про финансы, дочь, Москву и долги) и вашей бессознательной системой мотивации (которая гонит вас в клуб, в стриптиз, в быстрые отношения и яркие проекты).
Вот моя рабочая гипотеза то, что мы могли бы с вами разбирать именно как механизм, а не обсуждать как эмоции:
Парадокс «ямы» и «взлёта». Вы пишете, что пытаетесь выбраться. Но ваши действия (импульсивные траты, загулы) это не попытка выбраться. Это попытка заглушить панический страх перед этой ямой. Когда человек видит огромный долг и отсутствие откликов от 200 работодателей, его нервная система перегружается. И тогда мозг ищет наркотик яркие эмоции, внимание женщин, тактильные ощущения, алкоголь. Это не слабость, это дофаминовое спасение от экзистенциального ужаса «я не справляюсь». Но так как вы умный человек, после «спасения» вы испытываете двойной стыд и от проблемы, и от своего бегства.
Иллюзия «начать с нуля». Переезды, новые проекты, новые девушки это ваш любимый паттерн. Он даёт иллюзию, что «старая плохая жизнь закончилась, а новая будет идеальной». Но психологически это означает, что вы не позволяете себе прожить горечь от поражений. Вы перескакиваете через стадию печали. И когда новая жизнь снова сталкивается с реальностью (счетами, рутиной), вы снова разочаровываетесь и срываетесь. Круг замыкается не на деньгах, а на отказе принимать реальность такой, какая она есть прямо сейчас.
Отношения как индикатор. Ваша ситуация с Яной, Ксюшей, Элеонорой это та же самая история. Вы очень быстро загораетесь. Быстро «вкладываетесь». А когда наступает стадия кризиса (разрыв, боль, вина), вы не выдерживаете этого напряжения и либо уходите в импульс (в клуб), либо ищете новый источник внимания, чтобы снова почувствовать себя живым и ценным. Тогда возникает разрыв между «я люблю дочь» и «я хожу в стрип-клуб». На самом деле, второе это не про секс, а про попытку забыть, что вы «плохой муж» и «неуспешный бизнесмен». Это попытка хоть на час стать для кого-то «героем».
Что мы могли бы сделать с этим :
Мы не будем говорить «как не тратить деньги». Это бесполезно, пока не вскрыто дно.
Мы разберём механизм вашего «быстрого решения». Зачем вы спешите? Что случилось в вашем детстве или прошлом, что заставило вас усвоить правило: «Если я не получу результат СЕЙЧАС, я пропал»? Именно эта установка мешает вам выдержать паузу и накопить деньги на переезд.
Мы научимся выдерживать «серые будни». Пока вы живёте на качелях «срыв — взлёт — стыд», вы не сможете построить стабильность. Вам нужно заново познакомиться с собой трезвым, спокойным и немного напуганным. И разрешить себе быть в этом состоянии, не убегая в клуб.
Сепарация от родительских фигур. То, что отец отвернулся, бабушка разочарована это сейчас бьёт по вашей самооценке. Вы остались без внешнего «зеркала», которое подтверждало бы вашу «нормальность». И теперь вы ищете это зеркало в женщинах и деньгах.
Я хочу, чтобы вы услышали от меня главное: я не вижу здесь человека без воли. Я вижу человека с высокой чувствительностью и низкой стрессоустойчивостью к рутине. Ваш мозг требует высокой интенсивности, а жизнь сейчас это череда отказов и ожиданий. Ваш мозг сходит с ума от скуки и страха и требует дозу.
Скажите, о чём из этого вам хотелось бы поговорить прямо сейчас, в первую очередь? Что отзывается громче всего? Мы можем начать прямо с этого ощущения «потери контроля» в тот самый момент, когда вы уже тянетесь за кошельком в ресторане.