Уверенность в себе - консультация психолога

Как работать с уверенностью в себе?
Из чего состоит уверенность? Откуда "ноги растут"? родители? окружение?
Как расти и фиксироваться на новых уровнях в этом вопросе?
Аноним
Пользователь
Ответ для: Евгений
Здравствуйте, Евгений! Вопрос с точки зрения психологической и философской науки слишком широкий. Проще - это принятие человеком самого себя, реалистичное осознание своих достоинств и недостатков. Буквально уверенность равна самооценке, то есть адекватному Эго: "это мне по силам, это нет". Признавать свои недостатки/неумение без страха осуждения другими. Далее, появляется мотивация - "если мне это по силам, хочу ли я научиться, нужно ли мне это", "если не по силам, могу ли я спокойно относиться к этому и признавать это". Уверенность формируется к завершающему этапу формирования основных личностных черт (5-7 лет). Кто является основными движителем процесса - конечно, родители. Стиль общения и воспитания здесь ключевой. Генетические особенности тоже играют роль, но уже не главную.
Выработать уверенность во взрослом состоянии возможно. Работа предстоит серьезная, но волевые процессы взрослого помогут как бы дорастить уверенность до нужного уровня. Есть гипертрофированная форма уверенности - самоуверенность. И у нее тоже есть свои плюсы и минусы.
Если вам нужна работа над собой, обратитесь к специалисту. Удачи.
Шапцова Виктория

Психолог
г. Санкт-Петербург
Телесно-ориентированная терапия
Евгений, здравствуйте! Вопрос задан очень конкретно, структурировано и сразу в яблочко. Уверенность формируется и развивается в личности именно с детства, тут вопрос на сколько ребенку была дана вседозволенность, возможность набивать свои собственные шишки, выбирать и делать шаги то, чего хочет именно он и отстаивать свои желания разными путями, так формируется уверенность с детства. И таких людей-детей довольно маленький процент, как правило на детей обрушивается гиперопека с детства "Туда не ходи", "это нельзя", и т.д. Далее уверенности становиться меньше и человек ищет уже опору , признание , одобрение во вне, сначала это родители, учителя, друзья, партнеры , коллеги и т.д. Поэтому сейчас уже в взрослой жизни осознанной можно начать с малого , нужно разобраться, как думаете на каком уровне сейчас находиться ваша Уверенность, если брать 10 бальную шкалу, 10 максимум, на сколько баллов ее оцените? И на сколько баллов готовы и хотите обладать. Далее , когда определили.Почему Вы решили , что нужно взращивать в себе уверенность ? Как определили и поняли, что этого ресурса у Вас недостаточно. Условно фиксируем Точку А. Спросите себя для чего нужна уверенность Вам ? Какие возможности у вас появятся ? Внутренние ресурсы, внешние ? Как измениться Ваша жизнь? Что приобретете с уверенностью? Вам нужно определить условно Точку Б. Почувствуйте себя уверенным человеком. Наметьте себе пару действий, шагов как минимум 3 , что внедрите в свои жизни в ближайшие 3 дня и начнете делать. что повысит Вашу уверенность . Это то малое с чего можно начать. И работать над собой, читайте литературу, смотрите ютуб , работа с психологом тоже помогает и индивидуальная , и групповая.
Веденеева Александра
Психолог
г. Уфа
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Здравствуйте, Евгений! Уверенность в себе — это многогранное качество личности, которое складывается из внутреннего ощущения собственной ценности, веры в свои способности и адекватного восприятия своего места в мире. Давайте разберем основные аспекты, которые помогут понять, из чего она состоит, как формируется и как можно её развивать.
1. Из чего состоит уверенность в себе? Уверенность в себе включает несколько ключевых компонентов:
Самооценка (основа уверенности): Это общее чувство собственной ценности, независимо от успехов или неудач. Люди с высокой самооценкой принимают себя с достоинствами и недостатками.
Чувство компетентности: Уверенность в том, что вы можете успешно справляться с задачами. Формируется через опыт достижения целей и преодоления трудностей. Эмоциональная устойчивость:
Умение справляться с неудачами, критикой и стрессом. Важно не воспринимать ошибки как катастрофу.
Адекватное восприятие себя: Осознание своих сильных и слабых сторон. Люди, уверенные в себе, не требуют от себя совершенства.
2. Откуда "растут ноги" уверенности в себе? Уверенность формируется под влиянием нескольких факторов:
Семья: Доверие и поддержка: Родители, которые поддерживают ребенка, поощряют его самостоятельность и верят в его способности, закладывают базу уверенности. Критика и похвала: Избыточная критика может сформировать низкую самооценку, а чрезмерная похвала — зависимость от внешнего одобрения. Окружение и социальные связи: Друзья и учителя: Поддерживающая среда помогает ребенку почувствовать свою ценность. Социальное сравнение: Люди, часто сравнивающие себя с окружающими, склонны терять уверенность. Собственный опыт: Каждый успешный опыт укрепляет веру в себя. Даже небольшие достижения создают основу для дальнейшего роста. Неудачи тоже важны: правильное отношение к ним учит адаптивности и терпению. Личностные особенности: Врожденные черты, такие как темперамент, могут влиять на уровень уверенности. Однако всё можно корректировать. 3. Как развивать уверенность в себе? Работа над уверенностью — это постоянный процесс, который включает несколько направлений.
А. Осознание своих сильных сторон: Составьте список ваших успехов и сильных качеств. Регулярно напоминайте себе об этом, особенно в моменты сомнений. Б. Постановка достижимых целей: Делите большие задачи на маленькие шаги. Каждый успешно выполненный шаг укрепляет чувство компетентности. В. Работа с внутренним диалогом: Заменяйте самокритику на конструктивные установки: вместо «Я не смогу» говорите «Я попробую и узнаю, как это работает». Осознайте свои иррациональные убеждения: часто страхи или сомнения не имеют реальной почвы. Г. Развитие навыков: Уверенность растет через действия: обучайтесь новому, развивайте профессиональные или личные навыки. Чем больше вы чувствуете себя подготовленным, тем увереннее становитесь. Д. Поддерживайте физическое и эмоциональное здоровье: Регулярная физическая активность укрепляет ощущение контроля над своим телом. Практики осознанности (медитация, йога) помогают справляться со стрессом. Е. Поиск поддержки: Окружите себя людьми, которые вдохновляют и поддерживают. Делитесь успехами с близкими, получая обратную связь. 4. Как расти и фиксироваться на новых уровнях? Регулярное рефлексирование:
Заводите дневник, чтобы отмечать свои успехи и анализировать трудности. Фиксируйте, что помогло справиться с новыми задачами. Выход за пределы зоны комфорта:
Постепенно беритесь за задачи, которые немного выше текущего уровня. Привыкайте к чувству дискомфорта: оно проходит, как только вы справляетесь. Закрепление результатов:
После каждого успеха хвалите себя и празднуйте достижения. Создавайте «капитал уверенности»: чем больше вы накапливаете опыта, тем проще двигаться дальше. Работа с неудачами: Составьте план анализа ошибок. Например: «Что я мог сделать по-другому?» или «Какой урок я из этого вынес?». Перестаньте бояться неудач — они неизбежны на пути роста.
Получается, уверенность в себе — это не врожденное качество, а навык, который можно развивать всю жизнь. Работа над собой требует времени, терпения и последовательности. Главное — верить в то, что каждый шаг на этом пути делает вас сильнее. Удачи вам!