<<< Все статьи психологов
Попова Надежда Автор: Попова Надежда
30 августа 2021 г.
2610

И снова подростковый возраст… Понять и простить…

подростковый возраст
И снова подростковый возраст… Понять и простить…
В зависимости от культуры и социально-экономического уровня страны, длительность подросткового и юношеского возраста могут варьироваться

Сколько уже всего сказано и написано про этот ‘трудный’ подростковый возраст… Но и поныне эта тема не утрачивает своей актуальности. Вновь и вновь на приём к психологу приходят обеспокоенные родители. ‘Как быть?’, ‘Мы теряем контакт с ним’, ‘Я не знаю, как мне себя вести, мои слова он игнорирует’, ‘Он скатился до двоек!’, ‘Друзья у него теперь на первом месте’, ‘Она постоянно вертится перед зеркалом…’,  ‘Он врезал замок в свою комнату. Что делать?’… Примерно такие запросы поступают ко мне от родителей. Это было и это будет. Во все времена…

Дело в том, что формирование подросткового самосознания не может происходить спокойно. И родителям надо это принять, как факт. На многие вопросы подростки бессознательно ищут ответы, их волнуют темы Любви, одиночества, поиска Смысла, истинных мотиваций, понятий Душевного покоя, Детства и Взрослости, Жизни и Смерти. Однако, есть темы, на которые с ними мало разговаривают родители, в силу ли вечной занятости, нежелания, неумения, или в силу ещё каких-нибудь причин. Но именно разговор о жизненных ценностях в ненавязчивой, недирективной форме, позволяет скорректировать различные деструктивные аспекты поведения подростков, снизить уровень их личностной тревожности и агрессивности, проработать внутриличностные конфликты и наладить взаимоотношения со взрослыми.

Давайте определимся с границами подросткового возраста. Каковы они?

Наступление пубертата всегда сугубо индивидуально. Если учитывать, так называемую гетерохронность развития, другими словами, неравномерность развития и физиологического и психического, то верхняя и нижняя границы подросткового возраста не стойки и составляют примерно 11-12 до 14-15 лет.

В зависимости от культуры и социально-экономического уровня страны, длительность подросткового и юношеского возраста могут варьироваться. Хотя имеются и устойчивые характеристики этого возраста. Каковы же они, основные темы подросткового возраста? Это темы телесных и интеллектуальных изменений, конечно же, личностные и межличностные отношения подростка.

Прежде всего, поговорим о телесных изменениях подростка, потому, что эта тема наиболее важная и болезненная для большинства из них.

Кроме того, что ребёнок приобретает новое тело, он ещё и должен это тело принять, привыкнуть к нему. Особенно сильно страдают те подростки, которые первыми входят в пубертат, быстрее своих сверстников. Они стесняются своего нового тела, своих вторичных половых признаков и часто становятся объектами насмешек со стороны менее развитых сверстников. Так же страдают и те подростки, которые запаздывают со вступлением в пубертат.

Неправильное поведение взрослых так же может влиять на развитие телесных комплексов у подростка. Например, когда родители отрицательно реагируют на телесные изменения своих детей: ‘Ишь, груди отрастила, а ума нет’, ‘Глянь какой детина вырос! Да на тебе пахать надо!’, ‘Думаешь, басом говоришь, так уже и взрослый?’… Очень часто это приводит к тому, что вырастая, взрослый человек не любит своё тело, не принимает его, свои вторичные половые признаки. Я это часто наблюдаю, работая со своими взрослыми пациентами и пациентками.

Зачастую, учителя, так же могут неправильно реагировать на изменения тела своих учеников и подкреплять комплексы ребёнка своим антипсихологичным поведением.

Как можно было бы образно описать подростка? Подросток — это человек, который не может пройти мимо зеркала, не посмотрев в него. Зачастую, такое ‘верчение’ перед зеркалом, очень злит родителей. Но у этого процесса есть ещё и глубокий смысл, данный ритуал необходим подросткам, это ‘верчение’ помогает понять им, что ‘написано’ у них на лице.

В силу того, что подростки наиболее отрицательно относятся к своему телесному ‘Я’, отсюда может возникать, так называемая, дизморфофобия — страх своего телесного ‘Я’, страх мнимого недостатка. С уверенностью можно сказать, что данный вид фобии присутствует почти у всех подростков, различие имеется лишь в степени её проявления. У большинства подростков это проходит естественным путём, но у некоторых дизморфофобия остаётся до конца жизни и очень часто это приводит к различным садистическим действиям к своему телу, вглубине всего этого спрятано садомазохистское чувство к самому себе.

Как же помочь подростку принять своё новое тело? Как помочь ему научиться любить его? На мой взгляд, с одной стороны, необходима очень тонкая разветвлённая система упражнений со своим телом, телесно — ориентированная терапия. И с другой стороны, это очень важно, чтобы взрослый, рассказывая подростку о его вторичных половых признаках, говорил бы это в положительном ключе. Например, девочке, рассказывая о первых месячных можно сказать так: ‘Благодаря месячным, ты будешь ежемесячно обновляться, ты уже будешь способна родить, в отличие от тех, у кого их ещё нет. Всё оживает, всё обновляется… Конечно иногда, при этом ты можешь иметь плохое настроение, ты можешь раздражаться, но в это время обостряется твоя чувствительность, что делает тебя максимально открытой для всего нового…’

Очень важно подать это всё подростку в положительном ключе и крайне деликатно, психологично. Дети очень нуждаются в этом.

Обратимся к основным особенностям подросткового мышления, каковы основные интеллектуальные изменения в этом возрасте.

Самой главной особенностью интеллекта подростков является обобщённость мышления, появляется способность к формированию понятийной системы. Обобщая, подростки склонны к так называемым ‘мегаманическим залётам’, к высоким абстракциям. Например, на вопрос, что объединяет яблоко и грушу, мужчину и женщину, подросток может дать ответ: они- физические тела….

Другой особенностью подросткового мышления является категоричность. ‘Или так…, или так…’. Бывает, что родители и учителя, то ли от страха, то ли от общей психологической необразованности, пресекают вопросы подростка, формируя тем самым, программу: ‘Не думай!’. Особенно это случается тогда, когда у взрослого имеются какие-либо тайны, о которых ребёнок не должен знать. Существует масса причин, по которым наблюдается интеллектуальное отставание подростка — от различных мозговых дисфункций и педагогической запущенности, до ‘заколдованности’, запуганности взрослыми…

А теперь, попробуем рассмотреть,  как меняются личностные и межличностные отношения у подростков.

Главный вопрос для подростка — ‘Кто я такой?».

На мой взгляд, основное отличие подростка от ребёнка, в том, что дети ‘ткут’  свой образ из мнений о них многих других людей: родителей, друзей, одноклассников, учителей, а для подростка важно раскрыть то, что есть у него внутри — ‘я могу сам себя показать, только совершая что-то…’. Он задаёт себе вопросы: ‘Как они на меня смотрят?, ‘Что они обо мне говорят или думают?’. Ему кажется, что все на него смотрят и обсуждают. Подросток склонен ‘носиться’ со своей личностью, как кое-кто со списанной торбой. Но, для того, чтобы этот специфический личностный эгоцентризм не переходил в эгоизм, взрослым нужно показывать, как ведут себя люди в различных ситуациях.

Постепенно подросток начинает выгораживать своё личное пространство. Чем старше становится ребёнок, тем больше он начинает сопротивляться внедрению взрослого в пространство его тела. Ему все больше не нравится, когда взрослый туда влезает. Если есть своя комната, то он может повесить замок или табличку: ‘Не влезай — убьёт!’, или ‘Посторонним вход воспрещён’. Подростки желают, чтобы взрослые соблюдали правила приличия по отношению к ним. А взрослым, в свою очередь, хочеться как следует ‘наподдать’ подростку из-за своей незрелости. Для подростков очень характерно пересекаться именно с близкими взрослыми: отцом, матерью…

‘Снять взрослого с пьедестала’, именно так можно было бы назвать эту тему, которая все чаще и чаще проявляется у подростков. Если в детстве взрослый ‘стоит на пьедестале’, то подросток доказывает, что взрослый — это такой же человек, со своими недостатками. Появляются традиционные шалости, поддразнивать взрослых и посмотреть, как они отреагируют на это. Появляется склонность к  ‘подкалыванию’ и критикованию взрослых.

Кому-то может показаться, что подросток не любит взрослых, но на самом деле, он амбивалентнен по отношению к ним. Взрослые подсознательно не желают, чтобы подростки взрослели. На самом деле, каждому подростку необходим взрослый, который стал бы для него учителем, мастером, которого превозносят, в которого влюбляются.

Для подростков очень важны экзистенциальные вопросы: ‘А как жить на свете?’ и другие базовые вопросы бытия: ‘Как они умудряются так жить, когда так тяжело…?’, ‘А почему они смеются, ведь они все равно умрут…?’. У родителей этого не спросишь, а вот у тренера или психолога можно и спросить. Особенно это можно спросить у тех, кто не помнит мою детскую предисторию, кто уважительно относится ко мне, на ‘Вы’…

Самое ужасное для подростков — это узнать, что взрослый — тоже маленький. ‘Если уж и взрослые не знают, то как жить дальше? Кто же знает?’… Почему чаще всего родители не могут быть наставниками для подростков? Потому что, у родителей видны их недостатки, нежели у другого взрослого. Если мы претендуем на роль взрослых, тогда у каждого из нас должна быть своя система ценностей, мы должны осмыслять свою картину жизни и помочь подростку построить собственную систему координат. Мы сами должны быть взрослыми прежде всего…

Моральное становление личности подростка.

Если обратиться к теории морального или нравственного становления личности ребёнка  Л. Кольберга, который вслед за Ж. Пиаже пристально исследует этот процесс, то мы можем увидеть, что автор выделяет три основных уровня или стадий этой составляющей личности. Рассмотрим их.

Первая стадия — доморальная или гедонистическая мораль. Иными словами,  на этой стадии в осознании того, что хорошо или что плохо, ребёнок руководствуется тем, поругают его за это или нет. Он понимает, что для него хорошо, а что — нет. Эта стадия присутствует у ребёнка примерно до пяти лет.

Но иногда, случается так, что некоторые взрослые ‘застревают’ на этой стадии своего морального развития. Например, человек переходит или проезжает проезжую часть на красный свет, руководствуясь: ‘а мне нужно!’ Человек открывает дверь в комнату, где общаются двое людей, прежде просившие его не тревожить их. Он руководствуется своим желанием: ‘а мне интересно, что вы там делаете…’ Человек без очереди пытается получить что-либо, расталкивая других людей, стоящих здесь же, рядом с ним. Он руководствуется: ‘а я опаздываю…!’. Массу других примеров можно привести по этому поводу. Это  и есть, так называемая, гедонистическая мораль.

Вторая стадия — стадия конвенциональной морали. Здесь Колберг выделяет две ступени.

На первой ступени ребёнок ориентируется на взрослого человека, как на носителя норм поведения. ‘Потому, что мама так говорит’ или учительница. Например, взрослый в песочнице говорит ребёнку: ‘Возьми совочек, хозяина ведь нет, никто не увидит…’. Ребёнок отвечает: ‘Нет, я не возьму, потому, что мама не разрешает мне брать то, что не моё…’. В этом случае оба, и взрослый человек, и ребёнок находятся на одной стадии морального развития — на стадии конвенциональной морали. Как взрослый, предлагающий ребёнку взять чужую вещь, так и ребёнок, ориентирующийся на авторитет взрослого.

Ссылка на авторитет не является аргументом, для человека, стоящего на более высокой стадии морального развития.

Очень важно, чтобы на этой стадии рядом с детьми находились справедливые и разумные взрослые.

На второй ступени конвенциональной морали правила и нормы ‘отделяются’ от человека, от носителя. Например: ‘это не законно, это не по правилам’. Ребёнка в его моральном развитии, нужно выводить на уровень общих правил для всех: ‘это — честно, а это — не честно’…

И, наконец, третья стадия — стадия истинной морали. Она формируется  ближе к подростковому возрасту. На этой стадии моральные регуляторы и законы находятся не ‘снаружи’, ‘внутри’ человека. Это происходит тогда, когда сформировано понятийное мышление и когда человек может отделить главное от второстепенного. Человек, у которого истинная мораль сформирована, будет более самостоятельным, справедливым по отношению к другим людям и их мнениям.

Сохранить в соц. сети

Обсуждение на сайте
   


Вы должны войти или зарегистрироваться, чтобы комментировать статьи
Обсуждение в соц. сетях
Мнение пользователей социальных сетей Вконтакте и Дзен