Люди не справились с простыми правилами в фильме «Гремлины»: не мочить крошку-могвая, не кормить после полуночи и не включать на него яркий свет. В фильме «Субстанция» создатели этой самой Субстанции предлагает очень четкую инструкцию, состоящую из пошаговых действий медицинского характера, но при этом есть одно очень важное правило: соблюдать баланс… Вот тут и становится понятно, что такое сложное правило мало кто сможет выполнить, а значит боди-хоррор нам обеспечен.
Фильм «Субстанция» без лишних деталей показывает нам историю «вышедшей в тираж» модели и актрисы. Возраст, требования зрителей (в лице начальника-мужчины), которым она уже не соответствует, личностный кризис и уход на пенсию – на первый взгляд проблема героини именно в этом. Не желая переходить на следующий этап своей жизни, она решает поучаствовать в эксперименте – создать лучшую версию себя при помощи специального набора с медицинскими препаратами. Что за препарат, как и кем он был создан, сколько он стоит, в каком городе и в какую временную эпоху происходя события – все это не имеет значения. Инъекция активатора сделана, начинается все самое интересное.
На протяжении всего фильма у меня был только один вопрос: ну почему нельзя было свои обнаженные тела (которые неделями лежали на полу в ванной) хотя бы прикрыть пледом или подушку под голову положить. Такая маленькая, но все-таки забота. Уже ближе к концу все становится понятно: ненависть к себе таких масштабов, что лежание на полу уже и не кажется чем-то ужасным.
В какой-то момент у главной героини был шанс все отменить, отделавшись только постаревшим пальцем. И на фоне этого пальца можно было увидеть, что она по-прежнему хороша и находится в замечательной форме. Молодость прекрасна сама по себе, но и у зрелости есть что предъявить этому миру – но главная героиня не согласна с такой формулировкой и даже не хочет этого замечать.
В фильме много достаточно болезненных тем, которые касаются каждого из нас: старость, увядание, изменение внешности, ограничения, чьи-то стереотипные представления о том, как должно быть, невозможность соответствовать стандартам в силу объективных причин, сопротивление естественному ходу вещей.
Но фильм особенно актуален еще и для тех, кто зациклен только на какой-то одной части своей жизни. Это необязательно должны быть возраст и внешность, ведь для кого-то и карьера/материнство/отношения/другое является самым главным и единственным, что имеет смысл. Как же наивно требовать соблюдения баланса от тех, кто этого баланса избегает всеми доступными способами. В природе правило баланса соблюдается неукоснительно, человеку кажется, что это правило можно нарушать, но и на этот случай есть последствия и фильм очень ярко демонстрирует эти последствия зрителям.
© Цитирование / копирование данной статьи (либо ее части) допускается с обязательным указанием автора и источника цитирования. Фото из личного архива.