В сегодняшней реальности, когда не просто города, а целые страны, закрыв границы, уходят на карантин — испытывать гнев, страх, тревогу и беспомощность — это совершенно нормально и естественно. Как мы будем себя чувствовать, например, спустя год или два после нынешних событий, мы можем только фантазировать.
А если про сегодня, то с нами вот, что происходит: мы долгое время находимся в ситуации неопределенности, ведь нам и правда неизвестно, сколько продлится ситуация с вирусом, как долго это будет сказываться на наших доходах, нашем самочувствии, самочувствии наших родных и близких, как долго еще мы не сможем планировать поездки, да вообще планировать что-либо! Мы как — будто находимся внутри какого-то странного и жутковатого психологического эксперимента, при чем, конечно, «экспериментаторов» вычислить невозможно, а мы в роли «подопытных кроликов», что рождает у нас внутри массу тяжелых и неприятных чувств. Как они копятся? А вот как: при столкновении с чем-то непредсказуемым (а непредсказуемое рождает чувство опасности и желание защитить себя), у нас сначала наступает реакция мобилизации, это прекрасная природная защита, которая помогает нам справляться с трудностями, ставить и достигать свои цели, строить планы на будущее, но есть одна «засада», когда неопределенность и непредсказуемость длятся очень долго, мы истощаемся, у нас есть личный порог терпимости к неопределенности и когда он превышен, то нарастает растерянность, страх и прочие негативные чувства, тогда накапливается состояние хронической тревоги, а защищаться как-то надо, этот механизм тоже «встроен» природой с целью защиты нашей целостности, как, например, мы отдергиваем руку от огня.
И защищаемся мы от этого по-разному, пока есть силы, кто-то договаривается, кто-то компенсируется любимыми занятиями и хобби или тренировками, а когда кончились силы, мы — регрессируем в своих способах защиты, и тогда защищаемся по-детски, а как защищаются дети? — Правильно! Либо плачут, либо кусаются! Если вы внимательно посмотрите вокруг, вы увидите, что «кусаться» стали больше, стоит только вспомнить сцены в метро или магазине, если кто-то рядом без маски.
Я больше, чем уверена, что сейчас мы проживаем коллективную психологическую травму от нынешних событий со всеми описанными этапами (познакомьтесь с материалом, набрав в интернете «модель Кюблер-Росс»). Травма от потери контроля над собственной жизнью, благополучием, от страха болезни и смерти и много еще от чего. И не хочется сыпать готовыми рецептами, призывами к «позитивному мышлению» и к избитому поиску взгляда на «полстакана воды». А так, просто поразмышлять, вдруг вам «зайдет»!
Поскольку мы, люди в большинстве своем существа социальные, мы, желая облегчить свое состояние нуждаемся в поддержке себе подобных, ищем сочувствия, совета, просто внимания, нам важно разделить хоть с кем-нибудь свои переживания, а как сейчас с этим? Весьма скудно! Потому что многим страшно встречаться «вживую». И привычка «капсулироваться» все больше разъединяет нас, т.е. мы лишены самой важной человеческой потребности — быть рядом с себе подобными, получать поддержку и признание, то самое — «мы с тобой одной крови». Есть полезное упражнение, которое называют по разному — рефрейминг или техника «зато», я называю — «гадости на радости», например «не могу позволить себе поездку на Средиземное море, зато изъездила на машине весь Крым и залезла туда, куда бы раньше и в голову не пришло бы лазить» или «боюсь ездить к маме, которая 65+, зато купила ей смартфон, научила пользоваться и она сейчас общается по видео с иногородними подругами, с которыми не виделась много лет и очень этому радуется» и так пытаться со всеми ограничениями, которые вошли в нашу жизнь.
И что интересно, вот наступило то самое «здесь и сейчас», когда с осторожностью выстраиваешь временные границы достижения цели, приучаешь себя планировать на сегодня и не далее, казалось бы вот он уникальный шанс расслабиться и сама жизнь говорит: «вот она я такая, какая есть!», а мы расстраиваемся и трудней всего определенному типу личности, эдаким «немцам» по характеру, которые привыкли строить планы на долгосрочную перспективу, а более спонтанные остро переживают однообразие, монотонность, злятся, что мало движения и динамики, хоть и более безопасно и возникает много злости и вот мы защищаемся как можем, расстраиваемся, агрессируем или, смиряясь с обстоятельствами становимся такими роботами, если уже нет сил активно проявлять свои чувства.
Я думаю, что очень многим, почти всем потребуется психологическая реабилитация после такой массовой травмы. Конечно, хотелось бы, чтобы люди обращались к психологу или психотерапевту, но если нет доверия или по экономическим соображениям нет возможности работать со специалистом или ходить в группы поддержки, то важно знать и осваивать методы самопомощи. Например, самое простое — соблюдать режим дня, питьевой режим и давать физическую нагрузку, любую, которая доступна на данный момент. Чаще спрашивать самого себя: «Как я себя сейчас чувствую? В чем нуждаюсь? Чем могу улучшить свое состояние?». Так же важно соблюдать психологическую и информационную гигиену, или как говорит Т.В. Черниговская, учёная в области нейронауки и психолингвистики, «не кормить мозги тем, что не полезно», выделять время для себя, осваивать способы релаксации, аутотренинга, так много информации об этом, только взяться! Работать со своим умом, дисциплинировать его, не позволять ему «генерить» всякие токсичные мысли («это никогда не кончится», «все настолько плохо, что просвет никогда не наступит», «это теперь навсегда и мы все умрем»)
Важно научиться переживать кризисы, потому что к сожалению, а может к счастью мы не можем их избежать, мы взрослеем, мудреем, обретаем новые смыслы и ресурсы. И как сказано в притче «И это тоже пройдет», нам же нельзя оставаться без надежды. Берегите себя!