В гештальт-терапии мы всегда исходим из того, что у человека, если максимально обобщить, всегда есть две глобальные потребности, конфликт которых обычно и приводит людей в терапию: это потребность в индивидуации и потребность в принадлежности. Если переформулировать, то человеку одновременно хочется оставаться собой и при этом принадлежать людям. Причем, формальная принадлежность не может дать человеку полное удовлетворение. Ему нужно, чтобы его любили. Ему также нужно, чтобы и он мог любить кого-то. И чтобы эта любовь выражалась в действии, в физической близости, а не просто постулировалась.
Современное общество во многом остается нарциссическим: люди, потерпев неудачу в построении близости, начинают стремиться к различным достижениям, пребывая преимущественно в полюсе индивидуации. Но если раньше, человек непременно натыкался на некий барьер, когда потребность в принадлежности остро заявляла о себе, и человек падал со своих высот в приступе острой боли, то теперь у людей есть антидепрессанты, которые помогают преодолеть этот барьер и лететь себе дальше в выси, не ощущая своего одиночества и потребности в Другом.
Антидепрессанты — это определенно огромное достижение человечества, которое спасает многие жизни, но, когда оно становится инструментом по избавлению от потребности в Другом, мне становится грустно.
Цивилизованное общество с его огромным количеством различных социальных ролей и идентичностей, за которыми уже сложно разглядеть человека, разросшейся моралью, отсутствием укорененности в теле, самоподавлением и сдерживанием многих своих проявлений, опирающееся во многом на интроекты и на всеобщие ожидания друг от друга, само по себе чрезвычайно депрессивно. В нем очень мало реальных связей между людьми. Любопытно, что оно достаточно устойчиво при этом. Что позволяет ему оставаться устойчивым? Возможно, тоже антидепрессанты? Или все же близкие отношения, для которых пока остается место?
Сегодня мы определенно имеем дело с новым видом человека, который вырвался за барьер принадлежности и летит все выше и выше, отдаляясь при этом от Другого. Мне очень интересно, что будет происходить дальше. Будут ли на пути в неизведанные дали еще какие-то барьеры? Или человек переосмыслит свой опыт и пойдет Другому навстречу? Что этому поспособствует? Жизнь, которая спустит человека на Землю? Или какое-то внезапное озарение?
Задаю эти вопросы себе в преддверии 2020 года. Всех с наступающим!