Тема зависимости и созависимости осталась бы не раскрытой полностью без статьи про контрзависимость.
Как можно понять из названия, контрзависимость — это нечто противоположное зависимости. Когда говорят о контрзависимости, обычно подразумевается избегание зависимости от других людей. Контрик (так иногда ласково называют людей, склонных к контрзависимости) — это человек, желающий быть сильным, самодостаточным, независимым, и привыкший опираться и рассчитывать только на себя. Такой человек избегает близости, нежности, любви, слабости, привязанности. Такой человек может выглядеть отстраненным, холодным, подмороженным, хронически напряженным, так как привык подавлять свои теплые чувства.
Контрзависимость вырастает из опыта раненной зависимости. Если ранняя привязанность и зависимость от значимых и любимых людей оборачивалась для человека чрезмерной болью, он становится склонным к постоянному избеганию зависимости. Контрзависимость фиксируется как в характере человека, так и в его теле в виде различных мышечных зажимов. Контрзависимость — это результат творческого приспособления к среде, где близость приносит больше плохого, чем хорошего.
Люди, которые в отношениях с людьми склонны к контрзависимости, в других жизненных сферах часто проявляют различные формы зависимости, о которых я уже писал в статье «Зависимость и созависимость» (beingwith.ru/dependency-and-codependency/)
Каждый из нас в той или иной степени обладает как зависимыми/созависимыми, так и контрзависимыми паттернами построения отношений. Ни то, ни другое не является деструктивным само по себе, если человек способен выбирать и гибко меняться в соответствии с ситуацией. Более того, и то, и другое в какие-то моменты жизни является наиболее оптимальным и здоровым способом выстраивать отношения.
В конечном счете важно, чтобы ни то, ни другое не оборачивалось заменой или суррогатом близости с Другим. Ведь, как для опыта зависимости, так и для опыта контрзависимости характерно преобладание таких форм отношений, где Другой — это не больше, чем объект, призрак прошлого, желанный или, наоборот, избегаемый. И то, и другое может помешать настоящей близости с реальным Другим. Но, как это ни парадоксально, и то, и другое необходимо для того, чтобы такая близость стала возможной. Важно уметь по-зависимому доверять и растворяться в отношениях, и по-контрзависимому быть самодостаточным и уметь ставить границы, чтобы иметь возможность видеть Другого и быть с ним.