Каждому из нас свойственно иметь некоторый проект себя, который мы стремимся претворить в жизнь. Обычно этот проект формируется с самого раннего детства и возникает из нашего опыта взаимодействия с миром, в первую очередь — со значимыми для нас людьми. Наши близкие хотят нам лучшей жизни, и потому напрямую или косвенно вкладывают в нас свои образы лучшего будущего для нас, и из этих частей потом мы создаем идеальный образ, который должен соответствовать всем критериям.
Обычно до какого-то момента все идет хорошо, и нам удается вполне успешно подгонять себя под этот образ, мы становимся все лучшей и лучшей версией себя. Но однажды мы начинаем буксовать и в какой-то момент совсем останавливаемся. Мы теряем способность дальше меняться. У нас не остается на это никаких ресурсов. Почему так происходит?
Обычно это происходит потому, что контекст отношений, в котором наш образ себя был создан, истощается, а новый не создается, так как все силы уходят на изменение себя. Мы взрослеем и сепарируемся от родителей, мы больше не общаемся с друзьями, с которыми общались раньше. Все это способствует тому, что образ мутнеет, тускнеет, блекнет. В этой ситуации логичным кажется создание нового образа и нового контекста отношений, который бы этот образ помогал воплощать. Но обычно это в конце концов приводит все к тому же — к пустоте и непониманию, что дальше делать со своей жизнью. И с каждым новым заходом круг от эйфории до апатии пробегается все быстрее.
В какой-то момент становится понятно, что это больше не работает, и это, как ни странно, самый позитивный момент. Потому что ярый сторонник изменений себя в этот момент может понять: чтобы себя изменить, нужно сначала собой стать. В данном случае «стать собой» — это не что-то романтичное и высокопарное, это вполне простые вещи — что нам нравится, а что вызывает отвращение, что мы любим делать, а что нет, наши реакции на разные вещи в окружающем мире, наши неудовлетворенные потребности. Все это и есть мы.
В гештальт-терапии мы часто опираемся на парадоксальную теорию изменений, сформулированную Арнольдом Бейссером. Ее суть заключается в том, что изменения начинаются с того, что человек становится тем, кем он на самом деле является, и отказывается от попыток изменить себя. Изменения становятся возможными, потому что бытие собой — неидеальным, слабым, инфантильным, глупым, жалующимся, трусливым, застенчивым и т.д. возвращает нам силы, заключенные в тех частях, которые мы усердно от себя отторгали. Бытие собой дает крепкую опору, позволяет максимально вовлекаться в жизнь и использовать все имеющиеся ресурсы для собственного роста и развития.
Отсюда следует, что у каждого из нас уже есть все, что нужно, для положительных изменений, а чтобы эти изменения произошли, нужно, главным образом, заняться интеграцией разрозненных и отвергнутых частей себя в единое целое.