За 7 лет у меня было 5 терапевтов. За это время я защитила диссертацию, развелась, получила новую профессию, попробовала себя в разных сферах деятельности, полностью сменила окружение и переехала. Я затрудняюсь сказать, чья именно это заслуга. Кто-то из них заложил базу, кто-то помог пройти кризис, кто-то — узнать новое о себе и принять решение. Смогла бы я прийти к тому, что имею, без терапии? Однозначно нет. Кому писать благодарность за изменения? Всем пятерым.
Терапия, глубокая, направленная на изменение мировоззрения — процесс длительный. Восприятие себя, других, жизни формируется в детстве, поддерживается и усугубляется годами.
На первой сессии у первого своего терапевта я спросила хватит ли пары месяцев на решение моей проблемы. А проблема была в отсутствии собственной ценности, кривой ответственности и травматичном детстве. У меня спросили сколько лет я с этим живу и пояснили, что на то, чтоб произошёл хотя бы сдвиг, нужно минимум полгода.
Люди годами ходят на терапию не из-за желания психолога иметь стабильный доход с конкретного клиента. Представьте, что с самого детства вы живете с определённой картинкой мира, с определённым отношением к себе. Из чего состоит эта картинка? Я хороший/недостаточно хороший, (не) достоин любви и внимания, выражать себя (не) опасно, я (не) имею права жить и проявляться, меня принимают/отвергают, (не) нужно заслуживать любовь. Жизнь тяжела/прекрасна, нужно быть скромным/наглым, за ошибки (не) накажут, мир враждебен/доброжелателен, успех доступен всем/избранным. Люди потенциальные друзья/враги, мужики козлы, бабы дуры. Плюс опыт предков, который передаётся из поколения в поколение. Травмы, стратегии выживания, стереотипы и заблуждения. Где-то эти представления подтверждаются, где-то дополняются. Но в целом остаются стабильными, если не было каких-то значительных жизненных перемен инициированных извне.
Сколько времени нужно на то, чтобы всё это перелопатить? Зависит от бэкграунда и готовности клиента работать и честно исследовать себя. Как взвесить и измерить результат? Есть, конечно, опросники, которые могут оценить уровень тревоги, например. Но это скорее информация для терапевта. А у клиента, зачастую, возникает впечатление, что он был таким всегда.
Как оценить результат одной сессии? Иногда клиент уходит с инсайтом. А иногда я, как терапевт, могу его злить и разочаровывать в следствии переноса. Либо оставить наедине со своими чувствами до следующей сессии. Намеренно, если вижу, что он готов справиться и при условии, что я рядом. Что он напишет в отзыве? Было нормально, а ушёл со злостью или печалью?
Длительная терапия — это путь. Тут сложно поставить конкретную цель. Результат отложенный и представления о желаемом со временем могут кардинально меняться. Сначала мы исследуем то, что есть. Что болит, где болит, в каких ситуациях, а где всё хорошо, на что можно опереться пока разбираемся с ранами. Потом погружаемся на глубину, в травмы, в непрожитую боль. Изучаем картину мира, убираем лишнее, отжившее, чужое. Выстраиваем своё, не навязанное, представление о себе и мире. Освобождаемся от иллюзий, изучаем себя и жизнь заново. Находим ресурсы, новые смыслы, ценности, возможности для выбора. И учимся взаимодействовать с миром по-новому.
В процессе возможны откаты, сопротивление, ощущение, что ничего не меняется или стало хуже. Это естественно, ведь приходится встречаться с тем, что годами вытеснялось из памяти и вытеснялось не просто так. Возникает сопротивление окружения новому поведению и есть риск возвращения к старым моделям. Нужно мужество, чтобы идти дальше, и время, чтобы утвердиться в своей позиции. Проявляются новые, свои, желания и потребности, ощущение «мне можно», «я могу». Постепенно формируется целостность, устойчивость, аутентичность. Происходит тестирование реальности и своих возможностей в ней.
Бывает так, что клиент пришёл ради сохранения брака, а в процессе терапии развёлся, начал писать картины и уехал жить к морю. Получается работа провалена?
Конечно есть краткосрочные методы, которые работают точечно. Если нужно, например, сделать выбор, освободиться от страха или симптома, может хватить нескольких сессий. Иногда даже одной. Эти методы эффективны, но у них конкретные задачи и границы применения. И даже здесь в процессе терапии меняется в первую очередь состояние. А для того, чтобы изменения развернулись в реальности, нужно время. И, скорее всего, клиент не вспомнит о том, что делалось на сессии и что получилось.
И последний момент — этический. В разных школах разное отношение — где-то допускается анонимная публикация отзыва с разрешения клиента, где-то не приветствуется вообще. Я спрашиваю в конце сессии — что запомнилось, что было важным, что было сложным. Здесь нужно, чтобы клиент сам подвёл итоги и закрепил их. А для меня — понять на что обратить внимание. Но если я попрошу разрешение это опубликовать, могу поставить клиента в неловкое положение и утратить искренность в нашем контакте. Тогда я получу не честный ответ, а условно положительный. Ведь так положено, терапевт «хороший», старался. Клиент может почувствовать себя обязанным и выдавать не тот материал, который есть, а то, что я могу от него ожидать. А терапевта не надо радовать, с ним лучше быть честным