Статья «Влечение и их судьбы», для меня представляет собой связующее звено между двумя такими работами Зигмунда Фрейда «Бессознательное» и «Вытеснение». Именно совместное и последовательное прочтение этих работ помогает помогает, лучше понимать структуру психики и механизмы ее работы.
Хотелось бы начать с формулировки определения самого понятия влечения и идти по пути академического написания текста. Но сама работа З.Фрейда нас остерегает от этого «прогресс познания не терпит также и закостенелости определений. Как блестяще показывает пример физики, содержание «базисных понятий», установленных в определениях, тоже подвергается постоянному изменению» (З.Фрейд «Влечение и их судьбы», с.86).
Понятие «влечение» «довольно туманное базисное», мне так же хочется отметить, что оно фундаментальное и соответственно дать определение, значит определить его границы. Втиснуться в рамки, и просто ограничить не представляется возможным. Формулируя четкое определение такому понятию как «влечения», мы также ограничиваем себя, лишая возможности смотреть на сам механизм влечений широко, с разных сторон и пытаться наполнять его содержанием.
Но мы можем отметить, что влечение стоит на границе психического и телесного, а так же является «движущей силой». Оно всегда устремлено к своей идеальной цели и никогда не может быть в полной мере реализовано, достигнуто. Именно поэтому влечение является раздражителем для психического. Но оно не тождественно раздражению, так как раздражение само по себе происходит из вне, на него можно повлиять моторно, отмахнувшись. Примером раздражения, может служить громкий звук доносившийся из улицы, и тогда мы можем прикрыть уши или закрыть окно, что бы снять напряжение и избавиться от источника раздражения. Это кардинатное отличие от влечения, оно локализуется внутри тела и психики, что не дает возможности «отмахнуться» или убежать, не проявляется одномоментно, как разовый акт, оно всегда активно и постоянно, что создает постоянную необходимость искать способы снятия напряжения.
Столкнуться с примером влечений мы можем при прочтении работы «Одно детское воспоминание Леонардо да Винчи» (1910 г.), где подробно описано влечение Леонардо да Винчи к своей матери , проследить которое стало возможным благодаря анализу фантазии.
Так же ярким примером служит художественный фильм «Лучшее предложение». Главный герой кинофильма коллекционер по имени Вёрджил собирает картины, его галерею наполняют исключительно женские портреты, которые заменяют его личную жизнь. Как признается герой восхищение женщинами уживалось в нем вместе со страхом перед ними и невозможности хи понять. Таким образом, мы видим проявление скопического влечения, стремление разглядывать, а так же фетишизм как форму перверсии.
Хочу еще раз отметить, что хоть Зигмунд Фрейд не дает понятию «влечение» определение через дефис, это дает возможность с разных сторон смотреть на сам механизм и иметь представление о его работе.