<<< Все статьи психологов
Алисвяк Виктор Автор: Алисвяк Виктор
9 июня 2022 г.
1450

Как начать жизнь заново!

Как начать жизнь заново!
Одна проблема – ты не видишь свою жизнь, как конкретную картину мира, как рыба не видит воду, в которой живёт и через которую дышит

Я часто от людей слышу подобные жалобы:

  • Хочу другую жизнь, потому что в этой мне всё надоело!
  • Наступаю на одни и те же грабли?
  • Жизнь превратилась в один сплошной День сурка.
  • Куда ни глянь – везде тупик!
  • Почему для одних ситуация – это неразрешимая проблема, а для других эта же ситуация – это веселье?
  • Я вкалываю как вол, а желаемого результата так и нет?

Возможно, для тебя это разные ситуации и ты не видишь в них общего! В чём-то ты прав, каждый человек несчастлив  по-своему, его психологические проблемы имеют индивидуальные личностные корни. Однако людей с этими проблемами объединяет одно, у каждого из них и у тебя тоже, есть своя картина мира, в которой твоя проблема является естественной, логичной и, как правило, результатом многолетнего жизненного опыта. А против личного опыта не попрёшь, как раньше говорили: против лома нет приёма!

Да конечно, можно пойти к психологу и проработать проблему и на одну проблему в твоей жизни станет меньше. Но измениться ли сама жизнь? Да, она станет чуть менее мрачной, но всё же по сути такой же, как и была. Да, теперь тебя не так сильно раздражает начальник самодур, но ты всё тот же – офисный планктон!

Что делать спрашиваешь? – Менять личную картину мира! Когда тебе не хочется смотреть ужастик или фильм катастрофу, тебе же приходит в голову переключиться на комедию!

Картина мира если говорить в упрощённом виде, обуславливается морально-этическими предпочтениями. Личностные психологические проблемы при этом могут быть у разных людей как одни и те же, так и разные. Например, даже если жизненный сценарий – детектив, то от картины мира режиссёра это может быть комедия, а может быть ужастик или трагедия.

Одна проблема – ты не видишь свою жизнь, как конкретную картину мира, как рыба не видит воду, в которой живёт и через которую дышит. И тем более не ясно где переключатель.

Я не хочу в этом посте вдаваться в сложные психологические объяснения, я их изложил в первой книге по Социомеханике.

Я покажу тебе на примере судеб героев фильма, как они живут, что в итоге своей картины мира получают, будучи связанны друг с другом одной и той же жизненной задачей.

Лично мне сначала фильм Социальная сеть не понравился. Я посмотрел его отрывочно и посчитал его американской пропагандой, заказанной Голливуду, снятому по стандартному сценарию, где изложена хронология создания Фейсбука. Однако профессиональное любопытство заставило меня посмотреть его второй раз от начала до конца. Но и во второй аз я не увидел ни чего выдающегося.

Вернёмся к проблемам, перечисленным в начале этого поста. Клиенты приходили ко мне с разными проблемами. Кто после развода думает, что ему делать и как теперь жить. У кого ребёнок с нарушением речи и соответственно полно проблем со школой – постоянный стресс, безвыходные ситуации, и почему-то часто одни и те же.

И, тут я вспомнил про этот фильм. Вот же оно! В нём все герои имели шанс стать миллиардерами, а стал только один! Но почему? Ведь все участники истории были не глупыми людьми, а некоторые даже соратниками Марка Цукерберга.

К идее, так или иначе, были причастны:

  1. Марк Цукерберг
  2. Эдуардо (друг и финансист Марка)
  3. Братья гребцы (Камерон и Тайлер)
  4. Саммерс (президент Гарварда)
  5. Шон Паркер

Идея фейсбука

На каком фоне мы рассматриваем ситуацию. Идея уже носится в воздухе. Архивы и данные уже во многих Вузах оцифрованы. Уже есть сайты знакомств. Есть клубная (тусовочная) культура на всех уровнях социального общества. Идея совместить всё это в одном ресурсе требовала найти человека не столько с огромным интеллектом, сколько с огромным желанием (мотивацией) заняться этим и воплотить в конкретном проекте.

Рассмотрим вкратце отличительные черты картин мира участников гонки за миллиардами. Их более подробные психологические характеристики есть в конце статьи. Нужно понимать, что мы рассматриваем психологические портреты не живых людей, а героев фильма.

  1. Марк Цукерберг

В фильме нет данных о его семье, но мы можем сделать вывод, что он еврей из не богатой семьи. Поэтому можно утверждать, что целевая идея картины мира – сынок: «проложи себе путь в большой мир своей головой!», «ты лучший, если кто-то засомневается в этом, то твоя тётя Сара проклянёт его:))». Надеется ни на кого нельзя. Уверенным можно быть только в самом себе. Решения принимай быстро, ни о чем не сожалей – всё ляжет в копилку твоего опыта.

Его картина мира — к успеху все разумные пути хороши. Не нравятся правила этого мира – создай свои!

Не имея возможности попасть в элитный клуб Феникс, Марк создаёт свою реальность. Возвращаться на уровень тусовки в «Карибской ночи» Марк не хотел, ни при каких обстоятельствах.

(Подробнее, о Марке ниже)

  1. Эдуардо (друг Марка и финансист ФБ)

Для Эдуарда жизнь регламентирована, как в юридическом контракте. Он не живёт. Он реализует не себя, а мнение и гордость своего отца!

Его картина мира – всё, что не вписывается, а тем более противоречит неписаным правилам его картины мира, а точнее его отца – опасно.

Все новое, как правило, не вписано в закон, так как ранее не существовало.

С такими правилами, ограничивающими жизнь, Эдуардо не в состоянии оценить идею ФБ. В результате он теряет компанию. (Подробнее, об Эдуардо ниже)

  1. Братья гребцы (Камерон и Тайлер)

У них размеренная жизнь, идёт по накатанной. Тренировка, лекции, тренировка…. Картина мира сложена из ценностей социально психологического мира их родителей. Они уже в Клубе Феникс, эта социальная мечта многих – ими уже реализована.

Их картина мира – быть первыми в своём социально психологическом мире и оправдать доверие родителей, так как они своей жизнью доказали свою правоту. Жить по правилам (чужим) – кредо их картины мира. По этому они выбрали командный вид спорта где нет личной борьбы. Они и рождены группой – близнецы. С Марком не они лично вступают в борьбу, а просят бороться систему. Отсюда же они не могут создавать новое, это не является их потребностью а, следовательно, они не имеют такого огромного заряда энергии как у Марка для реализации проектов. Их учат в Гарварде создавать новое, но не прорывное, а утилитарное новое. Для прорывного продукта нужно вдохновение, этому не научишь.

  1. Саммерс (президент Гарварда)

Саммерс упивается своей значимостью, ведь у него учатся дети самых-самых… Он не видит масштаба проекта ФБ, так как это уже новая цифровая реальность, а соответственно другая картина мира.

Его картина мира — гениальные слова: «Студенты Гарварда знают, что намного лучше создавать работу, чем искать работу».

Он мог не помогать братьям, но сам вписаться в ФБ своими деньгами или связями .

  1. Шон Паркер

Картина мира Шона – жизнь праздник и удовольствие. Второе его и погубило. Несмотря на то, что Шон был Марку ближе всех по духу, он не хотел быть избранным как Марк. Проект для него был развлечением, который удачно и вовремя вписался в его картину мира, после банкротств. Для него ФБ это, как и для Эдуардо, только инструмент. Только для Шона, это был инструмент получать от жизни удовольствие. Если не этот инструмент, так другой, поэтому он не заботился о безопасности.

В результате, только близость по духу к Марку, позволила ему сохранить долю в ФБ.

Какие можно сделать выводы?

Эдуардо:

Почему для одних веселье, а для других эта же ситуация – неразрешимая проблема?

Я вкалываю как вол, а желаемого результата так и нет?

Братья:

Что ни так? Почему не по-нашему?

Шон:

Наступаю на одни и те же грабли?

Каждому из них его жизнь нравится. И каждый считает её правильной и защищает. Ты сейчас делаешь то же самое! И ты уже в этом профессионал:)

Подробный разбор некоторых психологических характеристик персонажей.

Марк Цукерберг

Мышление.

Самый 1й диалог с девушкой в клубе раскрывает его образ и динамику мышления. Показана способность удерживать во внимании несколько нитей разговора одновременно. Он любит точность, в сознании преобладает только дуальность выбора: либо да – либо нет. Третьего ни когда не дано. Возможно, в результате этого и идея либо его захватывает или это не его идея. Однозначность в суждениях и рассуждениях, облегчает ему распределять внимание на разные нити разговора. Конкретность мышления неизбежно приводит к увеличению значимости сказанных слов, но тех, которые продвигают идею.

Его интересует возможность выделиться. В его картине мира актуализирована потребность выделиться, я бы сказал маниакальная потребность. Причём быть не таким как все – не результат. Быть лучшим, тоже не результат. Он хочет быть избранным. Но пока у него нет такой идеи, через которую это можно было бы реализовать. Поэтому пока, он мог бы удовлетвориться лучшим клубом – Гарвардский клуб Феникс.

Желание быть избранным всё остальное в его жизни воспринимает как инструмент достижения и впоследствии даже дружбу. Быть избранным – его наркотик. Марк, искренний человек, но из-за особенностей его мышления, это не оценили Эрика. Такое впечатление, что Марк не человек, а программа. У него нет личных границ, поэтому он с лёгкостью публично выражает свои эмоции. Если они вчера были плохими и вызвали плохие слова, то и бог с ним, ведь сегодня они хорошие. У Марка нет жёсткой привязки чувств к эмоциям, эмоции для него расходный материал, программный код, который можно переписать.

В его мире — ему нужно всего добиваться самому. Его представления о достижениях в жизни – получить атрибуты элитарности существующего общества. Он знает, что деньги не позволяют купить элитарность, поэтому не продаёт свою программу Майкрософту и закачивает в сеть бесплатно, зато это его продукт и он становится инструментом продвижения своего бренда.

Раз деньги не инструмент достижения элитарности, то нужна Супер идея – которая позволит сломать или обойти это ограничение его картины мира.

Марк реализует себя, точнее реализует идею выбиться в люди.

Гребцы его заинтересовали, так как бывшая девушка поставила их в пример. Предложение братьев было принято, так как Марк был на испытательном сроке, и было невозможно себя реализовывать, а знакомство с нужными людьми в клубе, это входило в его текущие цели, картину мира. Идея братьев, создать сайт для клуба трансформировалась в голове Марка в идею — клуб онлайн. Раз нельзя попасть в клуб – надо создать свой.

С этого момента идея стать избранным за счёт супер идеи, захватывает его всё сильнее с каждым днём. Дружба с другом, который поступает в клуб Феникс, то есть получает элитарность стандартным путём, остаётся такой же крепкой. Марк немного испытывает зависть, и дружба понемногу переходит в использование Эдуардо.

Вопрос соседа по комнате из общаги о занятости знакомой девушки показывает, что идея Фейсбука его поглотила целиком – он бежит по снегу почто босиком. Запуск сайта для него очень важное событие, он даже молится при запуске. Для Эдуардо, это только возможность получить похвалу отца, поэтому он не молится, а предлагает отметить – выпить.

Запустив сайт, Марк становится уникальным, но пока не избранным.

Сцена после Била Гейтса, Эдуардо берёт пиво из холодильника на двоих, но Марк уже психологически один – сам берёт пиво из холодильника. Точнее Марк уже живёт вдвоём: он сам и его Фейсбук. Марк живёт качественной составляющей идеи ФБука, ему интересна его жизнь. Он постепенно становится Творцом, а не ремесленником-программистом.

На встрече с Шоном, Марк получает подтверждение своим чувствам, через мысли которые озвучивает Шон. Марк пока ещё не стратег, ему интуиция, основанная на желании быть избранным и расширять, развивать проект, подсказывает те же мысли, что и Шону. Марк поражён масштабностью мышления Шона.

Марк к любым идеям-советам относится утилитарно, его не волнует, кто их произносит. Критерий один – реализация идеи.

Его не беспокоят разбитые бутылки пива – ведь они не вредят развитию ФБ.

Шон в Калифорнии частично продал Марку его мечту  — быть избранным, рассказав, что большие инвесторы убирают молодёжь  с «беговой дорожки», но с Марком этого не будет! И, после этого купил Марка двумя континентами. Это для Марка было ценнее любой рекламы.

Ведь Марк не нуждался в деньгах – у него был финансовый директор. Марк не задумывался, как Эдуардо отчитывается перед своим отцом за вложенные деньги. Этим Марк плевал на картину мира Эдуардо. Впрочем, в это время Марк плевал уже на всё, что не помогало ФБ.

Все веселятся инвестиции в 500 млн.$, для Марка это просто рабочий процесс.

Шон для своего удовольствия просит Марка послать в задницу своих прошлых инвесторов. Марку хочется почувствовать себя избранным и конечно сразу соглашается. Пусть я пока не избранный, но я могу уже поступать как избранный.

Марк развивает ФБ за счёт доли Эдуардо, который не в состоянии связать потерю своей доли  с его действиями, не совместимыми как с финдиректором, он обвиняет Марка в зависти за Феникс и проч. Однако, Марка не задевает рабочая ситуация, и ему жалко Эдуардо как друга.

1 000 000 пользователей, но Марку не с кем праздновать, его друг ушёл.

Проблема Шона с наркотой добила Марка. Но, Шон был единственным, кто по настоящему понимал Марка и был близок Марку по духу, поэтому он не лишил его доли в компании.

Эдуардо (друг Марка и финансист ФБ)

Он отягощён моральными нормами в сравнении с Марком. Вследствие этого, дружба для него не инструмент, а психологическое состояние. Он зависит от мнения своего отца и живёт для этого мнения. Он реализует не себя, а мнение и гордость своего отца!

Династия юристов, поэтому имеет страх перед противоправными действиями любого размера.

Упала сеть Гарварда – его пугают последствия, он в негативе, он не умеет радоваться необычной победе.

Его пригласили в элитный клуб Феникс. Это была мечта его и Марка. И Марк конечно на этом этапе позавидовал.

Запуск сайта ФБ с указанием его имени, это не его жизнь. Это для отца, поэтому он предлагает отметить, но скорее не сайт, а то, что он наконец-то угодил отцу.

Далее, Эдуардо, живёт в своём мире, когда ФБ только инструмент коммерции. Для него ФБ не интересен как идея, так как она не прорастала в нём как в Марке. ФБ для него всегда был инструментом, сначала привлечения женщин, потом продажи рекламы. Такова была жизнь его отца, а теперь его.

Письмо от братьев приводит его в бешенство, ведь воровство патента даст тень на него а, следовательно, и на его отца.

В общении с рекламодателями, он сыпит цифрами, как и положено экономисту. Марку это скучно, ток как эти цифры устаревают с каждым днём.

В образе Шона про 14 форелей и одном марлине, Эдуардо хоть и шутит, что поймать марлина лучше, особенно  если ты форель, но это лишь показатель его не способности или нежелания выйти за рамки ситуации. Это лишает его стратегического мышления. Он чувствует себя форелью.

В проблеме с курицей, он опять говорит об объяснении с отцом.

Эдуардо, бесит, что его картина мира не вписывается в проект, не соответствует масштабу. Эдуардо не может выйти из роли попрошайки рекламы и поменять её на роль инвестора. Картина мира его отца держит Эдуардо в ежовых рукавицах. В место холодного расчёта, он ввязывается в моральные дискуссии, Марк это терпит.

Марк не задумывался, как Эдуардо отчитывается перед своим отцом за вложенные деньги. Этим Марк плевал на картину мира Эдуардо, впрочем, в это время Марк плевал уже на всё, что не помогало ФБ.

Мокрый Эдуардо и Шон. Шону нечего терять, он свободен и в состоянии говорить правду с издёвкой. Марк понимает, что это правда, поэтому не защищает Эдуардо. Марк понимает, что Эдуардо начинает мешаться под ногами, но прощает его как друга и терпит как финансового директора, лишённого стратегического мышления и связей. Марк втайне от Шона, открыто говорит Эдуардо, что нуждается в нём.

Чтобы привлечь внимание к себе, Эдуардо замораживает счёт, не понимая, что этим, он предаёт и общее дело и своего друга. В восприятии Эдуардо ФБ это лишь рекламная площадка, которая пока плохо продаётся. Для Марка – это уже смысл жизни. Но в картине мира Эдуардо это не возможно – там только ценности родителей. Он так и не обрёл себя.

Как друг Эдуардо мог делать всё что угодно, но как финансовый директор не имел право так поступать. Этим он сам вычеркнул себя из списка партнёров компании. На этапе становления для ФБ бесперебойная работа серверов была необходимой.

Потерю доли, Эдуардо не в состоянии связать с его действиями как с финдиректором, он обвиняет Марка в зависти за Феникс и проч. Однако, Марка не задевает рабочая ситуация, и ему жалко Эдуардо как друга.

После потери доли в ФБ, Эдуардо приравнял разочарование своего отца к разрыву дружеских отношений. Картина мира отца в сознании Эдуарда, по которой он жил была разрушена и привела к разрыву связей появившихся в течение жизни.

Братья гребцы (Камерон и Тайлер)

У них размеренная жизнь, идёт по накатанной. Тренировка, лекции, тренировка…. Их жизнь основана на успехе и богатстве их родителей. Родители обеспечили братьям статус и заложили ценности, похожие как у Эдуардо.  Они уже в элитарном Клубе, мечта стандартная – быть первыми «среди лучших»(возможно во всём), поэтому они лучшие гребцы в Гарварде. Свою элитарность они подчёркивают, как могут и пользуются ей, приглашая Марка только в прихожую клуба, они этим унижают Марка и получают от этого удовольствие. У них есть идея, как подтвердить свою элитарность одним способом  – создать сайт для элиты. В некотором смысле встать во главе элитарности – стать владельцами элитарного ресурса.

Сама идея создания онлайн базы данных студентов Гарварда не нова, но элитарность — это их фетиш. Они упиваются своей элитностью – это их наркотик. Они этим зародили у Марка идею создать свой онлайн клуб. Он сразу соглашается работать с братьями, чувствуя, что сможет отомстить им за это унижение, а за одно и Эрике (бывшей подружке).

Братья реализуют не себя, а стиль жизни своих родителей и таких же, как они.

Оба брата выбрали командный вид спорта. Они командные игроки, вписанные в правила. Темп гребли им задают извне. Если бы они были не просто спортсмены, умеющие бороться за первое место, а борцы, то они могли бы стать боксёрами как братья Кличко. Ну, или хотя бы один из них. Но, картина мира (во всяком случае, ведущего брата) заставляет братьев подчиняться внешним условностям.

В результате, столкнувшись с выходом сайта Фейсбук, они не могут играть в обход правил как Марк, они обязаны держать Лицо Гарварда, это в их картине мира приводит к бездействию.

После реализации задумок своего сайта, они могли бы прийти к идее ФБ и Марк это почувствовал. Однако их не волновали все остальные, так как это быдло, а джентльменство наверняка долго не подпускало бы их к мысли о статусе анкеты – «в поиске».

Марк говорит правильную фразу: «… они судятся не из-за кражи интеллектуальной собственности, а из-за того, что в первый раз в их жизни пошло что-то не так как они задумывали» Но, они ещё и теряли свою приобретённую дополнительную элитарность, как владельцев сайта Гарвард коннекшен.

Поход к президенту Гарварда Саммерсу, где сохранение старинного уклада почти самоцель, роняет их статус.

Сцена соревнований по гребле, где братья проигрывают 1 секунду голландцам, это метафора их проигрыша во времени Марку. Казалось бы, всего секунда – а ты уже никто!

Они могли бы вскочить в уплывающую лодку, и попросить Марка взять у них деньги на раскрутку ФБ, но элитарность заставила их вести борьбу. Итог – они за бортом.

Саммерс

Саммерс упивается своей значимостью, ведь у него учатся дети самых-самых… Его больше ни чего не интересует, у него есть всё, а чего нет, он достанет через связи.

Проблема студентов не его проблема, их упущенная прибыль не его деньги, он напрасно тратит с ними время, у него много забот. Его задача создать обстановку для создания новых идей, а чьи они будут не столь важно.

Он достаточно стар и не дальновиден, чтобы видеть перспективность ФБ. Он не видит масштаба проекта ФБ, так как это уже новая цифровая реальность, а соответственно другая картина мира.

Его картина мира – это гениальные слова: «Студенты Гарварда знают, что намного лучше создавать работу, чем искать работу».  Он занимается управлением старого офлайнового мира и его раздражает, когда его пытаются втянуть в мелкую операционную деятельность, пусть даже и нового мира.

А ведь он мог вписаться в проект ФБ деньгами и стать миллиардером.

Шон Паркер

Шон похож на Марка, способностью заражаться идеей, а также мыслить масштабно и стратегически, не залипая на мелких решениях. Марк увидел в Шоне родную душу, так как Шон тоже не так интересовался деньгами как собственными амбициями. Шон любит себя и для него главное получить удовольствие и прямо сейчас, а деньги конечно важно, но во вторую очередь. Шон, стратег, тем более что у него за плечами уже есть неудачный опыт ведения проекта в интернете. Марк пока ещё не стратег, ему те же мысли, что и Шону подсказывает интуиция, основанная на желании расширять и развивать проект и быть избранным. Шон был старше Марка и чисто физически опережал Марка в интеллектуальном и интуитивном развитии, поэтому и подсказал убрать из названия The. Позднее Марк обязательно до этого додумался бы сам, но дорога ложка к обеду.

Шон для своего удовольствия просит Марка послать в задницу своих прошлых инвесторов. Марку хочется почувствовать себя избранным и конечно сразу соглашается. Пусть я пока не избранный, но я могу уже поступать как избранный.

Алисвяк Виктор Автор: Алисвяк ВикторПсихолог - г. Санкт-Петербург Подписаться на автора


Добавить комментарий:
   



Вы должны войти или зарегистрироваться, чтобы комментировать статьи.
Другие статьи автора