<<< Все статьи психологов
Чистякова Элина Автор: Чистякова Элина
23 февраля 2023 г.
8090

Психогенная рвота

рвота
Психогенная рвота
Тогда запускается запрограммированный самой природой гормональный каскад реакций

Однажды актриса Кристина Асмус поделилась в своих соц.сетях произошедшим с ней казусом на сцене во время спектакля по мотивам произведения Н.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Речь сейчас не о том, что для повышения трафика публичные люди всё чаще открывают завесу интимных переживаний, вплоть до выдуманных ради пиара недугов, суть которых они не очень-то понимают (так широко распространились среди звёзд панические атаки).

«Непонятный» приступ рвоты на сцене, который удалось скрыть от зрителей, но не от коллег, вероятно, не имел органических причин, из чего можно предположить такой вот диагноз-исключение. С поправкой на то, что заявление в сторис — это, конечно, не факт, поэтому цель тут скорее порассуждать, как оно в действительности бывает и без какого-либо личного отношения к актрисе.

Итак, предлагаю разобрать на этом живом примере механизм развития невротической реакции, когда человек здоров, но физиологические проявления тела кажутся неадекватными и пугают.

СТРЕСС — это НОРМАЛЬНАЯ РЕАКЦИЯ организма НА НЕНОРМАЛЬНУЮ СИТУАЦИЮ, как например на то, что переживает актриса, играя эту свою роль на все 100.

Рвота — это один из вариантов реакции на стресс, когда пищеварение больше не актуально для животного, а приоритетом становится выживание.

Тогда запускается запрограммированный самой природой гормональный каскад реакций.

Он переключает вегетативную нервную систему с парасимпатической (отвечающей за процессы восстановления и работу ЖКТ) на симпатическую, мобилизующую скелетную мускулатуру для осуществления реакций типа «бей или беги».

Рационально, логически мы понимаем, что речь идёт о спектакле, игре, работе. В реальной жизни у актрисы всё обстоит совсем иначе.

Но на то она и профессиональная актриса, чтобы вживаться в роль. Чтобы зритель рыдал в зале в голос (а на этом спектакле такое происходит), актёр должен быть настоящим, быть в некотором смысле в трансе, жить чувствами героя.

Человек (#актрисатожечеловек) на сцене имеет задачу сделать так, чтобы зритель сопереживал ему и о чём-то задумался. А зритель нынче искушён и придирчив. Значит, выглядеть должно максимально натурально.

Так вот вся суть в переживании «как если бы это было со мной».

А для этого необходимо УБЕДИТЬ себя, пусть и в моменте, что вот сейчас вся эта нечеловеческая дичь, ужас, катастрофа происходит со мной. Каким должен быть мой взгляд, какой стать мимика, каким звучать голос, как должно двигаться моё тело, как должны выглядеть конвульсии мышц?

Мы можем за мгновение покрыться мурашками, пустить слезу и вполне натурально ощутить внутреннюю боль, когда смотрим новости или читаем талантливую литературу. То есть когда мы — зрители. И многое зависит от степени впечатлительности, а так же склонности воображения к ассоциациям по аналогии.

В здоровом мозге постоянно работают структуры, ответственные за эмпатию и моделирование того, что чувствует сородич, это обеспечивает выживание в стае и доказано множеством экспериментов.

Актриса сознательно заставляет себя представить и даже как бы поверить в то, что её реальность здесь и сейчас — это реальность героя, какая она есть. При этом существует контраст между хладнокровностью изображаемых на сцене действий и чувственной актёрской натурой. То, что человек может сыграть, в реальной жизни он может и не выдержать.

А для «древних» отделов мозга, работающих без связи с сознанием, автономно, не глаза напрямую дают информацию о том, что здесь и сейчас происходит, а наша интерпретация (!!!) происходящего. Например, как ужасного, угрожающего, недопустимого.

«Переварить» и «принять в себя» за несколько часов всё то, что проживает героиня спектакля, с точки зрения психосоматики представляется, и правда, сложной задачей для любого человека. Поэтому в данном случае могло сработать и такое восприятие актрисы, выраженное через тело метафорически.

Живая игра актёра из интеллектуального труда переходит уже в реальность для физической его составляющей. Ведь человек, по мнению современной науки, существо био-психо-социо-духовное. И это наше БИО невозможно отрицать, от него не освободиться, мы им и живём. Актёр им работает. Так что когда в следующий раз поймаете себя на чувстве зависти к чьей-то работе, вспомните о том, что у всего есть обратная сторона, а у «плюшек» цена вопроса, которую не факт, что вы бы согласились заплатить.

И да, разумеется, мы не можем утверждать, что если актёра не рвёт на сцене, значит, недостаточно вжился в роль. Всё теперь, должен работать на разрыв аорты, иначе не считается. Безусловно, важно учитывать несколько факторов, имеющих значение:

✅ У невротической реакции имеется предшественник-почва в виде неврастении, то есть хронического истощения ресурсов организма и нервной системы в частности. Симптомы которой, кстати, очевидны в периодических жалобах актрисы в свете ритма и образ жизни в связи с профессией.

У всего есть предел, в какой-то момент организм может таким вот образом просигнализировать: «я уже не вывожу такую хроническую нагрузку».

✅ Личностные особенности человека играют огромную роль. В актёры в принципе идут люди с определённым психо-эмоциональным складом, часто сверх-чувствительные. Среди них не все трудоголики и перфекционисты, к которым однозначно относится Кристина по своему характеру. Если человек способен на многое, это не значит, что он железный. Он всё равно в первую очередь живой.

✅ При стрессе каждый организм реагирует индивидуально в связи с особенностями строения своих нервных узлов, обеспечивающих иннервацию разных внутренних органов.

Сохранить в соц. сети

Обсуждение на сайте
   


Вы должны войти или зарегистрироваться, чтобы комментировать статьи
Обсуждение в соц. сетях
Мнение пользователей социальных сетей Вконтакте и Дзен
Другие статьи автора