А как же проходит на самом деле терапевтический процесс?
Я как-то уже говорил о том, как психоаналитик нейтрален в процессе терапии. О том, что нейтральность аналитика не то же самое, что безразличие аналитика. Что аналитик не бездушная скала с ледяным сердцем.
На самом же деле задача психоаналитика вместе с пациентом исследовать его психику, связывать настоящее и прошлое, помогать выстраивать что-то в будущем. И все это занимает определенное время. Да, совершенно, верно, необходимо время. Невозможно что-то изменить в нас моментально. К сожалению, наша психика достаточно ригидная штука. И чем мы старше, тем выше уровень ригидности. Хочу привести аналогию: «Девять женщин не родят ребенка за месяц»
Все происходит с той скоростью, которая необходима пациенту. Почему? Потому что если двигаться слишком быстро, то тогда терапия закончится новой травмой. А если человек и так настрадался в своей жизни, то зачем ему еще одна травма? Наверное, она явно ни к чему. Это как сближение с товарным составом. Если он стоит, то можно подойти потрогать его, рассмотреть. И все будет вполне безопасно. А если он на полном ходу, и вы бежите ему навстречу? Чем закончится данная встреча? Могу предположить, что ничем хорошим. В самом лучшем случае – серьезными травмами. В худшем – смертью.
И в плане скорости достижения результата аналитик всегда ориентируется на пациента. Не аналитик задает темп и скорость, а пациент. Психоаналитик может сколько угодно хотеть, чтобы изменения происходили быстрей, но по факту скорость определяет все же пациент.
Бывает такое, что пациент движется слишком быстро. Да, такое бывает. И тогда аналитик просто обязан обратить на это внимание. Что будет, если он этого не сделает? Тогда пациент воплотит в жизнь свое бессознательное желание повторить травму чересчур высокой скоростью терапии.
Например, мы же не будем на велосипеде спускаться с горы по прямой и не тормозя. Мы, конечно, будем искать ту оптимальную скорость для нас которая позволит и сделать спуск безопасным и быстрым. Глупо сломя голову лететь вниз и не думать о том, что может быть. Все это может закончиться плачевно.
Психоаналитик как бы помогает выдержать те переживания и чувства, которые возникают по поводу того, что пациент открывает в себе и своей жизни. Поддерживает его в процессе отделения пациента от его пагубных паттернов. А это процесс не из приятных. Иногда очень сложно отказаться оттого, что было с тобой много лет. Даже если уже что-то плохое. Гораздо проще, когда твои способы справляться с проблемами в жизни уже привычны. Пусть мало эффективны, ну или совсем неэффективны, но привычны.
Также находясь в роле пациента, тяжело бывает переместить свое внимание с внешнего (с происходящего вовне) на то, что происходит внутри себя. Это действительно очень трудная и затратная работа. Аналитик и этот процесс поддерживает. Помогает сместить фокус внимания на себя и дальше в дальше вглубь. Почему это трудно? В жизни мы все чаще и чаще сталкиваемся с тем, что что-то делать, быть (в качестве просто называться) важней чем-то, что человек чувствует и переживает. Конечно, я не говорю о крайности, когда человек полностью обездвижен из-за того, что он только рефлексирует и ничего не делает. Но вот, допустим, зарабатывать любыми способами сейчас становиться важней, даже если это не приносит радости и вообще полностью далеко человеку. Это лишает его возможности прислушаться к себе и следовать тому, что ему нравится. Да пусть это не принесет ему заводы и пароходы, но позволит жить той жизнь которой он хочет и выполнять свое так называемое призвание.
Иногда очень трудно начать собирать свой пазл под названием жизнь.