Не могу вспомнить, как принялось решение о партнерских родах, но принялось и обговорилось нами с Ларой совместно. Вероятно, настроенность на это зрела во мне всегда, и возможно поэтому даже на каком-то довербальном уровне мы с женой приняли решение о партнерских родах.
Не хочется здесь повторять все то, что слышал на курсах к родам (зачем плагиатить?), а больше хочется сконцентрироваться на собственном опыте.
Пройдя весь этот путь, я понимаю, что самое трудное в нем — это домыслы. И я бы хотел на них остановиться.
- Мужчина, который идет на роды, в глазах окружающих попадает в диапазон от психа ненормального до героя и сильного человека. Проходит весь этот отрезок ежедневно. Отбрасываясь к рандомной точке. На протяжении 7 дней в неделю и примерно с 9 утра до 9 вечера. На самом деле это выбор, и он не про геройство или про психиатрический диагноз. Скорее это про настроенность конкретной пары. Если двое принимают такое решение, то почему это плохо? И ровно поэтому геройства в этом нет (тут как минимум можно принизить опыт пар, которые не видят себя в партнерских родах). Для меня важна поддержка в семье в любой ситуации (мой опыт детства показал, что если в семье ее нет, то и семьи как бы тоже нет), жена тоже настроена на поддержку и участие. И это не геройство, а вариант обычной жизни. (Продолжение в фото прикрепленных к посту)
З.ы. большое спасибо за курс к партнерским родам @ginekolog.by. в фото я еще расскажу несколько слов об этом проекте
- Там будет страшно и не понятно, что делать. Страшно не будет. Ведь страх чаще всего про неизвестность и опасность, а непонятно что делать — про неподготовленность. Сразу же скажу, что неподготовленного партнера в предродовую не пустят. А подготовка заключается в прохождении курсов и получении сертификата. И если на них правда учиться, то 99,9% страхов улетучивается. Маленькая рекламная пауза (а почему бы и да, люди хорошее дело делают): мы проходили курс подготовки от центра лира. И Лара, и я очень благодарны за знания. Конспект по курсу стал настольной книгой.
И чаще всего, когда меня спрашивали : «Страшно ли тебе идти на роды?», я отвечал примерно следующее: «Я работаю педагогом-психологом в отделе психологической помощи в кризисных ситуациях. А это значит, что частые темы, о которых я слышу на консультациях — это смерть, утрата, суицид. И эти темы звучат тяжело, в них, как правило, говорится о боли. А вот рождение ребенка — это наоборот воодушевляющая история. Это становление новой жизни и новых возможностей.»
- В партнерских родах мужчина может получить психотравму. Для начала стоит разобраться в терминах, чтобы не уйти в поп-психологию или спекулятивные теории. Так вот, говоря о травматичности того или иного феномена, следует обратиться все же к научной части психологии. И если мы говорим слово «Травма», то самое логичное здесь — это упомянуть про острое стрессовое расстройство (ОСР) и посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). Множество определений этих понятий можно очень косвенно, но все же свести к следующему: реакции на внезапные события, угрожающих жизни и здоровью как самого человека, так и окружающих.
Поиск статей, где бы хоть как-то пересекались темы травмы и партнёрских родов, ни к чему меня не привел. Отсюда можно сделать вывод, что партнерские роды вряд ли приводят к психотравме. Да, могут возникать отдельные реакции, как например, страх или потеря сознания. Но сами по себе они не равны психотравме.
Но как перестраховаться, а то вдруг ученые чего-то не заметили? Партнерские роды на то и партнерские, что в них можно и нужно все обсуждать. Например, заранее договориться, что партнер может уйти в какой-то момент, в случае, если почувствует себя дискомфортно (на схватках мог оказывать поддержку, а на потугах не очень оказался готов. Или оказался не готов резать пуповину). Обсуждение такой возможности с партнером — нормально. Не нормально, когда что-то терпится или один принимает всегда и везде решения за двоих.
Из всех признаков психотравмы я почувствовал только деперсонализацию на 20 секунд, когда наш сын родился (все казалось не реальным, но это был определенно приятный опыт, а не как при шоковой травме). И самое важное. Травма может привести к личностному росту. Хоть психотравма в родах у партнера не описана, но личностный рост может посетить: за эти 12 часов я благодарен жене и сыну за большее понимание одного, казалось бы, простого факта, что всегда забывается: жизнь дается не легко и точно не просто так.
- Отношения в паре после родов портятся.
И с этим я не согласен. Все, что в отношениях показывает уязвимость каждого , только укрепляет их, разрушая идеальные картинки и вырисовывая реальное положение дел, помогая определить ситуации, где нужна поддержка и забота, позволяет яснее видеть как свои ограничения, так и ограничения партнера. Все это про близость. Ситуация родов — это действительно уязвимость. В силу загруженности и протоколов медики приходят в предродовую в определенное время. Поддержка, увы, не основная задача медиков. А партнер в родах тот, кто может повысить качество жизни в этом процессе: эмоциональная поддержка, функция подай-принеси, помощь в расслаблении на схватках и между ними — это то, что невозможно обесценить, приняв участие в родах. Это реальная работа. Но и как в предыдущем пункте- важно говорить. Иначе взаимная уязвимость становится почвой для конфликтов, деструктивных по своей природе.
Перечитывая все эти пункты, ощущаю себя сторонником партнерских родов. Но ничего навязывать не хочу и считаю это выбором тех, кто узнал новость о скором пополнении семьи. И делюсь своим опытом в надежде, что кому-то, кто сомневается и взвешивает все за/против партнерских родов, попадется на глаза мой опыт. И это будет полезно при принятии решения. Конечно же, совместного в паре. В любом случае роды — это только начало. И самое важное, чтобы это было мягким стартом для более долгого пути, на котором будут другие спорные и сложные моменты, но не перечеркивающие все прекрасное, что есть в семье.