<<< Все статьи психологов
Байкалова Ирина Автор: Байкалова Ирина
2 ноября 2024 г.
1070

Почему сложно уйти из секты

секта
Почему сложно уйти из секты
В данной статье мне бы хотелось рассказать вам о том, на сколько опасным может быть для человеческой психики пребывание в религиозной секте и почему так сложно от туда уйти

В данной статье мне бы хотелось рассказать вам о том, на сколько опасным может быть для человеческой психики пребывание в религиозной секте и почему так сложно от туда уйти.

Религиозная секта в переводе с латыни (лат. Secta) означает особый образ мыслей, определённое учение. Один из типов религиозного объединения людей.

Секты возникают как оппозиционное (противодействие, сопротивление) течение по отношению к тем или иным религиозным направлениям.

Характерной и отличительной чертой для сект является притязание (стремление получить, предъявление своих прав) на исключительность своей роли, доктрины, идейных принципов, ценностей, установок и др.

С этим связаны самоощущения членов секты в избранничестве (предназначение, доступное лишь избранным), нередки и тенденции к чрезмерной изоляции и аскетизму.

Резко выражено стремление к духовному возрождению, признаком которого считается строгое соблюдение определенного нравственного кодекса и ритуальных предписаний.

Секта являясь авторитарной иерархической организацией, для достижения своих целей использует такие методы как привлечение людей при помощи сознательного обмана, вербовки, механизма влияния, позволяющие контролировать психику и поведение человека без его добровольного и осознанного согласия на это.

Религиозные секты отвергают институт священства, лидерство же наоборот превозносится и подкрепляется харизматичностью (под харизмой понимают совокупность эмоционально — психических способностей человека, благодаря которым его оценивают как одарённого особыми качествами).

Право на такое лидерство признается за лицом, которое получило «будто» милость божью, особую способность к руководству.

На самом деле, если внимательно разобраться в этом вопросе, превозносится то как раз некая одержимость (частичное или полное и всеобъемлющее подчинение разума какой либо мысли, идее, желанию; чрезмерная увлечённость, привязанность мысли, все это в конечном итоге достигает ярко выраженной страсти).

В сектантских организациях подчёркивается равенство всех членов, провозглашается принцип добровольности объединения.

Указанные черты характерны для религиозных объединений различных типов и возникли еще в ранние периоды формирования вероучений.

Человек пребывающий в такой общине постепенно теряет способность критически мыслить, сомневаться в действиях секты, полностью подчиняет свою волю воле лидерам секты, постепенно утрачивает своё «я», сливаясь и растворяясь в других.

Психологический ущерб, наносимый сектантской организацией человеку как раз и проявляется в поглощении его воли со всех сторон (у человека буквально не остаётся выбора), остаются лишь руины и осколки от прежней личности.

Чаще всего в сектах оказываются люди с низкой самооценкой, эмоционально травмированные, пережившие потери, столкнувшиеся с трудными жизненными событиями, с хроническими заболеваниями, зависимые от эмоциональной поддержки.

Если говорить о самих лидерах секты, у большинства фанатиков (фанатизм — слепое, безоговорочное следование убеждениям, особенно в религиозной области) наблюдается деформация (искажение) психики и может проявляться в превозношении своей исключительности.

Большинство фанатиков — лидеров считают себя избранными.

Особой и выраженной чертой сектанта (фанатика) является притязание на чужую свободу выбора (стремление получить, предъявить свои права) доходящая до пренебрежения чужими интересами и возможностями.

В чем заключается опасность вовлечения в секту?

Результат такой индоктринации (передача четких инструкций и указаний системы убеждений, образов, установок, стереотипов): члены секты попадают в многостороннюю зависимость и созависимость (предполагается как зависимость чувств, мыслей и поведения от объекта, так и стремление контролировать другого).

Внутренним не объяснимым самому для себя человеку ощущением и пребывания в тяжёлых психических состояниях вне сектантской общины является:

— критическая беззащитность вне группы доходящая у некоторых людей до панических атак и суицидальных стремлений;

— страхи, фобические состояния;

Человеческая психика буквально начинает генерировать (создавать) в себе самой некий тригерный вакуум находясь вне сектантской общины.

Опасность такой незаметной для профессионального взгляда динамики, имеющей место в секте, заключается в том, что психологические манипуляции происходят неуловимо и членами секты не распознаётся совершенно.

Сектанты активно используют три основных психологических фактора потребностей человека:

— потребность в общности;

— структурированности;

— значимости для окружающих.

В современном обществе очень распространён вирус одиночества.

Потребность в общности (единстве) предполагает наличие крепких связей и преданности между людьми и организацией.

Секты, в первую очередь, как раз и предлагают людям безусловное принятие, но оно является мнимым (ложным).

Их окружают люди, которые предлагают им дружбу и излучают одобрение.

Непривычные сердечность и внимание, которые не так часто можно встретить в окружающей действительности высоко ценятся и активно преподносятся в особенности в самом начале пребывания в организационной секте.

Поэтому члены сект так часто предпочитают отказаться от контактов со своими семьями и бывшими друзьями, жертвуют заработанные на протяжении всей жизни деньги, отказываются от супружеских отношений и др.

Это можно назвать ведущей манипуляцией базовой человеческой потребностью в желании быть принятым и понятым.

Секты используют потребность человека — в значимости и осмысленности существования.

Каждый культ имеет свою собственную версию реальности — религиозную, политическую, культурную.

Культовая секта всегда претендует на обладание окончательной истиной (безоговорочное следование какой — либо идее или посылу, без права на критику).

Кто живёт во внешнем мире и неспособен принять ценность истины секты, объявляются либо заблуждающимися, или слугами тёмных сил (сатаны), — здесь и скрыт величайший парадокс того, что секты сами как раз и являются носителями этих разрушительных сил и воздействий на человеческую психическую структуру, делают его окончательно безвольным даже перед самим собой.

Самопомощь после пребывания в секте существует, но как показывает действительность мало кто справляется самостоятельно после такого мощного воздействия на психику.

Сохранить в соц. сети

Обсуждение на сайте
   


Вы должны войти или зарегистрироваться, чтобы комментировать статьи
Обсуждение в соц. сетях
Мнение пользователей социальных сетей Вконтакте и Дзен