Мать обвиняют больше, если она оставляет ребенка, чем отца? - консультация психолога

Здравствуйте, уважаемые пользователи, как думаете правда ли, что мать обвиняет больше в оставлении ребенка, чем отца? От чего зависит обида на родителя, который не принимал участие в воспитании? Это касается, в основном российского общества (русских и обрусевших народов / людей? Или такая тенденция во многих странах мира?
Я смотрю передачи: "ДНК", "Пусть говорят". К матерям во многих случаях не подходят, когда узнают результаты теста, но с отцами очень даже хотят общаться. Конечно, если мать пила или гуляла, и бросила ребенка / ее лишили родительских прав, то обида может быть. Но часто, как мне кажется, отцов вообще идеализируют. Но если они гуляли, не предохранялись, не знали даже, что есть ребенок, это тоже безответственно. Ведь женщина может сделать аборт или бросить ребенка. Судьба решается, а отец не при делах. Хотя есть еще случаи, когда отцами вообще не интересуются. Или в данном случае также много зависит, как сами родители: отец и мать ведут себя при встречах? Знаете ли вы случаи, когда брошенные дети прощали своих матерей / отцов?
Мацульская Анастасия

Психолог
г. Воронеж
Гештальт-терапия
Ответ для: Валерия
Здравствуйте! Очень интересный и непростой вопрос затронули 🌿
В восприятии общества действительно есть тенденция, что ответственность за ребёнка чаще приписывают матери, чем отцу. В российском контексте это связано с культурными и историческими ожиданиями: мать традиционно считается «главным» родителем, той, кто обязана быть рядом, любить безусловно, жертвовать собой. Поэтому если мама уходит или не справляется, общественная и детская обида часто глубже — ведь рушится базовое представление о «безопасной фигуре».
Отцы же во многих культурах (и не только в России) часто идеализируются. Даже минимальное участие («позвонил раз в год», «подарил подарок») может восприниматься ребёнком как ценное, потому что ожиданий изначально меньше. В итоге у отца как будто «ниже планка», и прощение приходит легче.
При этом многое зависит и от личной истории:
если мать ушла, но потом смогла объяснить, поддержать и выстроить контакт — дети часто прощают;
если отец был холодным и равнодушным при встрече, идеализация быстро рушится;
если же ребёнку помогали понять, что вина не его, и давали место для чувств — обида смягчается.
Я знаю случаи (и из практики, и из реальных историй), когда дети прощали и матерей, и отцов. Чаще это происходило, когда родители признавали свои ошибки и проявляли искреннее участие.
То есть тут нет «универсальной формулы» — скорее, работает сочетание:
культурные ожидания (мать = «должна всегда», отец = «хорошо, что хоть что-то сделал»),
поведение родителей при встрече,
личная работа ребёнка с обидой, особенно уже во взрослом возрасте.
А что именно в этой теме особенно важно для вас? Возможно, она как-то откликается лично?
С уважением, Анастасия Мацульская , гештальт-терапевт. Записаться на консультацию: WhatsApp: +7-952-546-6194 Telegram: @Nastypsy