Саиоразрушительное поведение. - консультация психолога

Здравствуйте. Страдаю обсеессивно-компульсинвым расстройством с детства, а последние несколько лет, меня сопровождает усугубление навязчивой и компульсивной симптоматики из-за проблем с желудком (язва, колит, гэрб, срк). Страдаю кофеиновой манией, естественно из-за частого распития кофе на голодный желудок желчный немного сдал и отсюда пошли проблемы с ЖКТ. Так же из-за окр страдаю дезадаптивной мечтательностью (навязчивыми грезами наяву) очень часто хожу под разного рода музыку по комнате и квартире и представляю свою идеальную жизнь, это тоже некая мания, которая была со мной всю жизнь, но усугубилась в последние пять лет. Прошла всех специалистов по поводу ЖКТ, сделала все обследования, получила лечения в виде препаратов и советов по образу жизни. Но тут же поняла, что следовать всем советам из-за навязчивостей и компуьсий будет проблематично , обсессии и компульсии не дают должным образом принимать препараты, иногда навязчивые мысли запрещают запрещают это делать, а иногда отсрачивают приём препаратов до следующего дня. Поняв это, я записалась на прием к психиатру, которая выписала мне препараты сильно не подавляющие ЖКТ (стрезам, Атаракс) и вроде изначально все было прекрасно, но потом я опять начала часто пить кофе , довольно крепкий и увлекаться дейдримингом, потом пришлось по десять раз лечить желудок и так снова и снова. Только вылечу, опять все симптомы начинаются из-за мании кофе и мечтательности (хожу по квартире резко в такт музыки , в связи с чем тормошится рефлюксная дуга и весь ЖКТ, что в свою очередь способствует новому оттоку желчи и возобновления всей язвенной симптоматики.
Вопрос такой. Почему зная все предписания врача, чётко расписав план действий по лечению жкт , спустя какое-то время возвращаюсь в старое самоуничтожающее поведения. Ведь мне не сложно соблюдать диету, не сложно не пить кофе, не сложно заставить себя питаться по-новому и вести здоровый образ жизни.
Предположительно что заставляет меня заниматься таким разрушающим поведением? Понятно, что для понятия моего состояния нужна личная консультация психотерапевта/когнитивного психолога. Но пока нет возможности для таких консультаций. Не могли бы вы предпологая написать из-за чего возникает такое состояние. И как с ним бороться сознательно выкинув вредные старые привычки. Спасибо заранее за ответ. Как с ним бороться?
Богачева Ольга

Психолог
г. Москва
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Дарья
Здравствуйте. Я вижу, насколько вам непросто и как вы стараетесь разобраться в своем состоянии. У вас есть глубокое осознание своих проблем, вы анализируете их и хотите найти выход. Это уже очень ценно.
То, что вы возвращаетесь к самоуничтожающему поведению, несмотря на понимание его вреда, может быть связано с несколькими причинами.
1. Навязчивые ритуалы как способ снять тревогу Обсессивно-компульсивное расстройство – это не просто привычка, а укоренившийся механизм психики, который снижает тревожность. Возможно, кофе и мечтания стали вашими «копинг-стратегиями», своеобразными ритуалами, которые дают ощущение контроля, удовольствия или временного облегчения. Даже если сознательно вы понимаете их вред, внутренний импульс сильнее.
2. Нейробиология и зависимость от привычных состояний Наш мозг стремится к знакомым паттернам поведения. Кофеин, например, воздействует на дофаминовую систему, вызывая кратковременный подъем энергии, который может маскировать симптомы тревоги. Дейдриминг – тоже своеобразный уход в приятную альтернативную реальность, где меньше стресса. Повторение этих действий закрепляет их на уровне нейронных связей, поэтому отказаться от них сложнее, чем просто сказать себе «надо прекратить».
3. Внутренний конфликт Есть ли в вас часть, которая боится изменений? Возможно, соблюдение всех рекомендаций врачей – это шаг в «новую жизнь», но какая-то внутренняя часть вас не готова её принять. Иногда разрушительные привычки служат неосознаваемым способом сопротивления – например, если есть страх перемен или страх остаться без привычного способа справляться с эмоциями.
Как с этим бороться?
🔹 Осознать триггеры Отслеживайте, в какие моменты вам особенно хочется выпить кофе или погрузиться в мечты. Что предшествует этим действиям? Усталость, стресс, скука, тревога? Запишите это и попробуйте заранее подготовить альтернативные способы справляться с этими состояниями.
🔹 Найти новые способы удовлетворения потребностей Возможно, кофе даёт вам бодрость и ясность ума, а мечтания – ощущение безопасности и контроля. Чем ещё можно заменить эти вещи? Например, кофе – на дыхательные техники или холодный душ. А дейдриминг – на медитацию, арт-терапию или осознанные прогулки.
🔹 Системный подход: маленькие шаги Вместо резких запретов попробуйте постепенные изменения. Например, сначала уменьшить крепость кофе, а затем заменить его на что-то другое. С дейдримингом – выделить определённое время для «разрешённых» мечтаний, чтобы снизить спонтанные эпизоды.
🔹 Работа с самосаботажем Задайте себе вопросы: - Какую потребность я закрываю этим поведением? - Чего я избегаю, когда нарушаю предписания? - Каким я боюсь стать, если изменюсь?
Если получится, записывайте ответы. Это поможет лучше понять внутреннюю причину сопротивления.
Вы уже проделали огромную работу – осознание проблемы и поиск решений. И это уже шаг к переменам. Возможно, пока нет возможности обратиться к специалисту, но даже самостоятельная работа над осознанием своих паттернов поведения может дать результаты. Вы можете быть к себе бережнее в этом процессе – путь к изменениям не всегда прямой, но главное, что вы движетесь вперёд. 💙
С уважением, Ольга Богачева. Психолог онлайн / офлайн. Сайт https://bogacheva.life/ Телеграмм https://t.me/BogachevaO Телефон +79852119661