Мерещится человек - консультация психолога

Он был мне близким другом в каком-то смысле. Но случилось много неприятных ситуаций, поэтому наилучшим решением было - прекратить общение. Прошло уже около года с тех пор.
Думаю, где-то через пару месяцев после прекращения общения я начала замечать странные вещи. Он как будто просто материализовывается около меня: может разговаривать и выглядит как настоящий человек, а не плод моего воображения...
Человек жив, если что, с ним даже вроде всё в порядке.
Не могу сказать, что эти галлюцинации происходят часто. (А в основном у меня всегда ощущение, будто он рядом.) Где-то раз в несколько месяцев. Последний раз случай был в январе.
Происходила одна ситуация, которая меня всегда сильно тригеррит. Избежать я ее не могла, поэтому пришлось сжать кулаки и терпеть.
В этот момент и появился он. Начал гладить по спине, которую я так сильно сгорбила, что она заболела. И говорить, что все будет хорошо. Мол, ты слишком серьёзно к этому относишься, нужно не так. Короче говоря, он начал меня как будто успокаивать. Я прям чувствовала эту руку на спине... Она кстати почти прошла...
Потом он пропал так же внезапно, как и появился.
Мне кажется, что это ненормально...
Ерофеев Антон

Психолог
г. Новосибирск
Юнгианский анализ
Ответ для: Ника
Здравствуйте, Ника!
Психическая жизнь человека вообще очень богата и разнообразна. Чтобы более менее определенно сказать "что с вами происходит", следует предметно и обстоятельно всё это дело обговорить (со специалистом), выяснять различные подробности и т.п. Т.е., конечно, с подобной переписки по существу не стоит делать выводов.
---
Из вашего текста у меня сложилось впечатление, что скорее всего "ничего страшного" не происходит и переживать не о чем. Для примера, представьте себе, бывает так, что умер близкий человек. А у вас при этом куча общих дел, чувств и переживаний было связано с этим человеком. Если локализовать всё это добро в мозг, можно сказать, что немало нейронных связей было связано с этим конкретным человеком. Человека не стало, что будет происходить? Будет долгая и мучительная перестройка нейронных связей, или проще говоря, привычек.
Вы часто гуляли с этим человеком по этой улице? Если его не стало и вы оказались на этой улице - будьте уверены, нахлынут воспоминания в полном объеме. Вы вспомните и аромат его одеколона и улыбку и объятия - всё что угодно. Если в связи с разлукой (или потерей) человека у вас осталось много невыраженных чувств, переживаний - там и слезы и агрессия и всё что хочешь может пойти наружу. В общем, всякие "эффекты" могут быть вплоть до ощущения присутствия.
Я склоняюсь к тому, что вы имеете дело примерно с таким проявлением вашей психики. Если образ или ощущение человека появляется при особых обстоятельствах - скорее всего, этот человек прежде принимал активное участие в вашей жизни в особенности при таких обстоятельствах. Ну если в минуты стресса он вас как бы успокаивает, видимо в вашем реальном общении бывало такое или он не раз вас "спасал", после чего стал ассоциироваться с подобными проявлениями.
Чтобы стабилизировать себя и не впадать в какие-то эзотерические/экстрасенсорные теории, рекомендую остановиться на том, что этот человек действительно сыграл какую-то роль в вашей жизни, память о нем еще жива и он действительно может так "вспоминаться". То что такое воспоминание реально помогло вам успокоиться - это не значит, что его, извините, "астральное тело" пришло на помощь или у вас просто галлюцинации. Вот у вас есть опыт стрессовой ситуации и есть опыт выхода из стрессовой ситуации - ваша психика знает и то и это. Возможно, например, на данный момент образ вашего знакомого является наиболее лаконичным способом успокоения/выхода из стрессовой ситуации. И вот происходит ситуация, которая вас "триггерит", вы неосознанно хотите выйти из нежелательного состояния и ваша психика подбрасывает вам образ, который помогает с этим справиться.
---
Итак, у нас в психике бывают очень разные содержания. Иные образы могут быть для нас так же и "помощниками". Ваш образ, скорее всего, не галлюцинация, не что-то фантастическое и как бы "реально существующее". Образ в подобной ситуации - наше субъективное восприятие чего-то. Например, образ знакомого может играть роль "двери" в такое пространство в нашей душе, где мы чувствуем себя, например, спокойно и в безопасности.
К подобным образам можете пробовать обращаться сознательно, исследовать их, взаимодействовать. Возможно за вашим образом знакомого есть что-то еще, с чем следует разобраться и поработать.
Исследуйте себя, не спешите с пугающими выводами, скорее всего вы имеете дело с обычными проявлениями вашей психики)
Можете задать мне любой вопрос в личные сообщения)
Елена Ляус
Психолог
г. Дзержинск
Экзистенциальная психотерапия
Здравствуйте, Ника. Если у Вас никаких других галюцинаций нет, то, скорее всего, Ваша душа, таким образом, тоскует по утраченным отношениям. Возможно, у Вас богатое воображение, в том числе и тактильное, которое Ваша психика не может проигнорировать. Скажите, как это мешает Вам жить?
Работаю аналитически очно и онлайн: 904-393-17-93
Ника
Пользователь
Ответ для: Ерофеев Антон
Можете пожалуйста подробнее объяснить, что значит "к подобным образам можете пробовать обращаться сознательно"? (Например, я пробовала технику "отсушка" и материализовывала этого человека напротив себя. Имеется в виду что-то подобное?)
И правильно ли я понимаю, что образ знакомого является воплощением какой-то части меня самой, той самой "дверью", за которой сокрыто что-то?
Ника
Пользователь
Ответ для: Елена Ляус
Как мешает жить? Я вижу, разговариваю и ощущаю человека, который находится на данный момент очень далеко. Он как привидение, которое появляется и пропадает когда захочет. Это меня не пугает, но напрягает.
Елена Ляус
Психолог
г. Дзержинск
Экзистенциальная психотерапия
Ответ для: Ника
Опишите, что с Вами происходит, конкретно, когда Вас "напрягает"?
Работаю аналитически очно и онлайн: 904-393-17-93
Ерофеев Антон
Психолог
г. Новосибирск
Юнгианский анализ
Ответ для: Ника
Не имею представления, о какой технике вы говорите. Рекомендую обратиться к юнгианской психологии (такое направление в психологии), поизучать значение символа и образа, как это связано с психикой человека, как с этим можно работать.
Про работу с образами вообще. Например, если отдельные образы вам периодически вспоминаются, как бы вас "не отпускают", значит за этим что-то стоит, образ как бы заряжен "психической энергией" и нужно "распаковать" образ - разобраться почему образ еще актуален, найти смысл, разрядить ситуацию.
Это может быть похоже на то, как когда мы можем по многу лет периодически вспоминать какую-то свою жизненную ситуацию, когда сделали что-то нехорошее, опозорились, считаем себя виноватыми и т.п. - и вот та самая ситуация может как картинка вставать перед глазами, проигрываться снова и снова, заряженная, например, чувством вины. Даже не каждый день, а так - раз в месяц, а то и реже. Просто иногда всплывает и вы вдруг замечаете это. Это значит, что за образом действительно что-то стоит, например чувство стыда или вины перед человеком, которого вы обидели - конечно с этим надо работать, иначе это может тревожить хоть всю жизнь.
Само "сознательное обращение к образу". У вас есть свободное время, вам ничего не мешает, не отвлекает. Вы садитесь и мысленно концентрируетесь на этом образе. Вспоминаете его, рисуете в воображении и начинаете погружаться в него с желанием понять, что он в себе несет. Так с "погружением в образ" вы можете просто резко понять о чем речь (как инсайт) или у вас могут пойти чувства, например, тогда вы можете сразу их проживать в моменте.
В зависимости от развитости воображения и других качеств, образ может повести себя будто вы находитесь во сне - начать двигаться, и т.п., как если бы жил своей жизнью. Здесь может доходить до как бы прямого взаимодействия и общения. Но эта вещь специфическая, работает по своим законам, и просто так самостоятельно пробовать, прочитав этот текст - не рекомендую. Если очень интересно, читайте литературу по "активному воображению" в юнгианской психологии или обращайтесь к юнгианскому аналитику. Это так же и метод в психотерапии у юнгианцев. Так как такая работа с образом - это прямое взаимодействие со своим бессознательным, то теоретически там можно и "дров наломать", поэтому надо понимать, что делаешь, понимать законы бессознательного.
Цитата: И правильно ли я понимаю, что образ знакомого является воплощением какой-то части меня самой, той самой "дверью", за которой сокрыто что-то?
Именно так. Подобные вещи воспринимайте именно как проявления вашей собственной психики.
Можете задать мне любой вопрос в личные сообщения)