Проблемы с мышлением - консультация психолога

Здравствуйте, не знаю даже, как сформулировать проблему.  В общем в последнее время очень много тревоги по поводу своих интеллектуальных способностей. Не понимаю ничего. Не могу разобраться в каких то темах. И это меня очень беспокоит. Мне 29 лет, я работаю разнорабочим. Хотелось бы построить карьеру, научиться чему-либо востребованному, но так уж я жил свою жизнь, что не учился ничему особо. Работал на разных работах, но мозг не напрягал. И теперь как будто не могу ничего проанализировать, осмыслить критически, очень часто не понимаю поведение людей и часто теряюсь в различных ситуациях, когда нужно включить мозг и подумать, а он не включается. Ни поразмышлять, в общем ка кто очень все это тревожно. Никаких вопросов не возникает в процессе обучения. Плюсом стал очень закрываться от этих всех проблем от всех. В общении не знаю, что говорить, всегда в мыслях об этом, н чего вокруг не замечаю, редко могу о чем то пошутить. И мне страшно. Страшно, что люди увидят это. Я как будто махнул на себя рукой, решив что я безнадежен. И от этого приходят депрессивные и суицидальные мысли, а жизнь скудна, скучна и пресна, рассказать о себе нечего и ничего о себе как будто не знаю, хотя так по сути и есть. В голове мысли о том, что нужно взять на себя ответственность, каша и мешанина из страха, отчаяния, постоянных сравнений себя с другими и прочего.
хочу это изменить. И не представляю, как.
Читал много статей, что мол поставьте цель, составьте план, разбейте на шаги. Все это хорошо, вся эта теория замечательна, но как применить ее на практике, я не понимаю. Я понимаю, что думать надо мне. Целенаправленно.
Как научиться думать? Как включить мозг?
Маргарита Пикк

Психолог
г. Санкт-Петербург
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Роман
как научиться думать? Как включить мозг Мышление это естественный процесс, но ему можно помочь. В детском возрасте его постоянно стимулируют, мозг ребенка более чувствителен к приему и переработке информации. У взрослого человека, мыслительные процессы достигают своего пика к 25 годам и далее идут умеренно на спад. Но у взрослого с каждым годом пополняется багаж опыта, какие-то навыки оттачиваются, какие-то ввиду неиспользования утрачиваются. Поэтому взрослому человеку труднее осваивать новые навыки и приобретать знания. Но это не значит, что их не освоить и не изучить, просто на это потребуется несколько больше времени и усилий.
• Здесь стоит начать с малого: понять что конкретно вы хотите освоить или изучить? И начать читать книги по интересующей вас теме. По 10 страниц в день и начало будет положено.
• После ознакомления возможно вы решите рассмотреть обучение в рамках интересующей темы. Уже имея некоторое представление вы сможете подобрать более подходящий для себя курс по темпу и индивидуальной нагрузке. Осваивая материал, скорее всего будет тяжело, но постепенно вы начнете втягиваться. И то состояние, что вы описываете, начнет изменяться.
• Регулярное чтение классической литературы поможет обогатить словарный запас и улучшить речь. Чтение качественных детективов заставит "шестеренки" двигаться, прокачает логическое и творческое мышление, побудит мыслить критически и задавать вопросы, а также лучше понимать мотивы людей. • Некогда читать ещё и детективы? Можно попробовать заменить просмотр привычных фильмов на детективные. Но классику полностью исключать не стоит.
• Общение это навык, который можно развить. Но если закрываться и не использовать, то он со временем будет ухудшаться. Регулярное общение поможет совершенствовать коммуникативные навыки, постепенно повышая как уверенность в общении так и самооценку. Найдите группу по интересам и начните общаться в ней или обсуждайте прочитанное с друзьями.
• Регулярная забота о здоровье и следование режиму, помогут держать в тонусе не только тело, но и когнитивные функции.
• Страх в вашем случае это - скорее страх пепед неопределенностью перспектив в совокупности с экзистенциальным кризисом. Вместе они плохие мотиваторы, поэтому чтобы не утратить мотивации, когда начнете, и чтобы видеть прогресс, составьте распорядок на листе бумаги на месяц; отмечайте каждый день когда выполнили минимум. Так перед глазами будет наглядный результат ваших стараний. Благодарите и поощряйте себя за успехи, ведь это действительно хоть и не большое но достижение.
• Про сравнивание себя с другими: это так же нормально. Вы видите у других, то что хотели бы видеть в себе. Разница лишь в том, что со стороны кажется, что другим это далось легче. Всё стоящее всегда даётся, труднее, но в конечном счете оно стоит потраченных усилий.
Можно долго читать о том, что и как делать, принимать или отвергать варианты. А можно сделать первый шаг и уже двигаться вперед. Ведь пока вы не начнете, ничего в жизни не измениться.
Дополню: чтобы обследовать высшие психические функции,проверить состояние мыслительной деятельности, уровень тревожности, депрессии и получить более конкретные рекомендации - стоит обратиться очно к медицинскому психологу по омс в своей поликлинике или пнд по месту жительства.
КЛИНИЧЕСКИЙ ПСИХОЛОГ • НЕЙРОПСИХОЛОГ • ПСИХОЛОГ • М. Пикк • Skype: psy.pikk
Васильева Элла
Психолог
г. Симферополь
Системная семейная терапия
Ответ для: Роман
Здравствуйте, Роман! У вас сейчас возраст, когда человек начинает активно размышлять над тем, насколько он реализован, куда ему дальше идти и кем все таки быть. Например, в медицине старт реализации начинается примерно к 26-27 годам.
Что касается принятия решений, целей и задач - за эти действия отвечает кора головного мозга, она легко активируется если вы успешно работаете над своими привычками и установками.
Для того, чтобы начать что-то делать, надо просто начать делать - вот такой простой секрет успеха.
Прописывали ли вы себе реальные цели? Как быстро их достигали? Понимаете ли вы в каких ситуациях точно добьётесь успеха, а какие цели не ваши?
Насколько вы хорошо знакомы с собой? Как часто прислушиваетесь к себе?
У вас за плечами уже есть опыт жизни, как вы написали «жизнь пожил». Опирайтесь на этот опыт. Вы уже что-то имеет, и где-то находитесь, присвойте себе опыт и успех, чтобы двигаться дальше.
Системно-семейный психолог Васильева Элла Для записи на консультацию пишите на номер +79780405536 WhatsApp
Басова Надежда
Психолог
г. Саратов
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Роман
Здравствуйте, Роман! Вы пишете, что в этой ситуации чувствуете тревогу, но, возможно, Вы ещё чувствуете растерянность, смущение, стыд и вину. Вы пишете: "Я как будто махнул на себя рукой, решив что я безнадежен. И от этого приходят депрессивные и суицидальные мысли, а жизнь скудна, скучна и пресна, рассказать о себе нечего и ничего о себе как будто не знаю, хотя так по сути и есть".
Возможно, кто-то из значимых близких в вашем детстве махнул на Вас рукой, кто-то мог дать понять Вам, что Вы безнадежны. Может быть Вами в детстве мало интересовались, не помогали Вам обратить своё внимание на Ваши интересы, на Ваши вопросы и способности, никто не помог Вам в детстве научиться узнавать себя.
Это только мои предположения, но если они кажутся Вам похожими на то, что с Вами было, то попробуйте подумать об этом, вспомнить какие-то детали и свои мысли, чувства, переживания, связанные с теми событиями.
Лучше записать их на листке бумаги, и что-то записывать снова, дополняя это, когда будете вспоминать новые факты об этом. После того, как Вы достаточно вспомните того, что было, связанного с этой темой, попробуйте написать отдельно письма тем близким людям, которые были отмечены в Ваших воспоминаниях. Написать им о том, что Вас больше всего злит в их неверных поступках. Обращайтесь в письмах к ним напрямую. Это психологическое упражнение, поэтому письма не отправляются им, а только пишутся Вами, а потом Вы можете их прочесть, понаблюдать за своими чувствами, назвать эти чувства самому себе, затем эти письма можно сжечь или порвать.
После этого напишите этим людям другие письма, которые Вы им не отправите. В этих письмах сообщите им о том, что бы Вы хотели от них получить. Например:
- мама, я хотел бы, чтобы ты интересовалась моим внутренним миром, - папа (или мама), я хочу, чтобы ты ожидал от меня чего-то хорошего в жизни, чтобы ты мечтал о том, кем я буду (и можно написать кем), - бабушка (или дедушка, или воспитатель и т.д.), я хочу, чтобы ты научила меня узнавать себя, интересоваться собой, - ..., я хочу, чтобы ты показал мне как можно проявлять интерес к другим людям, показал мне, чем интересны другие люди и что интересного есть у меня и во мне. - ..., я хочу чтобы ты радовалась моим увлечениям, чтобы ты интересовалась ими и гордилась мной, - ..., я хочу, чтобы ты одобрял мои достижения, поступки и начинания, - ..., я хочу, чтобы ты помог мне понять то, что мне сейчас понять трудно. - ... И т.д.
Это упражнение можно делать много раз, записывая что-то новое и перечитывая то, что Вы уже записали.
Мышление человека развивается всю жизнь. Ваше сообщение (в моем восприятии) передает информацию о развитых способностях самонаблюдения, самоанализа, о грамотности.
Мышление можно развивать с каким-то преподавателем, им может быть учитель или тренер в любом интересующем направлении: художник, вокалист, математик, хореограф, психолог, историк, биолог, филолог, программист, скульптор, гончар, столяр, электрик, шахматист и т.д).
Мышление развивается в практической области. Но бывает, что человек обладает многими навыками, развитыми способностями и интересами, но при этом он имеет некоторые установки, которые мешают ему свободно и уверенно говорить с другими людьми о том, что его интересует, о том, что его волнует, что ему непонятно.
Для того, чтобы постепенно раскрыться для себя и для других, можно в работе с психологом начать разговаривать о себе, о том, что беспокоит, волнует, пугает, о том, что интересует, что злит и что радует. В этой работе можно восстановить связь со своими чувствами, мыслям, своими смыслами, со своей индивидуальностью и со своими интеллектуальными и творческими способностями.
С уважением Басова Надежда Анатольевна +79372254956, Viber, WhatsApp
Ваньке Агата
Психолог
г. Владикавказ
Гештальт-терапия
Ответ для: Роман
Здравствуйте, Роман. Я так понимаю вы пытаетесь заниматься непривычными для себя видами деятельности и это по вашему мнению не очень получается. Скажите пожалуйста, как ваши близкие относятся к вашей деятельности и вашим переживаниям? Какие вообще у вас отношения в семье, есть ли у вас друзья? Столько вопросов я задаю чтобы понять чей голос звучит у вас в голове, кто вас не поддержал и считает что вам нечего сказать и у вас ничего не получится? Обычно это какая то важная фигура из числа близких членов семьи. Подумайте над моими словами, ваш ответ поможет понять где корни вашего самоощущения. А еще для собственного спокойствия было бы хорошо сходить к врачу терапевту и сдать анализы на выявление дефицитов. Бывает что человеку не хватает витаминов, микроэлементов и из за этого сложно сосредоточиться, страдает память, мышление. В любом случае любая психологическая работа начинается с того чтобы понять здорово ли тело. Если все в порядке можно работать с самооценкой, верой в себя, внутренними опорами. У вас все обязательно получиться, главное двигаться маленькими шагами в сторону цели и с каждым днем становиться лучше чем вы были вчера.
Агата Ваньке Психолог Семейный терапевт, Гештальт терапевт +79289320912
Лахина Инна
Психолог
г. Армавир
Рационально-эмотивная терапия
Ответ для: Роман
Добрый день, Роман. Меня зовут Инна Лахина, я работаю в подходе Рилив-терапии, так же являюсь клиническим психологом. Из вашего сообщения можно отметить тот факт что "депрессивные и суицидальные мысли" не появляются просто от страха-снижения ваших интеллектуальных способностей, здесь всегда кроется какая-то не пережитая и не переосмысленная психологическая травма, и скорее всего не одна. И то что вы "ничего не понимаете и не можете разобраться в каких-то темах" говорит о том же. Чтобы не чувствовать боль от каких-то травмирующих событиях, мы выстраиваем психологические защиты, тем самым запрятывая глубоко в бессознательное те ситуации которые нам не приятны, которые мы не смогли пережить и принять. Это естественный психологический процесс.Тем самым, травма всегда ходит с нами рядом, и как воронка затягивает все наши ресурсы и энергию. И порой мы не помним что с нами когда-то случилось, но чувствуем упадок сил, потерю внимания, погружаемся в себя, в свои размышления, как будто выпадаем из реальности. Чтобы выйти из этого состояния, нужно в первую очередь, разобрать весь накопленный пласт неразрешенных проблем в вашей голове, кроме того, есть много техник которые вы сможете освоить самостоятельно, для того чтобы быть всегда в контакте, восстановить внимание и умственную работоспособность. Могу провести вам психо- и пато -диагностику, тем самым определив глубину снижения ваших психических функций, расскажу как строится работа с данным запросом в Рилив-терапии, поделюсь техникой на развитие внимания.
Лахина Инна. Клинический психолог. Рилив-терапевт. Страхи/Панические атаки/Травмы. Первая сессия бесплатно.