Как быть с учёбой? - консультация психолога

Каждый день учеба для меня настоящий ад. Начиная с того, что нужно рано встать с ежедневным отсутствием сил и ехать в маленькой душной маршрутке, заканчивая огромным чувством тревоги на парах. Я не успеваю выполнять задания и среди своих сверстниц-отличниц мне очень сложно находиться. Тем более, я чувствую, что не вливаюсь в коллектив и меня недолюбливают (но пытаться влиться и установить дружеские отношения мне не хочется, это не мои люди). Преподаватели давят, что-то делать очень тяжело. Особого удовольствия учеба не приносит, ведь я понимаю, что это не та сфера, которая мне нравится. Но и поменять специальность на данный момент я не могу, ведь я совсем не знаю что мне нравится. Поэтому приходится учиться и иметь профессию "на всякий случай". Хотя среди всех этих серьезных работников этой сферы я чувствую себя белой вороной. Свободного времени особо нет, ведь с 6 до 17, 6 дней в неделю, я занята только учебой, а дома нужно доделывать задания и подготавливаться к дальнейшим работам. Но сил дома уже нет. Сконцентрироваться максимально тяжело, поэтому обычные задачи, которые занимают у меня 3 вечера, можно сделать за 1. Мне очень хочется перестать чувствовать бесконечную тревогу, но весь мой социум и ритм жизни просто выводят меня на стресс. Я не могу заняться даже своим хобби. Смотря на моих сверстниц, мне очень грустно. Потому что  у них есть время на силы на отношения, подработку и любимые дела. Как можно облегчить мое состояние и начать меньше тревожиться?
Черная Елена

Психолог
г. Южно-Сахалинск
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Катерина
Вы сейчас находитесь в действительно сложной ситуации: учеба кажется адом, тревога съедает силы, а вокруг – мало поддержки. Это тяжело, и справляться с таким в одиночку ещё труднее. И вы не одна в таких ощущениях, многие через это проходят, хотя со стороны может казаться, что у всех всё легко. Вы уже молодец, что осознаете необходимость учебы и ищете способы справиться с тревожностью. Это важный шаг! Хочется поддержать вас в желании разобраться с этой ситуацией, и совладать с тревогой. Вы заслуживаете того, чтобы не просто «терпеть», а найти способы сделать свою жизнь хоть немного легче и понятнее. И здесь важно понять, как ваша тревога «работает» и что её усиливает? Какие маленькие шаги помогут именно вам чувствовать себя устойчивее? Вы не обязаны сразу знать ответы: это как раз то, с чем можно постепенно разобраться. Я вижу, что вы уже многое делаете в попытке помочь себе и уже проделали большую работу: замечаете, что происходит, ищете способы справиться и продолжаете двигаться – даже через «ад». Это требует много сил, и важно это признать! Интересно, что мы часто концентрируемся на проблеме, но не замечаем ресурсов, которые уже есть. Например: вы хорошо анализируете своё состояние, а ведь это основа для изменений. Вы проявляете настойчивость: даже когда трудно, вы не сдаётесь. И вы готовы обращаться за помощью, а это важный и смелый шаг. Можно исследовать, как опереться на эти сильные стороны, чтобы найти альтернативные стратегии борьбы с тревогой (не только «терпеть», но и снижать нагрузку на психику), разобрать ваши «триггеры» и реакции на них - как заранее замечать перегрузку. Постепенно сместить фокус с «выживания» на более осознанное отношение к учебе и себе. Что чувствуете: что-то из этого могло бы быть полезным?
С уважением, Елена Черная, психолог-консультант: https://psyh.info/users/chernaya_ev
Аптекарь Наталия
Психолог
г. Екатеринбург
Экзистенциальная психотерапия
Ответ для: Черная Елена
Здравствуй! Я очень хорошо понимаю, насколько изматывающей может быть такая нагрузка. Давай разберём несколько направлений, которые помогут облегчить тревогу и найти опору в текущей ситуации. 1. Эмоциональная поддержка и принятие a. Признай, что твои чувства и страхи – нормальная реакция на сильный стресс. b. Попробуй вести дневник эмоций: записывай, что именно вызывает тревогу, в какой момент и какие мысли при этом появляются. Это поможет увидеть закономерности и начать работать с конкретными страхами. c. Если есть возможность, обратись к психологу в вузе или онлайн. Порой достаточно нескольких встреч, чтобы получить техники быстрых стабилизаций. 2. Тайм-менеджмент и выгорание a. Раздели большой объём домашних заданий на маленькие подзадачи и оцени их по 10-бальной шкале важности и срочности (матрица Эйзенхауэра). b. Используй технику «Помодоро» (25 минут работы, 5 минут перерыва). Это снижение нагрузки на мозг и ощущение прогресса. c. Планируй в календаре не только учёбу, но и обязательное время на отдых. Даже 15–20 минут прогулки или простого переключения помогут снизить напряжение. 3. Физическое состояние a. Старайся высыпаться хотя бы 7 часов ночью: попробуй ложиться на 15–30 минут раньше. b. Минимальное движение – зарядка по утрам и 5–10-минутные перерывы-практики растяжки в течение дня. Это улучшит кровообращение и зарядит энергией. c. Обрати внимание на питание: добавь овощи, фрукты, пей воду. Избегай чрезмерного кофеина и сладостей, которые создают «энергетические качели». 4. Работа с тревожными мыслями a. Приучай себя замечать «аварийные» мысли («я не успею», «я хуже всех») и задавай им встречный вопрос: «Есть ли у меня доказательства того, что я не справлюсь?» b. Учись заменять глобальные мысли на более точные («Я не смогу всё сразу» → «Я могу сделать одну задачу и передохнуть»). c. Практикуй дыхательные техники: 4-секундный вдох, 4-секундная задержка, 6-секундный выдох. Несколько циклов успокоят в любых условиях. 5. Поиск личных интересов a. Не нужно сразу выбирать призвание. Достаточно потратить 10–15 минут в день на что-то новое: читать лонгрид по теме, смотреть короткий ролик, предлагать себе мини-проект. b. Запиши 5 разных сфер, которые когда-то привлекали. Найди честную информацию о том, что в них делается, и попробуй сделать небольшой шаг: мастер-класс, онлайн-курс, интервью с профессионалом. c. Даже если ничего не «выстрелит» сразу, ты расширишь горизонты и сможешь определить, что точно не твоё. 6. Социальная адаптация a. Не обязательно сразу вливаться во всю группу. Найди одного-двух человека, с кем у тебя хотя бы немного совпадают интересы. b. Участвуй в активности по выбору: кружки, проекты, волонтёрство. Общение в контексте общего дела менее формально и напряжённо. c. Помни: ты не обязана всем нравиться и не обязана «продавать» себя. Достаточно быть собой и находить тех, с кем комфортно. 7. Маленькие радости и мотивация a. Запланируй хотя бы один «микроотдых» в день: вкусный чай, пятиминутная медитация, любимая музыка. b. Вечером фиксируй 3 достижения за день (даже самые мелкие). Это помогает видеть прогресс и снижает ощущение беспомощности. c. Поставь себе небольшую награду за выполненные задачи: прогулка, серия сериала, звонок подруге. Внедряя эти практики постепенно, ты снизишь уровень хронической тревожности, найдёшь опору в режиме дня и всерьёз поработаешь над тем, чтобы учёба стала менее тяжёлой. Помни: ключ к изменению – маленькие шаги и внимание к собственному состоянию.
Психолог. Помогаю женщинам, которые пережили тяжёлый разрыв отношений восстановить самооценку и уверенность в себе.
Попова Светлана
Психолог
г. Москва
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Катерина
Катерина, добрый день!
Цитата: Особого удовольствия учеба не приносит, ведь я понимаю, что это не та сфера, которая мне нравится.
Если мы занимаемся чем-то, что нам не нравится, это будет нас обесточивать, забирать всю энергию.
Цитата: ведь я совсем не знаю что мне нравится
Этот момент достоин Вашего особого внимания. Попробуйте написать все занятия, даже самые не значительные, которыми Вам нравится или нравилось заниматься. Из полученного списка, отметьте то, что хорошо у Вас получается делать. Формула успеха = заниматься тем, что нравится + получается. И тогда у Вас возникнет ориентир, дополнительная опора, мотивация и дополнительная энергия.
Цитата: Но и поменять специальность на данный момент я не могу
Если Вы найдете то, чем все таки захочется заниматься в жизни, и при этом поймете, что хотите получить текущую специальность, то постарайтесь искренне ответить себе на вопросы: Смогу ли я аккумулировать свои силы и энергию для окончания учебы? Чем мне в жизни поможет и что даст этот диплом/знания в жизни? Готовы ли я тратить ... лет своей жизни на не любимую учебу? Нужно ли это мне? Если да, то зачем и для чего? Кому это нужно? Если я все таки не хочу здесь учиться, но буду это делать, что будет со мной в это время и после? Спустя 20 лет, что я себе скажу по этому поводу? и т.п.
Цитата: Как можно облегчить мое состояние и начать меньше тревожиться?
Ответив себе на всевозможные вопросы, у Вас появится ясность текущей жизненной ситуации и ощущение контроля над ситуацией, тогда тревога уменьшится.
Энергию нам дают любимые вещи и занятия. Выделяйте себе время на то, чтобы заниматься тем, что Вам нравится и приносит удовольствие без оглядки на кого-то или чье-то мнение.
Будьте здоровы и гармоничны! Успехов!
С уважением, Светлана Попова, КПТ-терапевт, клинический психолог. Записаться на консультацию: WhatsApp: +7-985-772-4663 Telegram: @SvetTelegram22
Богатырев Роман
Психолог
г. Москва
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Катерина, добрый день. Ваша учёба тогда казалась настоящим адом, и сил не оставалось ни на что. Такой ритм действительно выматывает. Хочется спросить: появилось ли сейчас в вашей жизни хоть немного пространства, где можно выдохнуть и побыть собой?
Нужна помощь? Консультирую Онлайн, Telegram, MAX +79855887899, обращайтесь, буду рад помочь! Просто напишите, и мы назначим удобное время для консультации! С уважением, психолог Богатырев Роман Сергеевич.
Катерина
Пользователь
Ответ для: Богатырев Роман
Здравствуйте, сейчас я нахожусь на практике и мне нужно в течение недели сделать 2 отчёта, но я просто лежу и не могу ничего сделать. Не думаю, что у меня есть пространство в обычном ритме учебы и сейчас я пытаюсь как-то отдохнуть, но все равно нахожусь на нервах