Отношения с сыном. - консультация психолога

Здравствуйте! Мне очень требуется совет на тему отношений матери и сына. Мне 43 года, сыну 14. Он второй ребёнок в семье(есть дочь, 21 год). Дочь родила в 22 года, она была очень долгожданной, но спектра обещанных всеми эмоций я не испытала. Возможно переживала послеродовую депрессию, т.к помню свои слезы и сомнения, что люблю её не так и недостаточно. С дочерью всегда было сложно в плане телесных контактов, обнимашек. Мне попросту не хотелось обнимать и целовать своего ребёнка. (меня мать оставила в год, я воспитывалась бабушкой, мечтала о дочери, чтобы любить её очень-очень, но что-то пошло не так...) Изначально детей я больше не хотела, но спустя 7 лет на свет появился запланированный сын. С ним было все иначе... Я увидела его и всё, мой мир сосредоточился на нем. И он оказался очень грудным и "маминым". Характер у него очень мягкий, тихий такой, добрый мальчишка. Его всегда хотелось защитить, заобнимать, зацеловать. И я защищала... Казалось, от всего мира. Он был моим хвостиком в малышковом возрасте, а я, как будто бы впервые почувствовала, что такое любить кого-то до сумасшествия. Он стал смыслом моей жизни. И я не заметила, как "залюбила" его. Он был маленьким, беззащитным, я старалась оградить его от всего. В садик не ходил(но ходил на развивашки 3 раза в неделю, там у него были друзья). В школу пошёл хорошо, тоже общается с ребятами, но есть одно но. Он сейчас, в 14 лет, очень ко мне привязан. Ему важно моё мнение всегда, он обнимет и поцелует меня по сто раз на день. Он чувствует моё настроение с полувзгляда... И если что-то не так - тут же реагирует. Ему интересно со мной ходить в кино. Он крайне мало общается с друзьями(и их мало). Иногда я начинаю паниковать, но не понимаю, как себя вести. Мне не хочется отталкивать его от себя, но и, мне кажется, связь между нами слишком тесная. Как помочь ребёнку сепарироваться безболезненно? Или я опоздала, все делала не так и теперь без специалиста никак? Папа у сына есть, живём вместе. Но главная фигура в его жизни - я.
Попова Светлана

Психолог
г. Москва
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Алина
Здравствуйте, Алина!
«Как помочь ребёнку сепарироваться безболезненно? Или я опоздала, все делала не так и теперь без специалиста никак?» Пока мы живы, ничего не поздно. Потребуется ли специалист, Вы поймете по тому, какая будет динамика процесса сепарации. Что нужно делать? 1. Теперь всегда и во всем он должен делать выбор сам. Например, вы идете вместе в магазин, пусть он сам выбирает продукты, которые в большей степени предназначены для него. Сам выбирает марку продукта, смотрит цены и т.д. Не помогайте ему в этом, «ты уже взрослый, сам знаешь, что ты хочешь. Бери, что хочешь». И так во всем: выбор, что надеть; когда делать уроки; когда убираться в своей комнате и т.п. Единственное, если есть договоренности на счет чего-то, например, ограничение во времени по пользованию гаджетов, то эти договоренности надо соблюдать. 2. Старайтесь советоваться с ним, и хвалить за советы. Если его совет будет полезен, то после совершенного действия, обязательно отметьте, какой он разумный/сообразительный/прозорливый и т.д. Тем самы он начнет понимать свою значимость как отдельной личности и чувствовать себя победителем. Это чувство необходимо именно мальчикам/мужчинам. 3. Попытайтесь меньше ему говорить, что он должен делать. Если возникает подобное желание, начните с ним это обсуждать «на равных». В диалоге больше задавайте вопросы и не давайте готовых ответов, вопросами можно его подводить к каким-то выводам. Тем самым, он начнет самостоятельно думать, развивать стратегическое мышление, принимать самостоятельно решения, и больше верить в себя. Задача родителей не воспитывать, а любить и научить детей быть самостоятельными и внутренне устойчивыми и гармоничными. Воспитывать лучше только себя. У Вас все получится! Если будут возникать вопросы, обращайтесь😊