Чувство вины. Как начать жалеть себя? - консультация психолога

Я работаю 20 смен в месяце по 12 часов, достаточно тяжело и могу не есть, и не пить  до самого позднего вечера из-за загруженности на работе, понимаю, что я достаточно много работаю и нужно себя пожалеть и взять не такой тяжелый (для меня) график, но вот я отравилась и не смогла отработать смену, не могу себя простить , что я была так не осторожна , что я пропустила один рабочий день и теперь потеряла приличную сумму денег и не получу премию, как мне перестать себя ругать, как мне перестать думать об этом , ведь мне и так плохо физически, а я себя и морально добиваю. Головой все понимаю , а сделать ничего не могу…..
Роменская Жанна

Психолог
г. Ростов-на-Дону
Психоаналитическая терапия
Ответ для: Mali
Здравствуйте, Mali!
За что вы себя вините? И почему наказываете себя именно изнуряющим трудом?
Если вы головой понимаете, что загоняете себя как на скачках, но ничего не предпринимаете, может есть что-то, на что вы надеетесь? На кого-то надеетесь? А это чувство вины уменьшается, если вы работаете выше своих сил? То есть, я пытаюсь, понять, это помогает?
Трудоголизм, к слову, относят к зависимостям, а они, в свою очередь, не возникают беспричинно. Чтобы помочь вам, нужна, на мой взгляд, диагностическая беседа для начала. Иначе, сплошные вопросы.
Так что, лучше бы найти специалиста, понять первопричину, а потом решить, как выйти из этой ситуации.
Нужна помощь? WhatsApp 8-999-633-70-63. 👉 БЕСПЛАТНО отвечаю на один вопрос здесь или в любом мессенджере/соцсети, кнопка ОБЩАТЬСЯ В ЧАТЕ или в WhatsApp, MAX. С уважением, Жанна Роменская.
Апарович Лилия
Психолог
г. Минск
Экзистенциальная психотерапия
Ответ для: Mali
Добрый день. Сочувствую Вам. Трудоголизм классифицируется как нехимическая зависимость. (Оговорка: если это на самом деле трудоголизм, нужно исследовать). Он помягче химических зависимостей (алкоголизма, наркомании), Кроме того он так не пугает, поскольку социально приемлем. Но механизм аддиктивного воздействия трудоголизма на личность примерно такой же, как того же алкоголизма. Его можно назвать образно эмоциональным алкоголизмом. Корни выходят из детства: зависимый уклад семьи. Не обязательно химические зависимости, может быть любовная аддикция, например, где мать зависима целиком от супруга и этот психологический механизм вживляет при воспитании дочери. Уж как и во что именно аддикцию в дальнейшем спроецирует дочь, зависит и от неё самой, и от социального окружения, и от жизненного опыта. Трудоголизм -- это не о зарабатывании денег, а о прокручивании себя в одном и том же выматывающем сценарии.
Будьте благополучны и счастливы))) Лилия Апарович, экзистенциальный психотерапевт, телеграм @liliyaaparovich; втцап, вайбер +375 295 62 63 95
Кулаков Игорь
Психолог
г. Симферополь
Психоаналитическая терапия
Ответ для: Mali
Здравствуйте. Вы описали тяжелую жизнь и я слышу в Ваших словах много боли. Тем не менее, Вы живете так как живете и я уверен, что у Вас есть очень уважительные причины, и для того чтобы переживать о каждом пропущенном рабочем дней и для того чтобы ругать себя. Причины подстать Вашей боли. Я бы предложил попробовать понять эти причины, как головой так и глубже - сердцем.
Скорее всего это тоже будет непростой и долгий процесс, но это может значительно облегчить Вашу жизнь. Важно дать себе время.
Есть ли в Вашем окружении человек, который бы Вам сочувствовал и старался понять Вас?
Успехов в понимании себя и работе над своей жизнью. Буду благодарен за отзывы на странице моего профиля
Алякина Евгения
Психолог
г. Москва
Психоаналитическая терапия
Здравствуйте. Спасибо, что поделились своей ситуацией. То, что вы сейчас чувствуете - это абсолютно нормальная и понятная реакция человека, который вымотан и физически, и морально. Давайте вместе разберемся в том, что происходит.
Прежде всего, хочу сказать главное: вы не виноваты в том, что отравились. Отравиться - это не преступление, не оплошность и не признак безответственности. Это случайность, которая может произойти с любым человеком, независимо от его графика работы. Ваше тело дало сбой, и это был его способ крикнуть о помощи.
То, что вы описываете - работа по 20 смен по 12 часов без возможности нормально поесть и попить - это экстремальная нагрузка для любого организма. В таких условиях иммунная система ослабевает, и риск заболеть или получить сбой многократно возрастает. Ваш организм и так работал на пределе, и отравление стало той каплей, которая переполнила чашу.
Теперь давайте разберем ваши чувства по порядку и найдем, как можно себе помочь.
Почему вы себя так ругаете и не можете простить? Перфекционизм и гиперответственность. Вы привыкли быть "стержнем", держать удар и выполнять свои обязанности несмотря ни на что. Пропуск работы, даже по уважительной причине, воспринимается вашим внутренним критиком как слабость, как провал. Этот критик жесток и несправедлив. Он не учитывает реальных обстоятельств.
Синдром отличника. Вам кажется, что вы должны всегда быть на "5+". Любая "четверка" (а пропущенный день и вовсе кажется "двойкой") вызывает катастрофу в самооценке.
Фиксация на финансовых потерях. Вы сосредоточились на сумме и премии, которые потеряли. Это больно. Но ваш мозг использует эти цифры как кнут, чтобы бить себя еще сильнее. Вы смотрите только на потерю, но не видите гораздо больших рисков, которые несет ваш текущий режим: риск выгорания, серьезных проблем со здоровьем (гастрит, проблемы с почками, сердцем из-за обезвоживания и стресса), потери интереса к жизни.
Что можно сделать прямо сейчас, чтобы перестать себя "добивать"? Вам плохо и физически, и морально. Давайте оказывать себе первую помощь, а не добивать себя.
Шаг 1: Проявите к себе элементарную человеческую заботу.
Вы отравились. Представьте, что отравился не вы, а ваш лучший друг или близкий человек. Что бы вы ему сказали? Вы бы стали его ругать за потерянные деньги? Нет. Вы бы сказали: "Лежи, не двигайся, пей воду, вот тебе лекарство. Все дела подождут, главное - твое здоровье". Отнеситесь к себе с такой же добротой. Ваша задача №1 сейчас - выздоравливать. Дайте себе на это полное право.
Шаг 2: Разделите факты и эмоции.
Факт: Вы отравились. Это медицинское состояние.
Факт: Вы пропустили один рабочий день.
Факт: Из-за этого вы не получите премию.
Эмоция: "Я безответственная", "Я была неосторожна", "Я все испортила".
Эмоции - это не факты. Ваша вина и самобичевание - это эмоциональная реакция на факты. Попробуйте признать факты без эмоциональной окраски: "Да, так вышло. Это неприятно. Это досадно. Но это не делает меня плохим работником или человеком".
Шаг 3: Используйте технику "Зато".
Это простое упражнение, чтобы сместить фокус с потери на приобретение.
"Я потеряла приличную сумму денег... ЗАТО я получила мощный сигнал от своего тела, что так больше продолжаться не может".
"Я не получу премию... ЗАТО у меня появился день (хоть и болезненный), чтобы просто лежать и отдыхать, чего в другом случае никогда бы не случилось".
"Мне плохо... ЗАТО я теперь яснее вижу, что мой график меня уничтожает".
Шаг 4: Посмотрите в будущее с практической точки зрения.
Ваша вина и злость - это реакция на прошлое, которое вы уже не можете изменить. Давайте перенаправим энергию в будущее. Ответьте себе честно:
Что я могу сделать, чтобы подобное (и болезнь, и такие тяжелые переживания) не повторилось?
Как я могу изменить свой график или режим дня, чтобы находить время на еду и воду? (Например, готовить еду с вечера, ставить будильник на перерыв, чтобы попить, договориться с коллегами о подстраховке).
Какой самый маленький и первый шаг я могу сделать к "менее тяжелому графику", о котором я сама же и говорю?
Резюме и важный вывод То, что с вами произошло - это не неудача. Это знак. Знак того, что ваша текущая система работы нежизнеспособна. Ваше тело взбунтовалось, потому что по-другому до вас достучаться не получилось.
Вы пишете: "Головой все понимаю, а сделать ничего не могу". Это классический симптом выгорания. Силы на действия истощены до дна. Поэтому не требуйте от себя немедленно все поменять.
Начните с малого:
Позвольте себе сегодня просто болеть и отдыхать. Отпустите вину. Вы не сделали ничего плохого.
Когда станет легче, подумайте, какой один маленький, но реальный шаг вы можете сделать для своего здоровья на следующей неделе. Не для работы, а для себя. Может, купить удобную бутылку для воды и поставить ее на видное место? Или поговорить с начальством о небольшой корректировке графика?
Вы - ваш самый главный ресурс. Если вы сломаетесь, не будет ни денег, ни премий, ни работы. Позаботьтесь о себе так, как позаботились бы о самом дорогом для вас человеке. Вы этого заслуживаете просто потому, что вы - это вы.
Если чувствуете, что не справляетесь с грузом вины и выгорания, очень рекомендую обратиться за очной консультацией к психологу. Работа с перфекционизмом и синдромом отличника - это очень конкретная и эффективная работа, которая значительно облегчает жизнь.
Выздоравливайте и будьте к себе добрее. Вы прошли через очень тяжелый период, и вам нужно время на восстановление.