Как перестать себя осуждать и ненавидеть? - консультация психолога

Что делать, если самооценка ниже плинтуса? Я осознала свою проблему не так давно, и сейчас не имею ни малейшего понятия о том, как сдвинуться с мертвой точки( Постоянно сравниваю себя с другими, отношусь к себе слишком критично, вижу в себе одни недостатки... Боюсь показаться какой-то не такой для окружающих, разочаровать их... В итоге, люди меня знают полной противоположностью настоящей меня, это угнетает( Сомневаюсь во всех своих решениях, мне всегда нужно одобрение окружающих. А если что-то не удается занимаюсь самобичеванием. Сейчас я просто ненавижу себя, знаю, что это неправильно, но ничего не могу с собой поделать.
Подскажите, пожалуйста, как мне действовать в сложившейся ситуации, как перестать осуждать и корить себя за каждый шаг?
Шендерова Елена

Психолог
г. Калининград
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Здравствуйте, Лиза! То, что вы описываете похоже на страх перед людьми — страх перед тем, что они подумают о Вас, страх перед оценкой себя со стороны других людей, страх критики, страх отвержения.
Стоит отметить, что такое очень распространенно, одна из ведущих причин обращения людей к психологу — это как раз страх перед людьми, другими словами, это зависимость от мнения окружающих, обида и непонимание по отношению к окружающим.
Это говорит о том, что Ваши личностные границы размыты, что Ваше представление о себе формировалось именно через восприятие Вас со стороны окружающих, Вы «впитывали» в себя их оценку и их восприятие Вас. Также — это говорит о том, что Вы утратили чувство контроля над ситуацией общения и контактирования или же, что это чувство контроля так пока и не сформировалось.
Т.е. Вы смотрите на людей, но при этом на самом деле понимаете, что не можете читать их мысли, не можете знать, что они думают о Вас и, соответственно, Вы не знаете чего от них ожидать, что они о Вас на самом деле думают и Вы чувствуете, что у Вас нет контроля над ситуацией, потому что на самом деле не знаете как себя вести. Поэтому Вы начинаете додумывать их мысли о Вас, их чувства, пытаясь интерпретировать их слова, взгляды, реакции, таким образом создавая для себя мнимое чувство контроля над ситуацией и над собой. НО — все это на самом деле ничего не дает и ничего не приносит Вам, кроме того, что Вы начинаете выстраивать защиту от людей. Пытаетесь убегать от взглядов, прятаться от них, но и это не помогает.
С этой проблемой можно и нужно работать, всё поддается коррекции — в таких ситуациях, необходимо научиться выстраивать границы (научиться отделять себя от окружающих), начинать формировать своё представление о себе (не через реакцию на Вас со стороны окружающих, а возвращаясь к самой себе), работать с чувством контроля над ситуацией — учиться контролировать то, что Вы на самом деле можете контролировать — это Вы сами, но не другие люди.
Работать над уверенностью в себе, над доверием, над чувством безопасности. Вернуться в прошлое и понять — почему так произошло, почему возникла эта зависимость от окружающих, как формировалась Ваша самооценка и когда всё пошло именно в этом, разрушающем направлении. Так как вам важно понять — что именно происходит и почему так случилось, когда человек начинает понимать, он начинает осознавать, что именно нужно менять и как это делать!
Если решитесь разобраться в том, что происходит – можете смело обращаться ко мне – работать можно в разных форматах, в том числе и онлайн (whatsapp, viber. skype) – 89118618416 – буду рада Вам помочь!
Пустовойтова Елена
Психолог
г. Санкт-Петербург
Эмоционально-образная терапия
Ответ для: Liza
Здравствуйте! Предлагаю обратиться к психологу. Самооценка закладывается в детстве, если значимые взрослые сомневались в Вас, стыдились, сравнивали с другими или же не давали проявить самостоятельность, тогда во взрослом возрасте довольно сложно доверять себе своим решениям, даже трудно осуществлять обыденные для других людей действия и решения. Сейчас Вы уже взрослая и можно учиться опираться на себя, освободиться от зависимости от чужого мнения. Ведь ваш страх вам не приносит пользы, от того, что Вы боитесь и делаете все чтобы понравиться окружающим, тревога не уходит и уверенность не прибавляется, верно? Значит пришло время сдвигаться с мертвой точки, согласны?)
Записывайтесь на консультацию, с психологом работать можно как лично, так и онлайн
С уважением, Елена