Нет мотивации к работе, постоянно прокрастинирую - консультация психолога

Здравствуйте! Моя проблема - прокрастинация в работе, неудовлетворенность результатами работы, страх потери дохода.
Я - руководитель проекта. Хоть и небольшого, но отвечаю за многие вещи: организация процессов работы, постановка задач сотрудникам и подрядчикам, взаимодействие с партнерами, клиентами. Работаю около года. Хорошие, почти дружеские отношения с начальством, хорошая ЗП для моего региона, свободный график.
Но при этом мне неинтересно заниматься тем, что я делаю. Постоянно отвлекаюсь, если работаю из дома, переключаюсь с задачи на задачу, не довожу многие дела до конца. Если задача кажется мне сложной, неприятной, могу ооочень долго тянуть с ее выполнением и радуюсь, когда она становится неактуальной. Каждое воскресенье ложусь с тревожными мыслями о том, как не хочу завтра просыпаться и включаться в работу. При этом испытываю чувство вины и тревогу, что недорабатываю, не выполняю свои задачи, не окупаю вложения. Всё боюсь,, что мне скажут: "Ты не справляешься, мне больше не нужен такой сотрудник". У меня только один руководитель, можно сказать, инвестор своего же проекта, и зп он мне платит неофициально. То есть я могу потерять доход в любой момент.
Казалось бы, мою проблему можно решить сменой работы. Но год назад я ушла с предыдущей работы по той же самой причине: выгорание, прокрастинация, абсолютное нежелание что либо делать, постоянно чувство вины и тревоги. Там я проработала 1,5 года. Поэтому я боюсь, что смена сферы или места работы мне не поможет. При этом я боюсь потерять те преимущества, которые есть сейчас (лояльные отношения с руководителем, уровень ЗП, относительная свобода в графике).
Как итог всего вышесказанного: эмоциональное выгорание, тревога и страх потерять работу и доход с нее, непонимание, куда двигаться дальше и что изменить (в себе или в окружающей среде).
Квасов Александр

Психолог
г. Минск
Экзистенциальная психотерапия
Ответ для: Лиана
Здравствуйте. Есть ли у вас цель работать на этой работе? Кроме денег, это не то. Эта работа чем потенциально поможет вам в будущем? Ради чего на ней нужно работать сейчас?
К тому же попробуйте привнести в работу азарт. Устраивайте еженедельные походы в развлекательные учреждения с коллегами. Либо делайте маленькие вставки на ту или иную часть рабочего процесса.
Может звучать не очень, но большая часть населения находит свой интерес в работе в виде сплетен.
Гралевская Елизавета
Психолог
г. Москва
Эмоционально-образная терапия
Добрый день, Лиана.
Вы правы, одна из составляющих прокрастинации - это смысл в выбранном виде деятельности. Попробуйте честно для самой себя ответить на несколько вопросов:
1. Какой смысл несет сейчас Ваша руководящая деятельность для Вас? Как Вы в ней раскрываетесь?
2. Какие навыки приобретаете и какие способности совершенствуете?
3. С какой целью (задачей) Вы трудоустроились на текущее место работы? Что хотели получить от этой работы? Эти задачи уже выполнены и стали неактуальными?
4. Что еще Вы можете получить с этого места работы как компенсацию Ваших умений (внимания) и Вашего времени, затраченного на работу?
Ответы на эти вопросы помогут Вам прояснить четче Ваше отношение к работе помимо чувства усталости, нежелания выполнять эту работу и снизит общее чувство тревоги. Касаемо чувства вины и долга, тревоги и страха, что Вам скажут:
Цитата: "Ты не справляешься, мне больше не нужен такой сотрудник"
1. Были ли ситуации на работе, что такие слова уже звучали в Вашу сторону?
2. Насколько высока вероятность того, что с Вам такое скажут?
3. Если это все же произойдет, насколько критическими могут быть для Вас последствия? На что можете повлиять в этой ситуации, а на что нет? Обозначьте Вашу зону ответственности.
4. Что можете предпринять, чтобы избежать такой ситуации? Лучше всего составить письменный план действий, даже если там всего будет 5-7 пунктов.
Цитата: непонимание, куда двигаться дальше и что изменить (в себе или в окружающей среде).
Чтобы прокрастинация не повторялась на каждой работе, попробуйте определить Вашу "зону ближайшего развития" в деятельности: чему хотите научиться? Каким специалистом хотите стать? Что необходимо еще "дошлифовать", чтобы стать "лучшей среди равных"? Отвечает ли работа (вакансия) Вашим ожиданиям от нее, предоставляет ли возможность обучения и усовершенствования компетенций?
Когда понимаешь "зачем?", то ограничения любого "как" переносятся легче.
Запись на онлайн-консультации по WhatsApp, Telegram +7 977 645 55 06 Стоимость в профиле.
Басова Надежда
Психолог
г. Саратов
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Лиана
Здравствуйте, Лиана!
Вы пишете, что находитесь в состоянии тревоги и "непонимания, куда двигаться дальше и что изменить (в себе или в окружающей среде)". Вы осознаёте, что у Вас есть страх потери дохода.
Возможно, у Вас есть страх потери не только дохода, но и других потерь (потери признания, успеха, статуса, идентичности, безопасности и т.д). Бывает, что потеря угрожает по каким-то иррациональным причинам, или по каким-то мнимым причинам.
Бывает, что истинный, глубинный страх потери сложно осознать, он может быть связан с тяжёлыми событиями, с неприятными воспоминаниями, он может переживаться бессознательно.
Например, человеку бывает сложно идти к успеху, выраженному в определенных чертах - образе жизни, условиях жизни, жизненных планах, отношениях с другими людьми, т.к. что-то из этих образов целей может не прорисовываться в воображении, может существовать в нём как бы размыто, неопределенно.
Причинами этого могут быть, например, слова или поступки родителей (значимых взрослых, близких людей) в детстве, бывает, что достаточно слов и поступков кого-то одного из них. Бывает, что если в детстве родители (близкие люди) не проявляли интереса к успехам и результатам стараний ребенка, то этот ребенок, вырастая, не может идти к своему успеху или не видит каким образом он может его достичь, т.к. в его опыте есть только память о разочаровании, связанном с тем, что его достижения никому не нужны, что его стараний никто не ждёт и никто не нуждается в них.
Бывает, что в детстве ребенка обижали родители или кто-то из них, или кто-то очень близкий. Ребенка могли бить, подавлять, он мог находиться на воспитании у жестокого или психически нездорового человека и т.п.
Бывает, что человек получил какие-то послания в детстве, связанные с тем, что счастье, радость, благополучие, успех и т.п. никогда не были в нашем роду, или всегда обходили нас стороной, или всегда они наблюдались и обсуждались, как события в жизни у кого-то чужого, а в жизни своей семьи не замечались, или в жизни своей семьи принижались заслуги, или в жизни своей семьи больше внимания уделялось потерям, трагедиям, тревогам и страхам.
Человек, выйдя из такой семьи может жить с вечным ожиданием потери, с сильной фиксацией внимания на том, что будет неудача или с фиксацией внимания на страхе.
А если ещё в прошлом был опыт глобальных, трагичных потерь, связанных с тяжёлым горем и его последствиями, связанных с переживанием предательства самой жизни, то человек может продолжать жить в состоянии хронической душевной боли, ощущая некий внутренний раскол, иногда какую-то внутреннюю ущербность, несправедливое изгнание, переживая потребность вернуть себе себя целого, здорового, полноценного и достойного (соответственно, переживая свою недостойность, отвергнутость, позор и т.п.).
И на это он может тратить много психических сил, которых уже не хватает на то, чтобы что-то спокойно планировать, выбирать для себя, доверять тому, что имеешь, доверять жизни, искренне интересоваться собой и своей жизнью.
Возможно, что-то, что связанно с подобными печальными событиями и явлениями, Вами переживается, что-то забирает много психических сил, поэтому сложно выбрать ясное направление движения, поэтому есть страх потери (и того, что имеете, и того, что будете иметь), нет интереса к тому, что делаете и есть неудовлетворенность результатами работы.
Если это так, то можно попробовать в работе с психологом обратиться к этим событиям и переживаниям. Можно попробовать самостоятельно записать на листке эти события, описав максимально подробно свои чувства, выписав то, что Вы считаете несправедливым, то, с чем Вы не согласны; обратиться в этих записях к тому, с кем Вы не согласны, выразить все свои чувства и своё мнение, свой взгляд на какие-то вещи. Этот способ может помочь восстановить свою психологическую опору, поработать с прошлым, пережить потерю и направить своё внимание на переживание своих достоинств, на свои интересы в настоящем и будущем.
С уважением Басова Надежда Анатольевна +79372254956, Viber, WhatsApp
Александр Ярошенко
Психолог
г. Хабаровск
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Лиана
Здравствуйте, понимаю вас. Похоже, что сейчас вы находитесь в процессе ориентировки (ищите варианты). В своих рассуждениях вы не плохо справляетесь. Действительно, можно поменять сферу деятельности, разобраться в себе, снизить общую тревожность. На мой взгляд, лучше не прятаться от этой ситуации, говорить о том что сейчас происходит. Если процесс принятия решения, затягивается, можно проделать это с психологом. В любом случае решение принимать вам. КПТ подход хорошо работает с тревожностью, также помогает рационально взглянуть на страхи которые нам рисует наш мозг.
Кто ищет, тот всегда найдет, в том числе и себя! А я тебе в этом помогу ☝️ Магистр психологии, психолог консультант. А.В. Ярошенко