Не вижу смысла пытаться нормально жить в обществе. Не хочу отожествлять себя с человечеством. - консультация психолога

«После Освенцима нельзя писать стихи», — обреченно сказал философ Теодор Адорно. Стихи продолжают писаться уже больше чем пол века. И правильно, соль не в стихах. Горе - отличное топливо для поэзии.
Но как можно считать человека благом, ознакомившись хотя бы со школьными учебниками истории? Как можно думать, что жизнь общества стоит того, чтобы в ней участвовать?
Я учусь на ИТшной специальности, последнее время с уклоном в big data. Это не мой осознанный выбор, мне все равно, на кого учиться и кем работать. Просто плыву по течению. Однако вопросы вроде "а на кой мне (и не только мне) это надо" имеют место быть. На кого бы я ни учился, я не был бы доволен, исходя из следующих соображений: ну ладно, выучусь. Буду работать на абстрактное благо общества. Хотя погодите-ка. О каком, собственно, благе речь? Если ты айтишник, будешь клепать таргетированную рекламу, запирая юзеров в рамках вычисленных предпочтений и соблазняя сочными плодами капитализма. Если ты военный или политик - совсем треш, не хочу и думать. Если ты кассир в условной шестерочке, будешь вынужден пытаться принести бОльшую прибыль работодателю, пренебрегая интересами клиента. Есть, наверно, и исключения - врачи, спасатели и иже с ними, но не думаю, что все так гладко. Да чего там, кем бы ты ни был, будешь обслуживать огромный человеческий механизм, не в силах полностью осознать его, но испытывая подсознательное отвращение. Серьезно, даже полистав просто учебник по истории для N-ного класса, невозможно не задуматься - а точно ли меня не обманули, сказав, что человек - это звучит гордо? Зачем желать блага тем, кто развязал две мировые мясорубки, применял химическое оружие и две атомные бомбы? На что еще они (нет, я не хочу говорить "мы") способны?
К чертям прогресс, к чертям гуманность. Есть положительные стороны, да, не отрицаю, но на кой они нужны, когда дела с человечеством обстоят так, как они обстоят? Пока один разрабатывает условную атомную бомбу, другой работает над условным лекарством от рака. Но нужно ли обезьяне с атомной бомбой лекарство от рака? Я думал, со временем такое радикальное неприятие пройдет, но не тут-то было: мне давно не 14, а эти мысли остались. Я не против самой идеи. Но порой такое восприятие мешает жить - очень сложно заставить себя учиться, а затем придется и работать. Иногда я думаю, что уеду в какой-нибудь маленький город или деревню, буду там дворником или еще каким-то низкоквалифицированным работягой, поживу сколько протянет тело без нормальной еды и медицинской помощи, на которую, наверно, не хватит зарплаты, всё, занавес, титры. Играет задорная музыка из заставки ситкома «Умерь свой энтузиазм», все танцуют.
Не думаю, что хочу этого на самом деле. Когда я думаю об этом, и тем более когда пишу или говорю вслух, хочется заплакать, и приходится прилагать усилия, чтобы этого не произошло, иногда по несколько раз на дню. В метро, с друзьями, на учебе. Иногда близкий человек замечают, что со мной что-то не так, и начинает винить за это себя.
Мир я не изменю. Но можно же относиться к этому как-то по другому? Не придавать значения не получается, но есть же наверно еще варианты?
Виноградов Николай

Психолог
г. Киев
Коучинг
Ответ для: cringe__
Здравствуйте. Нравится рассуждать о глобальном, почему бы не использовать эту тему для застолья в кругу единомышленников. Человек живет потому что испытывает удовольствие от самой жизни, а не потому что кому-то хорошо или плохо, обществу, в том числе. Если очень плохо живется, то выживает с мыслями о том, что скоро закончится черная полоса и наступит белая. Если говорить о работе, то мы на ней проводим половину сознательной жизни и люди учатся для того, что бы работать на любимой работе, при этом испытывая положительные эмоции и общество здесь точно ни причем. Любой вопрос, который касается именно себя, можете осмыслить если уберете посторонние факторы, в вашем случае это философия.
психолог-консультант с опытом работы более 12 лет.
cringe__
Пользователь
Ответ для: Виноградов Николай
Спасибо за ответ, это важно для меня. Увы, я не смогу это обсуждать в компании, я заплачу и испорчу собеседникам приятный вечер. Я не смогу получать удовольствие от работы, если буду знать, что моя работа может кому-то навредить с большей вероятностью, чем будет полезной, или просто будет бесполезной и бессмысленной. Пускай это просто философия, но это философия, которая мешает мне жить нормальной жизнью. Сегодня ты не смог заставить себя написать курсовую, завтра тебя отчислили, послезавтра - ты грузчик в уездном городе N, все еще не понявший, ЗАЧЕМ. Какая ступень будет после грузчика, пока не предполагаю. Нет, мне не нравится рассуждать о глобальном, но я не могу закрывать на это глаза. Это означало бы лгать самому себе. Я хочу научиться воспринимать жизнь как игру, события - как ни хорошие и ни плохие, и быть счастливым. У меня не получается.
cringe__
Пользователь
Ответ для: Виноградов Николай
Как убрать посторонние факторы? Я живу в обществе, а не в пустоте... Само собой, не могу о нем не думать. В этом моя проблема?
Виноградов Николай
Психолог
г. Киев
Коучинг
Ответ для: cringe__
Минутку, ваши решения или действия не произведут никакого видимого эффекта для общества, но для вас лично любые движения могут иметь судьбоносные последствия. По этому, в данной схеме, можно рассуждать например о жизни во вселенной, что тоже само по себе никоим образом ничего не изменит. Другими словами, зачем думать как дернуть за рычаг не вставая с дивана, если он очень высоко.
психолог-консультант с опытом работы более 12 лет.
Зубкова Галина
Психолог
г. Томск
Психоаналитическая терапия
Ответ для: cringe__
Здравствуйте. Вы ориентируетесь на мир, который пугает, уделяете внимание окружающему вас пространству, заполняя его мыслями, но вас то будто тут нет. Будто не хватает тепла, нет доверия, нет чувств.
cringe__
Пользователь
Ответ для: Виноградов Николай
Вы правы. Мои решения или действия не произведут никакого видимого эффекта для общества. Но лично для меня мне вроде и не надо. Возможно, мое счастье невозможно без счастья других. Сложно быть довольным, видя (например) каждый день в переходе одноногого деда, выживающего на подачки неравнодушных и судя по всему спивающегося на них же. Зачем мне какие-то собственные судьбоносные последствия, если вокруг такое.
cringe__
Пользователь
Ответ для: Зубкова Галина
Здравствуйте. Спасибо за ответ, это важно для меня.
Я ориентируюсь на мир, который формировался в моем сознании в течение всей моей жизни. Ведь все мы читали книги, общались, наблюдали, изучали жизнь общества так, как могли. Не могу утверждать, что мое видение объективно, ни в коем случае. Но это то, что я увидел, услышал, прочитал. Меня тут будто нет? Может и так. Собственная личность - вообще штука странная, просто постоянно изменяющийся набор реакций на происходящее, не вижу смысла зацикливаться на ней.
Виноградов Николай
Психолог
г. Киев
Коучинг
Ответ для: cringe__
Все относительно, бомж может быть счастливей миллионера, тот кто просит подаяние, может зарабатывать больше чем средний работяга. Смысл в том, что эти люди чаще всего живут как им нравится и если вы любите философию, то кого нужно жалеть?
психолог-консультант с опытом работы более 12 лет.
Зубкова Галина
Психолог
г. Томск
Психоаналитическая терапия
Ответ для: cringe__
Я говорю о вашей чувственной части. Нет к ней доступа. Можете рассказать как вы росли, как ухаживали за вами, какая была семья у вас? Мысли же появились из чего-то очень трепетного, чуткого, живого.
cringe__
Пользователь
Ответ для: Виноградов Николай
Бомж может, а я нет, такой парадокс Спиваются не от хорошей жизни, сколько бы ни зарабатывали. Я говорил с ними. Они не живут, как им хочется. Кто-то в "попрошаечном рабстве", куда попал не по своей воле (они в этом не признаются, а явление распространенное), кто-то беженец без документов (зато с детьми), для кого-то это единственный способ выжить, особенно в маленьких городах. Бабушка у аптеки просила у меня денег на лекарства, пенсии ей не хватало. Да, я встречал попрошаек со смартфонами (это не всегда признак достатка, как выяснилось, но иногда). Всякое бывает. А ситуация с миллиардером, который все равно несчастен, так же трагична, как ситуация условного бомжа. Я не люблю философию, честно. Ненавижу. Я не жалею людей, я просто не могу закрывать глаза на изнанку человеческой цивилизации. Просто пытаюсь быть честным с собой.
cringe__
Пользователь
Ответ для: Зубкова Галина
У меня хорошая семья. Есть отец, мать, сестра, куча родственников, двоюродные и n-юродные братья и сестры, тетки, дяди. Одиноко не было. Жили в квартире в панельке, в целом неплохо, все как у людей.
Конечно, бывали конфликты. С отцом на почве мировоззрения (за пределы кухонных дебатов это не выходило, у нас хорошие отношения), а маме просто было тяжело со мной, я помню, как она плакала и срывалась (возможно, не из-за меня, но я доводил, да). Сейчас я учусь в другом городе и живу отдельно, так что мы меньше времени проводим вместе, но отношения теплые.
Вообще детство, как по мне, не лучший период жизни человека, вне зависимости от окружающих взрослых. Ты ничего не понимаешь, не принимаешь за себя решения сам, не знаешь, как люди должны обходиться с тобой, а ты - с ними так, чтобы все остались довольны, делаешь и говоришь кучу глупостей. Однажды я сказал это родителям и пожалел - они могли почувствовать себя виноватыми.
В коллектив в школе вписаться не удалось - сначала из-за стеснения, а потом сформировались компании, к которым сложно присоединиться кому-то еще, как это часто бывает. Часто гулял в одиночестве по городу.
В принципе больше и нечего сказать - все как у людей.
Виноградов Николай
Психолог
г. Киев
Коучинг
Ответ для: Виноградов Николай
Вы видите изнанку, не согласны с ней, удручает и т.д. Возникает вопрос, каким образом вы можете изменить ситуацию, поразмыслив понимаете, ничего не изменишь, точка. Теперь о себе начинаете думать и понимаете что можете менять все как конструктор. Вывод, если не можешь повлиять на ситуацию, то не стоит на это тратить время. Это уже простая логика. И еще раз, ваша жизнь и как она сложится никому не интересна кроме родственников и вас самих. Подумайте, как лично вы хотите жить лет через 10, если увидите себя в достатке духовном и финансовом, то возможно мысли переключатся на себя любимого.
психолог-консультант с опытом работы более 12 лет.
Зубкова Галина
Психолог
г. Томск
Психоаналитическая терапия
Цитата: Собственная личность - вообще штука странная, просто постоянно изменяющийся набор реакций на происходящее, не вижу смысла зацикливаться на ней.
Вы не видите смысла, а зря! Полезно было разобрать "наборы реакции", поверьте в них обнаружатся закономерности. Сначала то, что человек в состоянии обнаружить - это чувства, но откуда они взялись? почему они именно такие а не другие (например, позитивные)? Конечно, психический процесс сложен, но корни эмоций и чувств уходят в бессознательное. Чем примитивнее человек тем сильнее он управляется своим бессознательным и зацикливается в одних и тех же мыслях.
cringe__
Пользователь
Ответ для: Виноградов Николай
Здоровый эгоизм - это здорово, но у меня не получается. Я не могу представить, как я буду жить через 10 лет и буду ли жить вообще. Достаток как таковой мне не нужен, это все равно не доставит мне удовольствия. А то, что родственникам не все равно, как сложится моя жизнь - пока основная мотивация хоть как-то пытаться ее складывать.