Мне «лень» жить - консультация психолога

Здравствуйте. Мне 18 лет, и мне «лень» жить. я поступила во второй лучший вуз страны на бюджет не туда куда хотела (получилось что как раз эта специальность интересна моему папе), у меня есть подработка, любящий парень, друзья, квартира, но я не чувствую себя живой. такое состояние появлялось у меня и раньше, но постоянно я начала чувствовать это последний год , у меня как будто нет эмоциональных сил жить, я чувствую себя ошибкой, потому что у меня эмоциональная привязанность к людям, я пытаюсь все контролировать, иногда я отталкиваю людей от себя и мне просто кажется что бороться с этим и пытаться изменить себя слишком тяжело и даже невозможно, поэтому эта жизнь просто бракованная, что я родилась в дисфункциональной многодетной семье, где родители не любили друг друга, не принимали мои чувства и мнение и даже не извинялись. я выросла и попала в окружение любящих людей которые учат меня взаимодействовать но я все равно причиняю им боль и иногда от меня уходят. моя мама хотела прижечь матку после рождения моей старшей сестры, я последний и младший ребенок (была рождена когда маме было 35), родители много для меня делают, у меня нет серьезных финансовых проблем, все в жизни получается, но я не чувствую себя живой. я постоянно себя обвиняю за проступки, обвиняю других а потом когда это понимаю начинаю себя винить еще больше за то что я не умею любить ни себя, ни окружающих, потому что как будто я никогда и не видела этой безусловной любви. мне так тяжело бороться с собой что я просто не хочу жить, не хочу страдать в этом теле потому что я уже оставалась одна, страдала, я не хочу страдать. я просто не вижу смысла в том чтобы жить и страдать. какие то события могут меня обрадовать и я чувствую что я счастлива но я не перестаю думать о том что жизнь бессмысленна, у меня нет сил ее проживать. это не просто усталость и желание сменить обстановку, мне по-настоящему плохо и я как будто вижу себя от третьего лица, я не могу воспринять то что происходит со мной за реальность, мне кажется что мою жизнь проживает кто то другой, а я просто живу. я вижу как функционирует мой организм но я не чувствую жизнь внутри себя. и я не знаю есть ли у меня еще надежда это изменить, мои дни идут как один, иногда даже лежание на кровати воспринимается мной как активное действие, которое занимает много сил мне тяжело думать, действовать, просто жить. и мне больно, что вокруг меня много очень хороших людей, которые не заслуживают проживать мою смерть; а мне кажется что возможно с другим человеком им было бы намного лучше чем со мной. помогите мне пожалуйста разобраться что со мной и что мне делать
Елена Ляус

Психолог
г. Дзержинск
Экзистенциальная психотерапия
Ответ для: Серафима
Здравствуйте, Серафима. Рождение человека не может быть ошибкой- каждый человек рождается для чего-то. Да, зачастую трудно понять: для чего? Вы пишете- эта специальность нравится папе- а Вам? То, что Вы описали, это- запрос на длительную аналитическую работу.Вы рассматриваете этот вариант помощи себе? Ещё, можно побеседовать со священником. Самой Вам будет трудно из этого выбраться. Если решитесь на профессиональную работу, обращайтесь, буду рада помочь Вам разобраться в себе.
Работаю аналитически очно и онлайн: 904-393-17-93
Басова Надежда
Психолог
г. Саратов
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Серафима
Здравствуйте, Серафима!
На мой взгляд, решая вопрос "лени" жить Вы пытаетесь определить и найти для себя свою активность жить, или свою волю жить, свои интересы в жизни, своё переживание деятельности в жизни, своё проживание и ощущение личного трудолюбия, внимания, направленного на свои интересы, на свои чувства и свои труды. Если это такие (или примерно такие) явления, которые бы Вам подошли для благополучного самоощущения, то, возможно, Вам поможет понимание того, как они формируются в жизни человека. И с чем связана потеря этих качеств.
В процессе роста и развития для личности, в области межличностных отношений (изначально- с родными и близкими людьми), определяется некое совпадение, соответствие уникальных признаков личного вклада в какое-то общее дело.
Например, личный вклад, или личное дело - быть ребенком и учиться в школе, - это может быть отмечено для ребенка родителями, как то, что "ты у нас учишься", "у тебя получается учиться", "ты это делаешь и это то, чего мы от тебя ждём".
При этом родители могут демонстрировать удовлетворение, одобрение, или поощрение этого дела. Ребенок тогда воспринимает и чувствует, что его дело (данный его личный вклад) отмечен родителями, что его дело обладает уникальными признаками.
Этот процесс идентификации близкими людьми его дела так же распространяется на другие его дела, например, на то, что он научился завязывать шнурки на ботинках, убирать за собой постель, научился дружить, научился рассуждать, научился работать в коллективе и т.д., много-много чему научился, он многое делает.
У ребенка появляется чувство ценности своей активности, он легче проявляет инициативу, он чувствует, что его усилия имеют значение, он с интересом формирует зону индивидуальной ответственности, он учится выделять для себя радость за личные цели и учится разделять радость за коллективный результат; и все эти чувства включаются в его личную мотивацию, он учится ценить и переживать свою потребность в личном вкладе в общее дело, а вместе с этим - ценить уникальность своей потребности делать что-то для своих личных целей и для общих целей.
Если человек вырастает и не получает в процессе развития информации от родных людей о соответствии уникальных признаков его вклада в какое-то общее дело, то он не может точно определить свой вклад. Тогда он может начать сравнивать себя с другими участниками и сомневаться в собственной способности делать какой-то вклад, или не может ощутить ценность своего вклада в общее дело или в жизнь. Это приводит к потере смыслов что-то делать, к потере интересов в делах, к потере радости от взаимодействия с другими людьми, к потере переживания самоценности и уникальности, ухудшается моральное, психологическое состояние, снижается мотивация.
В работе с психологом можно обратиться к тем механизмам воспитания, которые привели к негативному результату. Необходимо обратиться к созданию условий, которые позволят видеть и оценивать свой вклад в общее дело. Для этого можно записывать то, что "У меня получается ...", в качестве упражнения создавать список того, что получается, обращаясь к самым простым вещам. Можно учиться поощрять себя за то, что получается.
Поощрением могут быть слова: "У меня получилось ... (что именно)", "Я сделала... (что именно) и я радуюсь за себя, я целиком и полностью люблю и принимаю себя", "Для того, чтобы отдохнуть, я полежала на кровати 15 минут и я молодец, у меня получается отдыхать", "Я подготовилась к занятиям, выполнила домашнюю работу, у меня получается выполнять то, что я наметила, и я довольна собой". Можно покупать себе подарки за что-то, за то, что сделала, например, наметила выполнить психологическое упражнение и сделала это, наметила выделять то, что получается- сделала это и похвалила себя и, может быть, приготовила для себя какое-то вознаграждение.
Можно также отдельно записать, вести дневник своих дел- "вкладов в общее дело" и написать себе в качестве напоминания: "Я поощряю своё активное участие в общих делах". Попробуйте записывать в него каждый день то, что Вы сделали в общем деле. Например, ходила в университет на занятие, здесь общее дело- учебный процесс, в котором участвуют преподаватели и студенты, можно написать, что сегодня я проявила себя в качестве студентки, у меня получается быть студенткой и учиться. Или, например, сегодня я общалась с подругами, у меня получается быть подругой, у меня получается слушать, у меня получается поддерживать, у меня получается рассказывать о себе, у меня получается выражать своё мнение, у меня получается устанавливать эмоциональный контакт с людьми, у меня получается дружить, у меня получается распознавать заботу и любовь, у меня получается заботиться, у меня получается любить. И т.д.
Каждый день записывайте по 10-20 своих дел- "вкладов в общее дело". Поощряйте себя, хвалите, поддерживайте себя добрыми словами в любых своих делах, записывайте свои дела с формулировкой признания того, что получается это делать. Наблюдайте за чувствами, когда будете читать то, что записали. Называйте свои чувства. Ваши чувства развернутся в сторону проживания положительных переживаний, связанных с тем, что у Вас получается.
Желание контролировать людей изменится, сложится переживание ценности своей активности, ценности своего личного вклада, чувство, что Ваши усилия имеют значение, что Ваши чувства имеют значение, появится удовлетворение от переживания ценности и уникальности Вашей зоны ответственности, Вы научитесь выделять для себя радость за личные цели и с интересом сможете разделять радость за коллективный результат.
С уважением Басова Надежда Анатольевна +79372254956, Viber, WhatsApp
Серафима
Пользователь
Ответ для: Басова Надежда
Спасибо вам за такой подробный ответ! Очень полезно!